Закон устанавливающий или отягчающий ответственность

Самое важное на тему: "Закон устанавливающий или отягчающий ответственность" с комментариями профессионалов. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному консультанту.

Закон устанавливающий или отягчающий ответственность

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

1. Норма комментируемой статьи закрепляет право человека не подвергаться преследованию за деяния, совершенные при отсутствии в законе их запрета, и не нести за правонарушение ответственность более строгую, чем предусматривавшаяся в момент его совершения. Иными словами, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. При этом нормативный правовой акт, устанавливающий или отягчающий ответственность, подлежит применению лишь к тем правонарушениям, которые совершены после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.

Возведение нормативных правовых норм о действии закона во времени в разряд конституционных (обладающих наивысшей силой) само по себе свидетельствует об их высокой значимости и ценности; они носят всеобщий характер, распространяясь на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения.

Более того, нормы аналогичного содержания содержатся во многих международных документах (ст. 11 Всеобщей декларации прав человека и ст. 15

Международного пакта о гражданских и политических правах). Эти нормы, основанные на общепризнанных принципах справедливости и гуманизма, служат важным средством обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, являясь неотъемлемым составным элементом правового статуса личности в Российской Федерации.

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет — принцип, согласно которому закон может быть применен к отношениям, возникшим до его принятия, только если об этом прямо указано в этом законе. Его действие распространяется на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения. Он содержит в себе и конституционно закрепленную гарантию для граждан, и принцип деятельности соответствующих государственных органов. Этот принцип создает устойчивость в отношениях между субъектами права, формирует уверенность граждан в стабильности их правового положения, в прочности правопорядка.

Данное конституционное установление является по своему характеру универсальным: оно адресовано всем правоприменителям при выборе нормы, подлежащей применению в каждом конкретном деле; обязательно для законодателя при принятии им норм о введении закона в действие и, наконец, касается всех видов юридической ответственности.

Так, согласно статье 10 УК РФ закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Следует отметить, что издание законов, устанавливающих или отягчающих ответственность, может быть вызвано необходимостью совершенствования мер охраны и защиты прав, свобод и законных интересов других граждан, усиления борьбы с правонарушениями и укрепления правопорядка. Разумеется, государство вправе принимать такие меры, но это не должно вести к ухудшению положения лица, совершившего деяние до издания более строгого закона. Гражданин может и должен знать и соблюдать требования действующего закона.

Обратная сила закона является исключением из общего правила, поэтому должна быть специально оговорена в самом законе либо в акте о введении его в действие (например, уголовный закон, устраняющий наказуемость деяния или смягчающий меру наказания).

2. Правовая норма, содержащаяся в части второй комментируемой статьи, является важной правовой гарантией свободы поведения гражданина в обществе, позволяет ему совершать те или иные действия, считаясь лишь с действующим законом. Она также основана на общепринятых принципах справедливости, гуманизма и служит важным средством обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина.

По сути, данная норма означает, что если лицо совершило деяние во время действия прежнего закона, которым оно признавалось правонарушением, но новым законом ответственность за это деяние устранена, такое лицо не может быть при-влечено к ответственности. Это деяние не считается больше правонарушением.

Если же лицо уже привлечено к ответственности по прежнему закону, оно в соответствии с новым законом подлежит освобождению от назначенной ему меры наказания. Такой закон имеет обратную силу. В том случае, когда лицо несет ответственность за правонарушение по прежнему, более строгому закону, ему в соответствии с новым, более мягким законом назначенная мера ответственности должна быть уменьшена до пределов, указанных в новом законе.

Под смягчением ответственности в данном случае понимается изменение строгости вида наказания, либо уменьшение размера взыскания, либо облегчение условий отбывания наказания, либо иное улучшение положения лица, привлеченного к ответственности.

Под законом в данном случае понимается любой закон, предусматривающий ответственность граждан за правонарушения, независимо от того, является ли он федеральным законом или законом, принятым на уровне Республики Марий Эл и т.д. В силу верховенства Конституции Республики Марий Эл на всей ее территории положения комментируемой статьи распространяются на все нормативные правовые акты, которые должны издаваться и применяться на уровне республики в строгом соответствии с этими положениями.

Положения указанной нормы распространяются на все виды правонарушений и отрасли законодательства.

© Марийский государственный университет 2019

Статья 54. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной.

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Поддержать проект

Вы можете поддержать наш проект, пожертвовав нам любую сумму на Ваше усмотрение.

Статья 54 Конституции России

Текст Ст. 54 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Читайте так же:  При отчислении из университета какие документы выдают

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Комментарий к Ст. 54 Конституции Российской Федерации

1. Положения комментируемой статьи основаны на общепризнанных принципах справедливости и гуманизма, сформулированы в соответствии со ст. 11 Всеобщей декларации прав человека и ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах. Эти нормы служат важным средством обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, являясь неотъемлемым составным элементом правового статуса личности в Российской Федерации.

Возведение правовых норм о действии закона во времени в разряд конституционных (обладающих наивысшей силой) свидетельствует об их высокой значимости и ценности; они носят теперь всеобщий характер, распространяясь на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения.

Итак, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, подлежит применению лишь к тем правонарушениям, которые совершены после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия. Аналогичные указания содержатся в Уголовном кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях РФ. Например, согласно ст. 10 УК РФ, закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Следовательно, лицо, совершившее деяние в то время, когда оно считалось правонарушением, не подлежит ответственности, а лицо, совершившее правонарушение, наказуемое по новому закону более строго, может быть привлечено к ответственности только по действовавшему в то время более мягкому закону.

Издание законов, устанавливающих или отягчающих ответственность, может быть вызвано необходимостью совершенствования мер охраны и защиты прав, свобод и законных интересов других граждан, усиления борьбы с правонарушениями и укрепления правопорядка. Разумеется, государство вправе принимать такие меры, но это не должно вести к ухудшению положения лица, совершившего деяние до издания более строгого закона. Гражданин может и должен знать и соблюдать требования действующего закона.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Данный конституционный принцип подчеркивает гуманность законодательства и стремление самого законодателя следовать принципу справедливости, а также полностью соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 11) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 15).

Приведем несколько примеров из отраслевого законодательства, в котором нашла свое продолжение комментируемая конституционная норма.

В гражданском законодательстве: если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ст. 422 ГК РФ).

В налоговом законодательстве: акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В законодательстве об административных правонарушениях: закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ст. 1.7 КоАП РФ).

Имеет ли обратную силу закон устанавливающий или отягчающий ответственность?

Если для юристов понятие «обратной силы», применительно к действующим на данный момент законным актам, привычно и понятно, то для обычных граждан это же самое может вызвать определённые затруднения. Между тем, такая характерная черта любого акта, будь то уголовное, гражданское или административное законодательство, как отсутствие обратной силы закреплено в основном Законе страны — Конституции РФ (ст. 54).

Ещё в древнеримском праве впервые появляются и с тех пор действуют практически без изменений основные положения, определяющие правоприменительную практику к такой категории, как «обратная сила». Основными такими положениями являются:

  • все положения закона начинают действовать только после окончания официальной процедуры его принятия;
  • если какие-то отношения (в том числе и преступления) между гражданами, организациями, государством уже существовали на время принятия закона, то его применение невозможно.

Для лучшего понятия этих положений можно рассмотреть простой пример. Человек совершил проступок, попадающий под действие УК РФ. За время проведения следствия и суда была принята новая редакция законодательного акта, определяющая более суровое наказание за совершённое преступление. Однако, отсутствие обратной силы в данном случае запрещает применять положения нового закона и обязывает судить нарушителя по тем нормам, которые существовали на момент совершения проступка.

Точно так же, нельзя применять наказание для человека, если проступок, на момент его совершения, вовсе не признавался преступлением. Впоследствии может быть принят законодательный акт, по которому это же действие будет классифицироваться, как преступление. Но, поскольку при совершении это действие не являлось объектом интереса со стороны правоохранительных органов, то никакая ответственность за это применена быть не может.

Смысл применения принципа отнесения закона ко времени его совершения следующий. Во-первых, этим самым защищаются права конкретного человека. Легко представить, тот правовой беспредел, который мог бы наступить, при возможности принятия законов для наказания за уже совершённые действия (причём не всегда противозаконные, с точки зрения действующего законодательства). Принцип «обратной силы» для законов не позволяет ухудшать правовое положение гражданина по сравнению с моментом совершения преступления.

Во-вторых, обеспечивается стабильность и предсказуемость действующего законодательства. Вряд ли кто-то будет оспаривать то, что российское законодательство не идеально. В нём имеются спорные законы, противоречащие друг другу акты, оно не всегда успевает за новыми требованиями жизни и так далее. Но, по крайней мере, все участники общественных, производственных и государственных отношений уверены в том, что государство не будет их преследовать за проступки, которые таковыми даже не признавались в момент совершения или ужесточать наказание за нарушения по причине выхода новых законов.

Читайте так же:  Кадастровый паспорт многоквартирного жилого дома

Юридический портал bukva-zakona.com акцентирует ваше внимание на том, что принцип отсутствия «обратной силы» для действующих законов имеет существенные исключения. То есть существуют такие ситуации, когда положение человека, совершившего уголовный, гражданский или административный проступок, может измениться, несмотря на то, что новая версия законодательного акта принята уже после самого момента этого проступка.

Но это будет возможно только в следующих ситуациях:

  • положения нового закона исключают совершённый проступок из перечня преследуемых по закону, то есть по новому законодательному акту проступок перестаёт считаться преступлением;
  • положения нового закона предусматривают более мягкое наказание за совершённый проступок;
  • другие положения новых законов, которые улучшают положение человека, совершившего проступок.

Все указанные исключения имеют своей целью улучшение (или облегчение) положения человека, виновного или подозреваемого в совершении какого-либо проступка.

Поскольку принцип отсутствия обратной силы для законов предусмотрен в Конституции РФ, то особого упоминания в каких-либо законодательных актах он не требует. По умолчанию он распространяется на всё уголовное, административное и гражданское законодательство.

Статья 50. 1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 51

Каждый, кто находится на территории Донецкой Народной Республики, обязан соблюдать

Конституцию Донецкой Народной Республики, ее законы, соблюдать нормы общественной нравственности и уважать культурные традиции Донецкого края.

Статья 52

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 53

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 54

1. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры Донецкого края.

2. Под защитой государства находятся исконные исторические топонимы Донецкого края. Географические названия на картах и дорожных указателях, в официальных изданиях и учебниках Донецкой Народной Республики приводятся на русском и украинском языках в соответствии с их общепринятой орфографией.

Статья 55

1. Защита Отечества является священной обязанностью гражданина Донецкой Народной Республики.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Гражданин Донецкой Народной Республики несет военную службу в соответствии с законом.

3. Гражданин Донецкой Народной Республики в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 56

Гражданин Донецкой Народной Республики может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 57

1. Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в настоящей Конституции, не являются исчерпывающими.

2. Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть упразднены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.

3. В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями 18, 19, 20, 36, 43, 46,47,48,49, 50.

Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. РЕФЕРЕНДУМ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 54 Конституции РФ

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Комментарий к Статье 54 Конституции РФ

Нормы комментируемой статьи закрепляют право каждого не подвергаться преследованию за деяния, совершенные при отсутствии в законе их запрета, и не нести более суровую ответственность за правонарушение, чем предусматривалось в момент его совершения. Тем самым формулируются правила о действии устанавливающих юридическую ответственность законов во времени.

Данное конституционное установление является по своему характеру универсальным: оно адресовано всем правоприменителям при выборе нормы, подлежащей применению в каждом конкретном деле; обязательно для законодателя при принятии им норм о введении закона в действие и, наконец, касается всех видов юридической ответственности (см. Определение КС РФ от 16.01.2001 N 1-О*(700)). Последнее относится к уникальным чертам российского конституционного регулирования, поскольку и международно-правовые нормы, и зарубежные конституционные тексты*(701) формулируют подобные правила лишь в связи с запретами признавать преступлением не предусмотренные уголовным законом деяния (sine crimen sine lege) и, соответственно, придавать обратную силу нормам о введении уголовной ответственности и о ее ужесточении, т.е. признают их обязательность в сфере уголовного преследования.

В системе изложенных в комментируемой норме правил базовым является тезис о недопустимости привлечения к юридической ответственности без установления в законе до совершения правонарушения как его признаков, так и конкретных мер ответственности. Это требование охватывает, по существу, и запрет обратной силы закона, устанавливающего или усиливающего ответственность. Из него вытекает также недопустимость привлечения к ответственности на основе аналогии, т.е. в отсутствие прямого запрета конкретного правонарушения в законе. Иное противоречило бы конституционным принципам юридической ответственности, к которым наряду с требованиями ст. 54 Конституции относятся также принципы правовой определенности и соразмерности ответственности (см. п. 2.1 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20.04.2006 N 4-П*(702)) (см. комментарии к ст. 21 и ч. 3 ст. 55).

В дополнение к изложенному и расширяя международно-правовые нормы, комментируемая статья в ее ч. 2 предписывает также в случае устранения или смягчения ответственности применять новый закон и к совершенным до его принятия деяниям с тем, чтобы обеспечивалась соразмерность ответственности реальной общественной опасности правонарушения, поскольку изменена его оценка законодателем (см. п. 2.1 мотивировочной части указанного Постановления).

Однако при наличии сомнений в единообразном использовании или пригодности имеющихся процессуальных механизмов законодатель правомочен установить в рамках имеющихся процедур, какая из них должна применяться для обеспечения обратной силы закона, устраняющего или смягчающего ответственность, или ввести с этой целью дополнительные механизмы. Это было, например, предусмотрено в Законе РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР», когда законодатель ввел в порядке исключения процедуру пересмотра высшей судебной инстанцией ее собственных, окончательных решений в порядке, аналогичном судебному надзору.

Читайте так же:  Как правильно получить деньги при продаже квартиры

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, законодатель, принимая закон, устраняющий или смягчающий уголовную ответственность, не может не предусмотреть механизм придания ему обратной силы (см. п. 3 мотивировочной части Постановления от 20.04.2006 N 4-П). Однако это категорическое правило, очевидно, связанное с возможными дефектами правоприменения, не должно рассматриваться как позволяющее правоприменительным органам в отсутствие таких указаний законодателя уклоняться от применения конституционных требований ч. 2 ст. 54: они могут быть реализованы в любой стадии уголовного судопроизводства и обязывают принять решения об изменении статуса ранее привлеченных к ответственности лиц также в рамках имеющихся процедур, в том числе с использованием процессуальной аналогии. Такая обязанность правоприменителя не исключает ни свободы законодателя в дальнейшем совершенствовании процессуальных механизмов реализации обратной силы смягчающего ответственность закона, ни обеспечивающих его единообразное применение разъяснений высших судов — как по конкретным делам, так и адресованных судебной практике в целом.

Использованные в комментируемой статье понятия закона, отягчающего ответственность либо смягчающего ее, могут иметь отличающееся содержание в отраслевом законодательстве: уголовном, административном, налоговом, гражданском и т.д. Так, будет являться смягчающим ответственность и наказание уголовный закон, который: устраняет оценку отдельных признаков деяния как квалифицирующих, т.е. отягощающих ответственность; расширяет перечень обстоятельств, которые должны оцениваться как смягчающие или, напротив, исключает какие-то из перечня отягчающих; исключает квалификацию деяния по совокупности норм; устанавливает более низкий, чем ранее, максимальный и минимальный предел какого-либо вида наказания либо дополнительно вводит альтернативно более мягкую санкцию, влияет на смягчение уголовной ответственности и наказания, снижая сроки, необходимые для условно-досрочного освобождения, погашения или снятия судимости, и т.д.

Возможные формы, в которых выражается усиление или смягчение ответственности, не перечисляются законодателем, но распознаются как таковые судебной практикой и требуют во всяком случае конституционного, т.е. соответствующего духу и букве Конституции, истолкования.

Имеет ли обратную силу закон устанавливающий или отягчающий ответственность

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Что ж, красиво, спору нет, особенно вторая часть сформулированной выше статьи. Однако, нет ли здесь своего рода избыточного послабления, как говорится, проблемным наклонностям некоторых граждан, ведь подобная статья вполне может быть использована некоторыми из хорошо информированных и весьма ловких граждан в свою пользу и во вред всему обществу либо отдельным гражданам? Разве это не так, особенно, если подобные лица окажутся в числе близких связей разработчиков подобных законодательных изменений?

Закон устанавливающий или отягчающий ответственность

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА

Переход на четырехдневную рабочую неделю грозит россиянам снижением заработка РФ занимает 19 место в мире по стоимости жилой недвижимости Участники микрофинансового рынка положили глаз на р2р сегмент Электронные чаевые: появятся ли они в России? Продукт вместо капитала: Минфин разработал новый пенсионный инструмент. Главное Документы Эксперты.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

[3]

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Принцип обратной силы уголовного закона в настоящее время регулируется международным правовым актом Согласно ст. Смягчение наказания вследствие обратной силы уголовного закона базируется на конституционных положениях, закрепленных в ст. Это конституционное правило получило развитие в ст. Уголовный закон, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу. Как отметил Конституционный Суд РФ в постановлении от 20 апреля г. Тем не менее значительная часть практических работников правоохранительных и судебных органов признает, что разрешение вопросов, связанных с действием уголовного закона во времени, вызывает затруднения 1 Так, по данным Е. Действие уголовного законодательства Российской Федерации во времени: дис. Об этом же свидетельствует практика судов кассационной и надзорной инстанций.

Виды уголовных законов, имеющих обратную силу в уголовном праве, их применение их на практике

Содержание 1 8. Никто не может быть лишен жизни, свободы или имущества иначе как по решению суда 2 Закон устанавливающий или отягчающий ответственность обратной силы не имеет 2. Поэтому ч. Еслизакон устраняет ответственность, т.

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Определите, как в статье регулируется действие закона во времени.

Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени

Конституция РФ года основной закон. ГЛАВА 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: УК РФ, статья 10, Обратная сила уголовного закона, ФЗ 63, Уголовный Кодекс

Думается, эта заметка заинтересует вас, уважаемые посетители нашего сайта, ибо, прочитав ее, вы несколько приумножите свои знания в области права. Тем самым незаметно примкнете к тем, кто в силу своих должностных обязанностей распространяет правовые знания, стремясь повысить юридическую осведомленность сограждан, а также — привить им уважительное отношение к праву. Нередко у граждан возникают множество вопросов, связанных с применением норм права в конкретной жизненной ситуации, в которой они оказались, и они не всегда могут получить ответы на свои вопросы в силу того, что им не хватает элементарных знаний законодательства, которое быстрыми темпами совершенствуется. Сегодня пресс-служба прокуратуры вкратце проинформирует вас о том, в каких случаях уголовный закон имеет обратную силу и в какой норме закона это правило закреплено. Это положение закона распространяется на лицо, совершившее деяние, предусмотренное Уголовным Кодексом Российской Федерации, до вступления нового закона в силу, в том числе на лицо, отбывающее наказание по приговору суда или отбывшего наказание, но имеющего судимость.

Читайте так же:  Административная ответственность несовершеннолетних в рф

Закон устанавливающий или отягчающий ответственность обратной силы не имеет

Смирнов, советник налоговой службы I ранга О. В соответствии со ст. В отношении актов законодательства о налогах и сборах действуют дополнительные условия, установленные ст. Согласно этой статье акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу по истечении месяца со дня их официального опубликования, а если речь идет о нормативных актах о налогах — кроме того, не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Указанная дата, как правило, совпадает с датой подписания издания в печать, и следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами. Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Таким образом, если федеральный закон содержит нормы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов или сборов, то в этой части он вступит в силу только на следующий год.

Правительством может быть принят закон, отменяющий уголовную ответственность за определенное деяние или предусматривающий более мягкие меры пресечения. Принцип обратной силы уголовного закона сформулирован в ст. Это значит, что такой нормативный акт применяется и к тем лицам, которые совершили соответствующее преступление до принятия новых положений. Тем самым реализуются гарантии, предоставляемые ч. Данное правило касается именно норм, улучшающих положение виновного.

Об обратной силе Налогового кодекса Российской Федерации

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка г. Под давностью привлечения к уголовной ответственности понимается истечение установленных уголовным законом сроков после совершения преступления, в силу чего лицо, его совершившее, освобождается от уголовной ответственности. Из общего правила. Они связаны с планетами солнечной системы и имеют свои значения.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Обратная сила закона

Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

По общему правилу, нормативный правовой акт не распространяется на отношения, возникающие до его вступления в силу. Лишь в отдельных случаях под действие нормативных правовых актов подпадают отношения, возникшие до вступления их в силу. Распространение действия закона на общественные отношения, возникшие до его издания, является исключением из общего правила. В юридической практике обратное действие закона может иметь место в двух случаях: 1 в силу прямого указания закона. Если же после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, новый закон применяется.

Имеет ли обратную силу закон, отягчающий ответственность

Содержание статьи

  • Имеет ли обратную силу закон, отягчающий ответственность
  • Как отменить исполнительное производство
  • Имеет ли обратную силу закон об административных правонарушениях

Отягчающая и устанавливающая ответственность в законе

Хорошее знание главного документа страны разъясняет и дает ответы на многие юридические вопросы. В частности закон, отягчающий или устанавливающий ответственность, согласно Конституции РФ обратной силы не имеет. И если на момент совершения правонарушения оно таковым не считалось, то ответственность за него нести не придется. В случае ужесточения в новом законе меры наказания к гражданину он не будет применяться, если вступил в силу уже после того, как произошло деяние.

Закон, отягчающий ответственность, считается таковым, когда за какое-то деяние устанавливается более строгий вид наказания. Например, за последние годы правительство неоднократно ужесточало наказание за неуплату алиментов. Нерадивых родителей лишили возможности выехать заграницу, разрешили отбирать у них водительские права. А в случае злостного уклонения от уплаты алиментов ввели уголовную ответственность.

Если же закон выпущен недавно и ранее не применялся, он называется устанавливающим ответственность. То есть правонарушение не считалось таковым до принятия данного закона. Например, в связи с изменением политической ситуации в стране Госдума разработала законопроект, устанавливающий наказание за содействие исполнению иностранных санкций на территории РФ. Если физическое лицо передает какие-то сведения, способствующие введению другим государством ограничительных мер для российских компаний, ему грозит наказание в виде штрафа, принудительных работ или лишения свободы. То же самое ждет муниципальные образования или компании, умышленно нарушающие права гражданина РФ в рамках исполнения антироссийских санкций.

Обратная сила закона

Обратная сила закона – это практика его применения на деяния, которые были совершены до вступления данного нормативного акта в силу. В Конституции указано, что для вступления в законную силу закон должен быть официально опубликован. Допустим, 30 декабря 2017 года некто совершил правонарушение, за которое предусмотрено наказание 5 лет лишения свободы. А с 1 января 2018 года за это же деяние увеличен срок до 10 лет. Поскольку закон не имеет обратной силы, судить данного человека будут по старому закону, который действовал на момент совершения преступления.

Следует отметить, что обратную силу имеет закон, смягчающий ответственность. Если в результате принятия новых поправок положение осужденного улучшается или устраняется преступность его деяния, то это будет распространяться на всех, кто осужден ранее по старому закону.

Читайте так же:  Как изменить кадастровую стоимость объекта недвижимости

Закон устанавливающий или отягчающий ответственность обратной силы не имеет

Статья 54 Конституции России

Например, согласно ст. 10 УК РФ. закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Следовательно, лицо, совершившее деяние в то время, когда оно считалось правонарушением, не подлежит ответственности, а лицо, совершившее правонарушение, наказуемое по новому закону более строго, может быть привлечено к ответственности только по действовавшему в то время более мягкому закону.

[1]

Конституция Российской Федерации (РФ), ст 54

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.

[2]

В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон.

Согласно этим разъяснениям, в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому.

Полагает, что Постановление в оспариваемой части противоречит статье 10 Уголовного кодекса Российской Федерации и статье 54 Конституции Российской Федерации, в связи с чем является незаконным. Мартысевич В.Г. в судебное заседание Апелляционной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.

Положения об обратной силе закона, закрепленные в статье 54 Конституции Российской Федерации и статье 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривают порядок применения закона, а именно — привлечения к ответственности и назначения наказания в рамках уголовного судопроизводства. Нормы.

Закон устанавливающий или отягчающий ответственность обратной силы не имеет

Не могут иметь обратной силы законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.

В ряде случаев закону придается обратная сила. Это возможно напр. в случаях, если после совершения правонарушения новым ответственность за него устранена или смягчена. Применение в этом случае нового закона должно быть специально предусмотрено в самом либо в акте о введении его в действие.

Злоупотребления властью можно ре­ально ограничить лишь в том случае, если властное принуж­дение осуществляется не про­сто по закону, а в рамках четко регламентированной за­ко­ном беспристрастной процедуры. Отсюда вы­текает требо­ва­ние над­лежащей правовой проце­дуры, кото­рая должна со­блю­даться, как минимум, во всех случаях, когда человеку по за­кону грозит лишение жизни, личной свободы или имущества.

Под смягчением наказания следует понимать снижение максимума либо минимума соответствующего наказания, предусмотренного в санкции, исключение из санкции дополнительной меры наказания либо включение в нее такой альтернативной меры, которая дает суду возможность назначить виновному лицу более мягкую меру наказания.

Здесь также следует отметить, что ч.2 ст.10 УК РФ признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу содержащаяся в ней норма предполагает в системе действующего уголовно-процессуального регулирования сокращение назначенного осужденному наказания в связи с изданием нового уголовного закона, смягчающего ответственность за совершенное им преступление, в пределах, предусмотренных нормами как Особенной части, так и Общей части УК РФ в редакции этого закона (постановление КС РФ от 20.04.2006 N 4-П).

Задать вопрос можно по телефону или на сайте.

Статья 10 УК РФ

Этот общедемократический принцип, который еще в 1789 г. был включен во французскую Декларацию прав человека и гражданина, сегодня входит в перечень основных прав и свобод человека, являющихся общепризнанными нормами международного права, и отражен, например, в п.

1 ст. 15 заключенного в рамках ООН Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и п. 1 ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Если правонарушение по КоАП было совершено до вступления в силу закона,

но на момент заявления закон вступил в силу будет ли пременено наказание по новому закону?

Похожие темы

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Здравствуйте. Согласно ст. 1.7 КоАПРФ Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение (улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение) имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Источники


  1. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 910 c.

  2. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.

  3. Пепеляев, С. Г. Компенсация расходов на правовую помощь в арбитражных судах / С.Г. Пепеляев. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 186 c.
  4. Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.
  5. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.
  6. Закон устанавливающий или отягчающий ответственность
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here