Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества

Самое важное на тему: "Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества" с комментариями профессионалов. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному консультанту.

Что делать с неиспользуемым имуществом

В практике предпринимательства нередки случаи, когда основные средства в какой-то период перестают использоваться для деятельности, которая приносит доход. Возможно, позже эти активы понадобятся снова, а может быть, стали ненужными навсегда.

Как отражать такое имущество в бухгалтерском учете? Как списывать его амортизацию, если по факту оно не изнашивается, поскольку не работает? Каким образом вновь вовлекать «законсервированные» ОС в оборот? Можно ли их реализовать? Рассуждаем в нижеприведенной статье.

Что такое неиспользуемое имущество

Неиспользуемым считается имущество, которое временно не участвует в основной деятельности организации. Причины, по которым это может иметь место, различны:

  • изменение объемов производства;
  • переход организации на другой вид деятельности;
  • попадание имущества в ремонт;
  • сезонная деятельность организации;
  • устаревание основного средства (моральный износ) и др.

СПРАВКА! В качестве таких основных средств может выступать оборудование или (чаще) недвижимость.

Если планируется через определенное время вновь пользоваться этим активом, это означает, что с точки зрения учета он «законсервирован». Можно сдать неиспользуемое ОС в аренду или продать – то есть так или иначе вновь вовлечь в хозяйственный оборот.

Перевод неиспользуемого имущества на консервацию

Консервация – это перевод активов в такое состояние, которое позволит сохранить их в пригодности к эксплуатации через установленное время. Консервации можно подвергать:

  • объекты незавершенного строительства – если нет средств на продолжение стройки или в данный момент вкладывать их нецелесообразно;
  • как технологические комплексы, так и части целого;
  • готовые основные средства – если их не планируется использовать в течение минимум 3 месяцев.

ВАЖНО! Такую процедуру можно выполнять на основании п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 3 ст. 256 НК РФ.

Процедура консервации

Перевод на консервацию делается согласно решению руководства предприятия или, если имущество государственное, соответствующим постановлением министерства.

Порядок процедуры консервации и расконсервации принимается внутренним решением руководства конкретной организации и фиксируется локальным нормативным актом. Должен быть составлен и подписан акт о переводе объекта основных средств на консервацию (типовой формы нет, ее нужно утвердить). Акт подписывается комиссией, которую руководство учредило приказом. В акте нужно в обязательном порядке отразить:

  • наименование неиспользуемого актива;
  • его инвентарный номер;
  • первоначальную стоимость, по которой ОС принято на баланс;
  • сумму амортизации, которую на него уже успели начислить;
  • причины консервации;
  • срок будущей расконсервации;
  • подписи членов комиссии.

Бухучет законсервированного ОС

Расходы на содержание неиспользуемых основных средств, в том числе и переведенных на консервацию, относятся к прочим, их следует отражать на счете 91 «Прочие расходы».

Когда утрачивается амортизация

На неиспользуемое имущество временно не нужно начислять амортизацию, если выполняется одно из условий:

  • если консервация оформлена более чем на 3 месяца;
  • ремонт (восстановление) рассчитано дольше чем на год;
  • модернизация (реконструкция) будет проводиться дольше чем 12 месяцев;
  • имущество передано по договору безвозмездного пользования (это уже не консервация).

Если временный простой меньше, экономически не обоснован либо его не оформляют как консервацию, амортизация начисляется обычным порядком.

При консервации срок полезной эксплуатации основного средства увеличивается на тот период, пока оно не использовалось.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если законсервировано было не все ОС, а только его часть, при этом остальные части продолжают принимать участие в деятельности предприятия, амортизация не начисляется на все ОС, хотя оно и значится на балансе как единое целое. Например, в эксплуатируемом здании закрывают один этаж под ремонт, остальные продолжают функционировать.

Налоговый учет консервации

Налоги платятся с тех средств, которые применяются для извлечения дохода. С одной стороны, ОС продолжают находиться на балансе и являться имуществом предприятия. С другой, вследствие простоя они прямо не применяются для извлечения экономической выгоды.

Если на неиспользуемое основное средство продолжает начисляться амортизация, она может быть учтена для снижения налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ), поскольку эти расходы:

  • экономически обоснованы;
  • подтверждены документально;
  • направлены на будущее получение дохода (ведь актив позже будет расконсервирован).

Как только расконсервирование произошло, амортизация должна начисляться так, как это делалось раньше, до начала простоя.

Если не консервация, то что?

Когда средство не планируют возвращать в эксплуатацию, консервировать его нет смысла. Практичнее все же получить с него определенный доход, а затем списать с баланса. Это можно сделать одним из способов:

  • передача неиспользуемого имущества в аренду (лизинг);
  • продажа основного средства.

Как правило, условия для этих действий получаются льготными, выгодными для покупателя или арендополучателя. Часто реализация неиспользуемых объектов недвижимости происходит путем аукционов или другим способом организованных торгов.

Вовлечение неиспользуемого имущества в оборот

Государство особенно строго относится к неиспользуемому имуществу, находящемуся в коммунальной собственности. Перечень его утверждается правительством, а далее вовлекается в хозяйственный оборот согласно соответствующему указу. Основные пути вовлечения:

  • продажа на аукционе, где начальная цена будет базовой величиной, установленной законодательно;
  • передача в бесплатное пользование индивидуальным предпринимателям или частным юрлицам;
  • передача в безвозмездное пользование;
  • иное использование, не противоречащее закону.

Безвозмездно, но не бесконтрольно

Передача ненужных государству объектов частным инвесторам происходит не просто так, а на основании конкретного инвестиционного проекта. Если предприниматель готов вложить деньги в неиспользуемый объект (чаще всего это недвижимость), этот процесс строго регламентируется и контролируется. Инвестор должен доказать, что данному объекту будет действительно дано целевое применение, предоставив проект (бизнес-план). В случае удачи получится обоюдная выгода:

  • вместо пустующих зданий и сооружений появятся полезные функционирующие объекты;
  • на них будут востребованы новые рабочие места, которые принесут доходы и предпринимателю, и в бюджет;
  • при выполнении всех условий объект потом переходит в собственность вложившего в него средства инвестора.

Продажа с аукциона

Аукционные торги по неиспользуемому имуществу как средство вовлечения его в оборот применяются наиболее часто.

Читайте так же:  Оформление паевых земель сельхозназначения в собственность

С предметами и оборудованием все ясно – они просто переходят в собственность нового владельца, который планирует их использовать. Если же продается недвижимость, то земельный участок, на котором она расположена, чаще всего отдается в аренду. О торгах заранее объявляется в СМИ, на специализированных площадках и изданиях, подаются заявки на участие, и аукцион проводится среди заявителей.

Если лот никто не приобрел, могут приниматься следующие меры:

  • стоимость снижается на 20%;
  • после вторых нерезультативных торгов – еще на 50%;
  • максимальное понижение – до 80% от начальной цены.

Новый владелец должен внести деньги в установленный срок, иначе результаты торгов будут аннулированы.

Если объект совершенно нерентабелен

Если вновь ввести в оборот неиспользуемое имущество не представляется целесообразным, его следует утилизировать, чтобы хранение не занимало экономически неоправданные ресурсы.

Если ОС не требуется ни инвестору, ни собственнику, нужно освободить место для нового. В отношении недвижимости это означает снос.

Статья 6. Вовлечение в хозяйственный оборот и переработка

Статья 6
Вовлечение в хозяйственный оборот и переработка

Нумерация параграфов приводится в соответствии с источником

[1]

В целях реализации целей настоящей Директивы, Государствам-членам ЕС следует принять необходимые меры для выполнения следующих нормативов, обязательных на всей территории этих государств:

(a) в срок до 30 июля 2001 г. не менее 50% и не более 65% массы отходов от упаковки должно быть вовлечено в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или сожжено на специализированных установках, с получением энергии за счет утилизации отходов;

(b) в срок до 31 декабря 2008 г. не менее 60% массы отходов от упаковки должно быть вовлечено в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или сожжено на специализированных установках, с получением энергии за счет утилизации отходов;

(c) в срок до 30 июня 2001 г. не менее 25% и не более 45% массы общего количества упаковочных материалов, содержащихся в отходах от упаковки, должно быть переработано, не менее 15% массы каждого вида упаковочного материала;

(d) в срок до 31 декабря 2008 г. не менее 55% и не более 80% массы отходов от упаковки должно быть переработано;

(e) в срок до 31 декабря 2008 г. должны быть достигнуты следующие минимальные нормативы переработки материалов, содержащихся в отходах от упаковки:

(i) 60% массы для стекла;

(ii) 60% массы для бумаги и картона;

(iii) 50% массы для металлов;

(iv) 22,5% массы для пластика, считая только материал, переработанный обратно в пластик;

(v) 15% массы для дерева.

2. К отходам от упаковки, экспортированным из Сообщества в соответствии с Регламентами (ЕЭС) 259/93*(17), (EC) 1420/1999*(18) Совета ЕС и Регламентом (EC) 1547/1999*(19) Европейской Комиссии, должны применяться требования о выполнении обязательств и нормативов, установленных в параграфе 1, если имеются достаточные свидетельства того, что операции по вовлечению в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья и/или переработке были произведены в соответствии с положениями, в основном эквивалентными тем, которые предусмотрены законодательством Сообщества, регулирующим данную деятельность.

3. Государства-члены ЕС должны, в необходимых случаях, поощрять деятельность по получению энергии за счет утилизации отходов, там, где оно более предпочтительно по сравнению с переработкой материалов, исходя из требований охраны окружающей среды и экономической эффективности. Для этого необходимо наличие разницы между принятыми в Государстве-члене ЕС нормативами переработки и вовлечения в хозяйственный оборот.

4. Государства-члены ЕС должны, в необходимых случаях, поощрять деятельность по использованию материалов, полученных из переработанных отходов от упаковки, для изготовления упаковки и других продуктов путем:

(а) улучшения рыночных условий для таких материалов;

(b) пересмотра действующих норм законодательства, препятствующих использованию таких материалов.

5. В срок до 31 декабря 2007 г. Европейский Парламент и Совет ЕС должны, действуя квалифицированным большинством и по предложению Европейской Комиссии, установить нормативы на третий пятилетний период с 2009 по 2014 год, основываясь на практическом опыте, накопленном в Государствах-членах ЕС в процессе деятельности по выполнению нормативов, установленных в параграфе 1, а также на основе результатов научных исследований и методик оценки, таких как оценка жизненного цикла и анализ экономической эффективности.

Данная процедура должна проводиться каждые пять лет.

6. Меры и нормативы, установленные в параграфе 1, подлежат опубликованию в Государствах-членах ЕС, информация о них должна быть доведена до населения и хозяйствующих субъектов.

7. Греция, Ирландия и Португалия, с учетом особых условий в этих государствах, то есть соответственно значительного количества небольших островов, сельских и горных местностей и на настоящий момент низкого уровня потребления упаковки вправе:

(а) установить достижение к 30 июня 2001 г. более низких нормативов, чем предусмотренные в параграфе 1(а) и (с), но не менее 25% для вовлечения в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или сжигания на специализированных установках, с получением энергии за счет сжигания отходов;

(b) одновременно отсрочить достижение нормативов, установленных в параграфе 1(а) и (с) на более поздний срок, но не позднее, чем до 31 декабря 2005 г;

(с) отсрочить достижение нормативов, установленных в параграфе 1(b), (d), (e) до даты, установленной по выбору этих государств, которая не должна быть позднее, чем 31 декабря 2011 г.

8. Европейская Комиссия должна в кратчайшие сроки и не позднее 30 июня 2005 г. представить доклад в Европейский Парламент и Совет ЕС о ходе реализации настоящей Директивы, о воздействии на окружающую среду, а также на функционирование внутреннего рынка. Доклад должен индивидуально учитывать обстоятельства, сложившиеся в каждом Государстве-члене ЕС. Доклад должен содержать следующие данные:

(а) оценка эффективности, хода исполнения и обеспечения исполнения основных требований;

(b) дополнительные предупредительные меры про предотвращению, направленные на уменьшение воздействия упаковки на окружающую среду, по возможности, без нанесения ущерба ее основным функциям;

(с) возможное совершенствование расчета индекса влияния упаковки на окружающую среду, чтобы сделать предотвращение образования отходов от упаковки более простым и эффективным;

(d) планы по предотвращению образования отходов от упаковки;

(e) меры по поощрению повторного использования, в частности, сравнительный анализ экономической эффективности («затрат и выгод») повторного использования и переработки;

Читайте так же:  Наезд на велосипедиста ответственность

(f) ответственность изготовителя, в том числе финансовую;

(g) меры, направленные на уменьшение в будущем и, при необходимости, окончательного прекращения к 2010 г. использования тяжелых металлов и других опасных веществ при изготовлении упаковки.

Такой доклад должен, в случае необходимости, сопровождаться предложениями по пересмотру соответствующих положений настоящей Директивы, если такие предложения к тому времени еще не представлены.

9. Доклад должен содержать отчет по положениям, указанным в пункте 8, а также по другим положениям в рамках реализации Шестой программы действий Сообщества в области окружающей среды, в частности, по тематической стратегии по переработке и тематической стратегии по устойчивому использованию ресурсов.

Европейская Комиссия и Государства-члены ЕС должны, в соответствующих случаях, поощрять изучение и реализацию пилотных проектов, предусматривающих меры, указанные в параграфе 8(b), (c), (d), (e) и (f), а также принятие других мер по предотвращению.

10. Государствам-членам ЕС, в которых приняты или будут приняты программы, предусматривающие повышенные нормативы, чем те, которые установлены в параграфе 1, и в которых обеспечивается их выполнение соответствующими производственными мощностями в области переработки и вовлечению в хозяйственный оборот, должно быть разрешено выполнение таких нормативов в интересах более высокого уровня охраны окружающей среды при условии, что эти мероприятия не нарушают положение на внутреннем рынке и не создают препятствий другим Государствам-членам ЕС для исполнения требований настоящей Директивы. Государства-члены ЕС должны сообщать Европейской Комиссии о таких мероприятиях. Европейская Комиссия утверждает их проведение после проверки, во взаимодействии с другими Государствами-членами ЕС, соответствия вышеупомянутым условиям и отсутствия произвольных положений, дающих возможность для дискриминации или содержащих скрытые ограничения в торговле между Государствами-членами ЕС.

11. Государства-члены ЕС, вступившие в Европейский Союз на основании Договора о присоединении от 16 апреля 2003 г., вправе отсрочить достижение нормативов, указанных в параграфе 1(b), (d) и (e) до установленной по выбору этих государств даты, которая должна быть не позднее, чем 31 декабря 2012 г. для Чешской республики, Эстонии, Кипра, Литвы, Венгрии, Словении и Словакии; 31 декабря 2013 г. — для Мальты; 31 декабря 2014 г. — для Польши и 31 декабря 2015 г. — для Латвии.

>
Системы возврата, сбора и вовлечения в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья упаковки и отходов.
Содержание
Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 94/62/EC от 20 декабря 1994 г. об упаковке и отходах от упаковки

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

вовлечение в хозяйственный оборот

Универсальный русско-английский словарь . Академик.ру . 2011 .

Смотреть что такое «вовлечение в хозяйственный оборот» в других словарях:

Вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот — использование земельных участков, в том числе все виды воздействия на них, в процессе хозяйственной и иной деятельности. Источник: Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации (утв. Минздравсоцразвития… … Официальная терминология

энергосбережение — энергосбережение: Реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Природные ресурсы — (Natural Resources) История использования природных ресурсов, мировые природные ресурсы Классификация природных ресурсов, природные ресурсы России, проблема исчерпаемости природных ресурсов, рациональное использование природных ресурсов… … Энциклопедия инвестора

Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Потенциал энергосбережения — Количество ТЭР, которое можно сберечь в результате реализации технически возможных и экономически оправданных мер, направленных на эффективное их использование и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии при условии… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

МДК 1-01.2002: Методические указания по проведению энергоресурсоаудита в жилищно-коммунальном хозяйстве — Терминология МДК 1 01.2002: Методические указания по проведению энергоресурсоаудита в жилищно коммунальном хозяйстве: Анализ информации определение показателей энергетической эффективности и резервов энергосбережения на основе собранной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 54964-2012: Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости — Терминология ГОСТ Р 54964 2012: Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости оригинал документа: 3.35 «серые» стоки: Канализационные стоки, образующиеся после купания, мытья посуды и стирки. Определения термина из разных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Природные ресурсы — естественные ресурсы, часть всей совокупности природных условий существования человечества и важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных… … Большая советская энциклопедия

СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения — Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации : Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Канада — (Canada) I. Общие сведения К. государство в Северной Америке. Входит в состав Содружества (британского). Занимает северную часть материка Северной Америка и многочисленные примыкающие к ней острова: вдоль западных берегов Ванкувер,… … Большая советская энциклопедия

Энергосбережение — реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. См. также: Энергетика Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Приложение N 2. Положение о Совете по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества в Республике Бурятия

Положение
о Совете по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого
имущества в Республике Бурятия
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 14 мая 2005 г. N 163)

1. Совет по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества в Республике Бурятия (далее — Совет) является совещательным органом Правительства Республики Бурятия, обеспечивающим оперативное рассмотрение и подготовку решений по вопросам вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного и негосударственного имущества как базы для развития предпринимательства в Республике Бурятия.

2. В своей деятельности Совет руководствуется федеральным законодательством, законодательством Республики Бурятия и настоящим Положением.

Читайте так же:  Приказ о полной индивидуальной материальной ответственности образец

3. Основными задачами Совета являются:

— выработка предложений по вопросам вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного и негосударственного имущества, направленных на развитие предпринимательства в республике;

— выработка рекомендаций по стимулированию организаций, субъектов малого предпринимательства по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества.

4. Совет осуществляет следующие функции:

— анализирует информацию и сведения, получаемые в установленном порядке от органов государственной власти Республики Бурятия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, а также заинтересованных организаций;

— подготавливает предложения и рекомендации по вопросам вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного и негосударственного имущества и принимает решения о внесении выработанных предложений и рекомендаций на рассмотрение Правительства Республики Бурятия и Президента Республики Бурятия.

5. Совет имеет право:

— запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти Республики Бурятия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, а также организаций всех форм собственности сведения, необходимые для осуществления функций, возложенных на Совет;

— приглашать на свои заседания и заслушивать представителей органов государственной власти Республики Бурятия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, а также организаций всех форм собственности по вопросам вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного и негосударственного имущества;

— вносить в установленном порядке в Правительство Республики Бурятия предложения и рекомендации по вопросам, требующим его решения;

— образовывать рабочие группы для подготовки предложений по отдельным проблемам.

6. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с регламентом и планом работы, который принимается на заседании Совета и утверждается председателем Совета. Изменения и дополнения, вносимые в план работы по инициативе членов Совета, принимаются и утверждаются в таком же порядке.

Советом руководит председатель, а в его отсутствие — заместитель председателя Совета.

Создание, реорганизация и упразднение Совета, утверждение председателя и персонального состава Совета осуществляются постановлением Правительства Республики Бурятия.

7. Повестка заседаний формируется секретарем Совета за месяц до дня проведения очередного заседания в соответствии с утвержденным планом работы на год.

Ответственный за подготовку вопроса на заседание Совета представляет секретарю Совета аналитические материалы и предложения в проект решения Совета не позднее чем за десять рабочих дней до дня проведения очередного заседания.

Секретарь Совета осуществляет сбор и обобщение поступивших материалов, формирует проект решения Совета, который рассылается членам Совета за три рабочих дня до проведения заседания.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода и считаются правомочными, если на них присутствует более половины его членов.

Решения Совета принимаются большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на данном заседании.

Решения Совета оформляются протоколом, который ведется секретарем Совета. Протокол подписывают председатель и секретарь Совета.

Решения Совета носят рекомендательный характер.

[2]

Протоколы заседаний Совета доводятся до сведения заинтересованных лиц путем рассылки им материалов в течение десяти дней со дня заседания Совета. Иная информация о деятельности Совета рассылается по мере необходимости.

Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.

8. Контроль за исполнением решений Совета осуществляет секретарь Совета.

9. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет Министерство экономического развития и внешних связей Республики Бурятия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Продолжается вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого и высвобождаемого учреждениями государственного имущества

В целях вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого и высвобождаемого государственного имущества, а также в рамках разграничения полномочий между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти в первом полугодии 2019 года из государственной собственности Чувашской Республики в муниципальную собственность переданы 9 объектов недвижимого имущества общей площадью 922,3 кв. метра, автомобильная дорога муниципального значения протяженностью 573 метра, а также земельные участки под ними общей площадью 23 806 кв. метров.

Общая стоимость переданных объектов недвижимости составляет 8,6 млн. рублей.

Кроме того, приняты решения о передачи 76 объектов особо ценного движимого имущества и 28 объектов движимого имущества общей балансовой стоимостью 11,6 млн. рублей.

Рассылка новостей журнала

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 6, июнь 2008

Другие
наши издания

Рубрики в номере

О вовлечении в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества

Рубрика «Юридическая консультация»

Ю.П. МАЛЯВКО, экономист

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2008 г. № 365 «Об утверждении Положения о порядке предоставления юридическим и физическим лицам в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных помещений под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест» (далее — постановление № 365) содержит нормы, регулирующие процесс предоставления субъектам хозяйствования в безвозмездное пользование нежилых помещений, находящихся в собственности Республики Беларусь.

Вместе с тем наряду с утвержденным Советом Министров Республики Беларусь порядком предоставления юридическим и физическим лицам в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных помещений под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест предоставление в безвозмездное пользование зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в республиканской собственности, предусматривается также Указом Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества» (далее — Указ № 108).

Рассмотрим сходство и различие данных нормативных правовых актов.

Сходство состоит, прежде всего, в том, что они преследуют одну цель — вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества.

Согласно данным документам предоставление в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц неиспользуемых объектов недвижимости (зданий, сооружений, нежилых помещений), находящихся в республиканской собственности, осуществляется под конкретные инвестиционные проекты на срок их реализации.

[3]

Это означает, что передаваемые в безвозмездное пользование помещения должны использоваться непосредственно для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Читайте так же:  Несет ли арендодатель ответственность за деятельность арендатора

Различия данных нормативных правовых актов следующие.

1. Постановлением № 365 предусматривается предоставление в безвозмездное пользование только общественных, административных и переоборудованных производственных помещений, находящихся в республиканской собственности. Иными словами, только тех помещений, которые в части определения размеров арендной платы подпадают под действие Указа Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г № 495.

Нормы Указа № 108 такого ограничения не содержат, т.к. предоставляться в безвозмездное пользование могут не только общественные, административные и переоборудованные производственные помещения, но и те помещения, которые в части определения размеров арендной платы подпадают под действие Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г № 498.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6 (60), июнь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Неиспользуемое .

О недвижимости Республики Беларусь

Неиспользуемое госимущество и что с ним делать? Пнд, Май 30. 2011

До 2007 года процесс продажи госимущества носил несистемный, хаотичный характер.

Процесс вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого государственного имущества в Беларуси становится более динамичным. Раньше такое имущество продавалось долго и осторожно. Теперь подходы меняются. При этом государство продает госимущество не столько с целью заработать, сколько найти неиспользуемым помещениям нового хозяина, чтобы оно эффективно использовалось, создавалось производство и новые рабочие места. О том, что уже сделано в Беларуси по либерализации подходов по продаже госимущества, что еще необходимо осуществить, рассказал заместитель директора Фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу Владимир Ковалевский.

До 2007 года процесс продажи госимущества носил несистемный, хаотичный характер, отметил Владимир Ковалевский. Имущество продавалось от случая к случаю, и основным способом реализации была продажа через аукцион. Такие подходы привели к тому, что к 2007 году в Беларуси оставалось огромное количество неиспользуемого госимущества, незадействованного в хозяйственном обороте, в производстве. Это было имущество, на которое государственные предприятия платили налог на недвижимость, земельный налог и несли другие расходы.

В 2006 году была проведена инвентаризация всего госимущества, в результате чего были составлены календарные графики вовлечения этого имущества в хозяйственный оборот. Графики включали наименование объекта, способы его вовлечения — продажа, безвозмездная передача, аренда, консервация, модернизация, в том числе и снос, как крайняя мера.

С 2007 по 2010 год вовлечено в хозяйственный оборот и списано более 13 тыс. неиспользованных объектов государственного имущества, что позволило привлечь 27,8 млрд. рублей инвестиций. Создано более 1,5 тыс. рабочих мест. Зачастую на вчерашних развалинах созданы новые современные объекты, которые заработали и начали приносить прибыль собственнику.

На 2011 год запланировано вовлечь в хозяйственный оборот и списать около 1 тыс. объектов республиканской собственности и около 3,6 тыс. — коммунальной. «И вот этот массив, который мы знаем пообъектно, является сегодня предметом работы Госкомимущества, а также местных исполнительных и распорядительных органов, отраслевых министерств», — констатировал Владимир Ковалевский.

Наиболее распространенным способом реализации имущества является продажа через аукцион. С 2008 года неиспользуемое госимущество в Беларуси продается на аукционах с правом аренды земельного участка, на котором расположен объект. Организаторами этих аукционов являются областные и Минский городской территориальные фонды Госкомимущества. Они расположены во всех областях республики и в Минске. Информация об аукционах или конкурсах размещается на сайтах Госкомимущества, облисполкомов, Минского горисполкома, а также в СМИ, которые определены правительством (газеты «Советская Белоруссия», «Рэспублiка», «Звязда»).

Несмотря на либеральные подходы к продаже имущества, объект не всегда продается сразу. «С первого раза у нас продается примерно только 25% имущества, — уточнил Владимир Ковалевский. — Это те объекты, которые в теперешнем состоянии вызывают интерес у инвесторов. И инвестор готов приобрести именно этот объект за стоимость, которая сложилась в результате аукциона».

После первых нерезультативных торгов стоимость объекта может понижаться на 20%, после вторых на 50%. После третьих объект может быть выставлен на так называемый голландский аукцион — с применением метода понижения начальной цены. В ходе этого аукциона стоимость объекта, если есть несколько желающих его приобрести, возрастает. Но если интерес к этому объекту невысок, то в результате стоимость объекта понижается и может составить только 20% от начальной цены.

Еще один интересный способ реализации объектов — на аукционе с начальной ценой продажи за одну базовую величину (35 тыс. рублей). Он стал применяться в Беларуси с 2007 года. Сейчас таким путем продается достаточно большое количество объектов. В 2007-2010 годах продано 1979 объектов государственной собственности, выставленных на аукцион за одну базовую величину. С каждым годом постоянно увеличивалось число этих продаж. Так, в 2007 году было продано 80 объектов, в 2008-м — 444, в 2009-м — 526. В 2010 году на торгах с начальной ценой продажи за одну базовую величину реализовано 929 таких объектов.

«Конечно, это не говорит о том, что мы буквально распродаем имущество за 35 тыс. рублей, — пояснил замдиректора фонда. — Это начальная цена продажи на аукционах. Но есть факты, когда на аукцион приходит один человек и покупает здание или сооружение за 35 тыс. рублей плюс 5% к начальной цене».

На этом способы поиска эффективного собственника на объект не заканчиваются. Ранее недвижимость продавалась вместе с правом аренды земельного участка. Иногда возникала ситуация, когда объект стоил 35 тыс. рублей, а право аренды земельного участка доходило до 8-12 млн. рублей. Такие подходы вызывали недоумение и нарекания предпринимательских структур. Если государство заявляет о продаже объекта с начальной ценой за одну базовую величину, то откуда берется единый предмет аукциона в 12 млн. рублей? «Ситуацию мы исправили в прошлом году», — сказал замдиректора фонда. С марта 2010 года вступил в силу указ №622, в соответствии с которым объекты с начальной ценой, равной одной базовой величине, продаются без продажи права заключения договора аренды на земельный участок.

Сегодня приходится сожалеть, что такие подходы в республике начали применяться уже после того, когда некоторые объекты доведены до плачевного состояния и не привлекательны инвесторам. Если бы в предшествующие годы были приняты такие меры, поставлено на контроль выполнение графиков продаж, то, может быть, сейчас не было бы такой проблемы по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого госимущества, считает Владимир Ковалевский.

Читайте так же:  Перераспределение земельных участков с муниципальной землей образец

Чтобы работа пошла быстрее, Госкомимуществу в 2010 году делегирована часть полномочий, которыми ранее было наделено только правительство. Теперь продажа объектов стоимостью до 5 тыс. базовых величин осуществляется министерствами по согласованию с Госкомимуществом.

Существует еще один способ вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого госимущества — безвозмездная передача объекта инвестору под реализацию конкретного инвестпроекта. «Понятно, что мы не можем просто так, без контроля передавать объекты. Есть условия — под создание рабочих мест, новых производств, вложение инвестиций». Чаще всего речь идет о незавершенных строительством объектах. Например, в конце прошлого года в Минском районе безвозмездно передали фермеру 11 зданий под инвестпроект по развитию овцеводства.

Недавно вышло распоряжение Президента о передаче СООО «Белтитан» 22 объектов Новополоцкого завода белково-витаминных концентратов. Новый собственник планирует организовать производство полиэтиленовой пленки. Будут задействованы огромные площади проблемного завода, который строился в советское время. Сейчас ведется работа по передаче еще ряда объектов этого завода, заинтересованность в которых выразил российский инвестор. Таким образом, инвестор получает неиспользуемое имущество, вкладывает деньги в производство, в рабочие места, в свой бизнес.

В случае, если объект побывал на аукционах, но не нашел нового хозяина, принимается решение о сносе этого объекта. Снос объектов — проблема самого предприятия и осуществляется за счет его прибыли. А если много неиспользованных объектов, и это не покосившиеся сараи, а капитальные строения, и не одноэтажные? На их снос требуется разработка проектно-сметной документации, большие затраты, а этих денег у государственных предприятий нет.

Для решения проблемы есть общие подходы. Если нет денег на снос у самого предприятия, то оно может привлекать к сносу инвесторов. При этом инвестор должен компенсировать убытки балансодержателю по сносу объекта. Иными словами, инвестор может снести, если надо ему, эти объекты, но он должен компенсировать госпредприятию за то, что тот лишается объектов, находящихся в госсобственности.

Такая схема логична и правильна, если объекты были задействованы в производстве, а местные органы предоставили инвестору земельный участок, на котором находится сносимый объект, для строительства жилья. Конечно, здесь инвестор должен компенсировать потери балансодержателя, который лишается этих объектов. Но зачем заставлять инвестора платить деньги за снос и еще за компенсацию потери балансодержателя?

Теперь эта проблема также урегулирована постановлением правительства. Если объекты подлежат сносу, то инвестор, которому предоставляется земельный участок, с расположенными на нем объектами для сноса, не платит компенсацию балансодержателю. Это нормальные подходы, и они вызывают интерес у инвесторов. Так бы деньги на снос изыскивало госпредприятие, исполком или государство, а теперь это сделает инвестор.

И последнее новшество: в Беларуси планируется продавать неиспользуемые объекты госимущества за одну базовую величину под жилье и ведение личного подсобного хозяйства. Такая норма может быть введена в соответствии с указом, проект которого готовит сейчас Госкомимущество. Ранее приобретенное у государства имущество необходимо было использовать только для организации производства. Такой подход не всегда нужен как инвестору, так и самому государству. Особенно если продаваемые объекты находятся рядом с деревней, например. Почему нельзя там организовать подсобное хозяйство, склады, сараи или использовать их под жилье? Сейчас подготовлен проект указа, он направлен на согласование. Во втором квартале 2011 года Госкомимущество внесет его в правительство.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ожидаются изменения и в сфере аренды. Сейчас действует норма, по которой осуществляется прямая продажа неиспользуемых объектов по цене, наибольшей между рыночной и оценочной. Но для арендаторов такой подход при продаже им этого имущества не совсем правильный, считает представитель комитета.

Есть случаи, когда арендаторы арендуют имущество достаточно длительный период. За это время они затрачивают свои средства на улучшение и поддержание арендованного имущества. Этот факт влияет на увеличение рыночной стоимости имущества. Поэтому предлагается продавать арендаторам арендованное ими имущество не по рыночной, а по оценочной стоимости. «Причем за минусом тех денежных средств, которые арендатор вложил в арендованное имущество и которые были учтены у арендодателя в балансе», — отметил Владимир Ковалевский. Он также сообщил, что не все арендованное имущество будет продаваться арендаторам. «Мы рассматриваем аренду как меру краткосрочного действия, вынужденную меру, — пояснил он. — Сейчас это госимущество не используется, но, может быть, через какое-то время предприятие, сдающее объект в аренду, расширится, и ему самому понадобятся эти площади». Здесь должно быть, прежде всего, желание арендодателя продать имущество в каждом конкретном случае.

Источники


  1. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.

  2. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.

  3. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.
  4. Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.
  5. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
  6. Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here