В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами

Самое важное на тему: "В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами" с комментариями профессионалов. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному консультанту.

Приказ МНС РФ от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов»

Приказ МНС РФ от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96
«Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов»

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.609; 2003, N 2, ст.167) приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие прилагаемый Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр Российской Федерации
по налогам и сборам

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 марта 2003 г.
Регистрационный N 4335

Порядок
доступа к конфиденциальной информации налоговых органов
(утв. приказом МНС РФ от 03 марта 2003 г. N БГ-3-28/96)

1. Настоящий документ определяет порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей.

2. Правовую основу Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов (далее именуется — Порядок) составляют Конституция Российской Федерации, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2003, N 2, ст.167), часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134), Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.609; 2003, N 2, ст.167), Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.127) и иные нормативные правовые акты.

3. Налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Запрос о предоставлении конфиденциальной информации (далее именуется — запрос) оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

5. При направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Стандарты, форматы и процедуры информационного взаимодействия с пользователями по телекоммуникационным каналам связи определяет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

6. Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации.

7. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

8. Выемка предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, отнесенную к конфиденциальной информации, производится в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

9. Конфиденциальная информация предоставляется налоговыми органами с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

См. также письмо ФНС России от 7 июля 2006 г. N ВЕ-6-28/[email protected]

10. Форма представления конфиденциальной информации согласуется пользователями с руководителями налоговых органов с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя.

11. Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего Порядка, исполнению не подлежат.

12. Не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или соглашением об информационном обмене между пользователем и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, заключенным в соответствии с федеральным законом.

13. Лица, нарушившие порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, несут уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определяется порядок доступа государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей к конфиденциальной информации налоговых органов.

Запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Приказ МНС РФ от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 марта 2003 г.

Регистрационный N 4335

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 3 апреля 2003 г. N 63 (специальный выпуск), в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 9 июня 2003 г. N 23

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами

Установление режима коммерческой тайны в компании: пошаговая инструкция

Елена Казанок
ведущий специалист по кадровому учету

Многие российские компании включают в трудовой договор с работниками пункт, обязывающий их как минимум в течение года после увольнения не трудоустраиваться к работодателям-конкурентам. Такое ограничение незаконно, но работодатель может себя обезопасить другим образом — обязать работников не разглашать определенную информацию. Для этого в компании нужно установить правовой режим коммерческой тайны. О том, какие шаги для этого предпринять — в этом посте.

Читайте так же:  Опротестовать договор дарения квартиры

Практика включения в трудовой договор условия о недопустимости трудоустройства к конкурентам пришла к нам с Запада. Например в США и во многих европейских странах часто используется соглашение о не конкуренции. Этот документ, который работник подписывает при зачислении в штат, запрещает ему несколько лет после увольнения работать на той же позиции у конкурентов или вести личную практику. Работодатель за такое ограничение свобод сотрудника платит ему определенную компенсацию.

В России такое соглашение будет признано ничтожным, поскольку нарушает свободное право на труд (статья 37 Конституции РФ), а также статью 2 ТК РФ, которая указывает, что каждый гражданин может свободно выбирать себе труд и имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Условия, подлежащие включению в трудовой договор, указаны в ст. 57 ТК РФ. Помимо обязательных условий, этой нормой предусматривается, что по соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством. Однако такие условия не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленными законодательством и локальными актами работодателя. Поэтому условие о запрете работать после увольнения в течение определенного времени в компании из той же сферы деятельности (отрасли), что и компания-работодатель, в нашей стране незаконно и, даже если включено в трудовой договор, не подлежит применению.

Единственное, что компания может предпринять — обязать работника не разглашать информацию о компании, составляющую коммерческую тайну и ноу-хау в течение определенного срока. Такое соглашение работодатель может заключить с работником как в виде отдельного документа или включить в качестве одного из условий трудового договора (ст. 57 ТК РФ). В любой коммерческой организации существуют сведения, которые не подлежат разглашению. К такой информации относятся персональные данные о клиентах организации, ее деловых и коммерческих партнерах, финансовой деятельности, рыночной стратегии, объемах продаж, технологиях производства определенных видов продукции и прочее.

Соответственно, доступ к данной информации открыт для определенного круга лиц, на которых возложена ответственность за неразглашение данной информации. В случае нарушения работником режима коммерческой тайны он может быть привлечен к следующим видам ответственности:

  • уголовной ответственности в виде штрафа в размере до 1 000 000 (Одного миллиона) рублей либо лишением свободы на срок до 3 лет (ст. 183 УК РФ);
  • дисциплинарной ответственности в виде увольнения (пп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ);
  • полной материальной ответственности в виде полного возмещения причиненного ущерба (п. 7 ст. 243 ТК РФ);
  • гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков (ст. 15, ст. 1472 ГК РФ).

В связи с этим в целях защиты и охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в организации должен быть установлен режим коммерческой тайны.

Для установления режима коммерческой тайны работодателю необходимо выполнить девять шагов.

Шаг 1. Закрепляем перечень информации, составляющей коммерческую тайну

Для начала работодатель обязан установить перечень информации, составляющей коммерческую тайну. Здесь следует учитывать, что некоторые нормативные правовые акты ограничивают этот режим. Так, его невозможно установить в отношении данных, указанных в ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон № 98-ФЗ).

В частности, это сведения:

  • содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и о ИП в соответствующие госреестры;
  • о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности и т.д.;
  • о численности и составе работников, системе оплаты труда и т.д.;
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам и др.

Отсутствие перечня информации, составляющей коммерческую тайну, или не ознакомление с ним работника, имеющего доступ к коммерческой тайне, рассматриваются судами как повод встать на сторону работника.

Пример из судебной практики:

Работодатель обратился в суд с иском о признании незаконными действий бывшего работника по разглашению конфиденциальной информации, просил обязать работника прекратить разглашение и возместить убытки. Суд отказал в иске, поскольку ответчик был ознакомлен только с локальным нормативным актом об установлении режима коммерческой тайны, но не был ознакомлен с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну (Определение Московского городского суда от 22.06.2011 по делу № 33-19046).

Шаг 2. Регламентируем порядок обращения с конфиденциальной информацией

Работодатель обязан установить порядок обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну и контроль за его соблюдением. Для этого следует утвердить локальный нормативный акт — например, положение о коммерческой тайне. Кроме того, текст документа должен содержать инструкцию о работе с конфиденциальными сведениями, либо они могут быть изложены в отдельном акте, например инструкции по организации и ведению делопроизводства документов с грифом «Коммерческая тайна».

Отсутствие локального нормативного акта, регулирующего режим коммерческой тайны в организации, а также перечня информации, составляющей коммерческую тайну, является основанием для восстановления судом на работе сотрудника, уволенного за разглашение подобных сведений.

Шаг 3. Устанавливаем перечень должностей работников, имеющих доступ к конфиденциальным сведениям

Работодатель обязан составить перечень должностей работников, имеющих доступ к коммерческой тайне, и вести их учет. Список должен четко отражать, работники каких должностей и к каким именно сведениям имеют доступ.


Руководители предприятия должны иметь доступ к любой информации, касающейся деятельности предприятия, руководители подразделений — к информации, касающейся работы вверенного им подразделения, специалисты — доступ к такому объему информации, который им необходим для выполнения своих обязанностей, технический персонал — минимум доступа к конфиденциальной информации.

Шаг 4. Фиксируем нормы о режиме коммерческой тайны в должностных инструкциях

Обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны должны быть отражены в должностных инструкциях тех лиц, которые допущены к подобным сведениям. Этот шаг необходим, так как согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 98-ФЗ доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями. Поэтому при отсутствии закрепленных в должностной инструкции обязанностей работодатель не сможет не только обязать работника выполнять режим коммерческой тайны, но даже заставить его работать с такими данными.

Читайте так же:  Объекты права частной формы собственности на землю

Шаг 5. Наносим гриф «Коммерческая тайна»

На материальные носители информации должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации — полного наименования организации и места нахождения (ч. 4 ст. 6 Закона № 98-ФЗ). При хранении секретной информации в виде электронного документа нанесение грифа «Коммерческая тайна» не всегда является технически возможным. На практике гриф наносится на сопроводительные документы, представленные в бумажной форме и передаваемые вместе с носителем коммерческой тайны работнику. Возможно нанесение грифа в электронном виде при помощи колонтитулов.

Обратите внимание, что отсутствие грифа «Коммерческая тайна» на документах, составляющих сведения промышленного и коммерческого характера, сводит на нет все усилия по защите информации и позволяет работникам безнаказанно распространять указанную информацию. Суд восстановит работника, уволенного за разглашение коммерческой тайны, если на документах, содержащих конфиденциальную информацию, отсутствовал соответствующий гриф.

Мы оказываем услуги

Пример из судебной практики:

Работник, уволенный за разглашение коммерческой тайны, обратился в суд с иском о восстановлении на работе. Суд иск удовлетворил на основании того, что на материальные носители, содержащие, по мнению ответчика, информацию, составляющую коммерческую тайну, гриф «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (полного наименования и места нахождения юридического лица) нанесен не был.

Таким образом, отсутствие грифа «Коммерческая тайна», учета лиц, получивших доступ к информации, является основанием считать, что в отношении документов, разглашение содержания которых работодатель вменил истцу, режим коммерческой тайны не установлен, соответственно факт ее нарушения отсутствует (Кассационное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 25.05.2011 по делу № 33-1796).

Шаг 6. Знакомим работников с правилами, установленными в отношении режима коммерческой тайны

Работодатель обязан ознакомить персонал с нормами, установленными в отношении режима коммерческой тайны и с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну. Отсутствие доказательств об ознакомлении работников с соответствующими локальными нормативными актами влечет восстановление на работе сотрудников, уволенных за разглашение коммерческой тайны, что подтверждается судебной практикой.

Шаг 7. Получаем у работников согласие о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну

В случае спора работодатель должен представить доказательства того, что работник обязался не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну (п. 43 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ»). На практике это реализуется путем подписания работниками обязательства о неразглашении коммерческой тайны.

Форму такого документа смотрите во вложении.

Шаг 8. Ведем учет предоставления работникам информации, составляющей коммерческую тайну

Для учета того, какая именно информация предоставлена конкретным лицам, можно вести журнал учета выдачи документов, прочих материальных носителей, получения доступа работников к тем или иным электронным ресурсам. Имейте в виду, что при возникновении споров такой журнал может послужить вам доказательством использования сотрудниками информации, составляющей коммерческую тайну. Отсутствие учета лиц, получивших доступ к коммерческой тайне — частая ошибка работодателя.

Шаг 9. Создаем условия для соблюдения режима коммерческой тайны

Работодатель должен создать работнику условия для соблюдения режима коммерческой тайны — обеспечить материальными ресурсами и техническими возможностями. Причем хранение документов и материальных носителей информации может быть различным: в сейфе, в запираемых шкафах, в специально оборудованном помещении и пр.

Организация может выбрать любую приемлемую для нее форму хранения. Основным критерием должно стать ограничение доступа к данным документам, что достигается, прежде всего, наличием замков на шкафах, помещениях, передачей ключей строго определенным работникам, допущенным к использованию информации. Обратите внимание, что работодателю нужно обеспечить не только режим хранения, но и режим уничтожения таких документов. Например, использовать специальные аппараты для уничтожения документов (шредеры).

Создание условий для соблюдения конфиденциальности информации включает в себя и ограничение доступа к электронным ресурсам.

К таким условиям относятся:

  • кодирование сообщений, передаваемых по каналам электронной или факсимильной связи;
  • установление различных устройств, препятствующих снятию информации в процессе ее прохождения по каналам связи;
  • шифрование сведений;
  • установка паролей для доступа к определенной информации.

После претворения всех указанных шагов в жизнь, режим коммерческой тайны считается установленным с даты, указанной в приказе об его установлении, либо с даты выпуска самого приказа.

На мой взгляд, правильное и тщательно продуманное применение режима коммерческой тайны поможет компании защитить конфиденциальную информацию от недобросовестных конкурентов и работников.

7.1. Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной экономической информации

Термин «экономическая информация» достаточно широко употребляется, под ним подразумевают информацию о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ . Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов .

См.: Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учеб. пособие. М., 2001. С. 26.

См.: Ясин Е.Г. Теория информации и экономические исследования. М., 1970. С. 28.

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Видео удалено.
Читайте так же:  Договор передачи долга между юридическими лицами
Видео (кликните для воспроизведения).

Защита конфиденциальной экономической информации позволяет выявить три основных подхода, которые использовались в законодательстве при определении состава сведений, защищаемых в режиме той или иной тайны: первый подход предполагает прямое перечисление в законодательстве сведений, составляющих тайну. Подобным образом определяется состав информации, охраняемой в режиме государственной тайны; второй подход основывается на предоставлении права собственнику (обладателю) информации самому определить состав охраняемых сведений. Данный подход используется в режимах служебной и коммерческой тайн; третий подход вообще не предусматривает установления какого-либо перечня охраняемой информации .

Кучеров И.И., Торщин А.В. Налоговая тайна: правовой режим защиты информации. М.: ЮрИнфоР, 2003. С. 17.

Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, утвержденная Приказами ФСНП России и МНС России соответственно от 12 и 13 октября 2000 г. N ВА-3033 и N БГ-6-24/802, к числу основных задач, решаемых в процессе обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, относит выявление каналов утечки из налоговых органов информации, составляющей налоговую тайну. Разглашение информации, составляющей налоговую тайну, определено в качестве одной из основных угроз безопасности деятельности налоговых органов. Внешнюю угрозу в данном случае составляют противоправные устремления криминальных элементов на получение конфиденциальной информации налоговых органов, внутреннюю — нарушение режима обращения со служебными документами и материалами, создающее предпосылки к утечке служебной информации.

Ограничение режима доступа к информации, полученной налоговыми органами, которое было введено путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением указанных сведений, как правило, объясняется специальным правовым статусом информации, составляющей налоговую тайну.

Распространение информации, полученной налоговыми органами, может нанести ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и организациям, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации.

За прошедшее десятилетие, начиная с 1998 г., с момента введения в действие части первой НК РФ и определения понятия «налоговая тайна» в системе налоговых органов произошли глобальные изменения, в том числе связанные и со значительным увеличением их функций. На расширение сферы деятельности налоговых органов также повлияло вступление в силу следующих Федеральных законов:

— от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

— от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

— от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях»;

— от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В настоящее время налоговые органы обладают следующими полномочиями:

— осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств;

— представляют в делах о банкротстве и процедурах банкротства интересы Российской Федерации;

— осуществляют контроль и надзор за проведением лотерей, а также за соблюдением организаторами азартных игр требований действующего законодательства.

Функции налоговых органов, предусматривающие ведение единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей, предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также совершение юридически значимых действий для участников гражданского оборота, коренным образом повлияли на основные принципы деятельности налоговых органов.

[1]

Кроме того, налоговые органы обладают уникальным опытом сбора и обработки различных сведений, а также их предоставления заинтересованным лицам как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Примером тому является деятельность налоговиков:

— по выдаче выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

— предоставлению удаленного доступа к указанным информационным ресурсам;

— реализации запросной системы к сведениям о юридических лицах на сайте Федеральной налоговой службы ;

— размещению на сайте ФНС России сведений о документах, поданных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы организаций, а также сведений, содержащихся в государственном реестре.

На сайте Федеральной налоговой службы РФ размещены реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, государственный реестр всероссийских лотерей, единый государственный реестр лотерей. Сайт содержит онлайн-сервисы, позволяющие неограниченному кругу лиц найти интересующие их юридические лица, адрес своей налоговой инспекции, а также получить информацию о собственной задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогам.

При установлении режима налоговой тайны использовался подход, который не предусматривает образования какого-либо перечня защищаемой информации . Основное отличие налоговой тайны заключается в том, что конфидентами в данном случае обозначены не частные практики и коммерческие организации, а соответствующие государственные органы, их должностные лица, а также привлекаемые ими специалисты и эксперты. Поэтому сведения, составляющие налоговую тайну, следует относить к профессиональной тайне сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и лиц, содействующих налоговому администрированию. В качестве разновидности профессиональной тайны налоговую тайну рассматривают и некоторые другие специалисты .

Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004. С. 326.

См., например: Снытников А.А., Туманова Л.В. Обеспечение и защита права на информацию. М., 2001. С. 188.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

[2]

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Читайте так же:  Получение налогового вычета при покупке автомобиля

Вопрос: Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной экономической информации

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2. об идентификационном номере налогоплательщика;

3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

[3]

4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Защита конфиденциальной экономической информации позволяет выявить три основных подхода, которые использовались в законодательстве при определении состава сведений, защищаемых в режиме той или иной тайны: первый подход предполагает прямое перечисление в законодательстве сведений, составляющих тайну. Подобным образом определяется состав информации, охраняемой в режиме государственной тайны; второй подход основывается на предоставлении права собственнику (обладателю) информации самому определить состав охраняемых сведений. Данный подход используется в режимах служебной и коммерческой тайн; третий подход вообще не предусматривает установления какого-либо перечня охраняемой информации.

25. Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники. (Согласно ст. 102 НК РФ)

Под налоговой тайной понимается информация о налогоплательщиках и плательщиках сборов, предоставляемая ими самими, налоговыми агентами, органами регистрации и банками налоговым органам, таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам налоговой полиции в соответствии с законодательством о налогах и сборах. К налоговой тайне также можно отнести информацию, получаемую этими органами в процессе осуществления налогового контроля, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и составляющую их профессиональную тайну, а также передаваемую им в рамках информационного обмена, в том числе международного, контролирующими и правоохранительными органами других стран.

Признаки налоговой тайны:

сведения, полученные налоговыми, таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов (как по месту учета налогоплательщика, так и другими налоговыми органами, например вышестоящими) о налогоплательщике;

сведения, как предоставленные налоговому, таможенному органам и органу государственного внебюджетного фонда налогоплательщиком, так и собранные (полученные) ими самими, например в ходе проведения камеральной или выездной налоговых проверок. К числу сведений налоговой тайны относится также информация, полученная от банков, органов регистрации, опеки и попечительства, учреждений социальной защиты, образовательных, медицинских учреждений, иных учреждений;

любые сведения, за исключением тех, которые определены в законе;

предоставление информации, ее составляющей, правоохранительным органам Российской Федерации, другим государственным органам, организациям, учреждениям и гражданам осуществляется в установленном порядке;

представляет собой часть более общего понятия — сведения конфиденциального характера;

отличается от коммерческой тайны.

В соответствии со ст. 102 НК РФ сведениями, информацией, охраняемой в режиме налоговой тайны, могут быть любые сведения, прежде всего по форме — это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий. Например, в необходимых случаях при осмотре документов могут производиться фото- и киносъемка, видеозапись, а также снятие копии с документов и другие действия. Содержание таких сведений также может быть любым, т.е. включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).

Отличительным признаком информации, охраняемой в режиме налоговой тайны, служит то, что сведениями, ее составляющими, являются только сведения о лице (налогоплательщике — физическом либо юридическом лице), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу.

Причем данные сведения должны быть получены налоговыми органами исключительно при соблюдении своих служебных обязанностей. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.

Основным источником налоговозначимой информации является сам налогоплательщик (плательщик сборов), которого законодательство о налогах сборах обязывает к ее предоставлению.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8475 —

| 7356 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

7.3. Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

Основываясь на этимологическом толковании слова «режим», предлагается понимать его как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей .

См.: Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. М., 2000. С. 11.

В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств , и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования .

См.: Исаков В.Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М., 1987. С. 258 — 259.

См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 185.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо. Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются. Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну .

Читайте так же:  Как писать претензию на возврат денег

Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004. С. 335.

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является установление юридической ответственности за нарушение порядка формирования ресурсов налоговозначимой информации и режима налоговой тайны. В данном случае (за подобные правонарушения) будут применяться следующие виды юридической ответственности: налоговая (финансовая), административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

Разглашением налоговой тайны признается виновное противоправное, в нарушение режима защиты соответствующей конфиденциальной информации, действие (бездействие) должностного лица налогового (таможенного) органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам .

Соловьев И. Правовой режим доступа к налоговой тайне при осуществлении ОРД // Налоговый вестник. 2012. N 2. С. 10 — 16.

Доступ к налоговой тайне имеют суды общей юрисдикции РФ и арбитражные суды РФ. При производстве по делам, возникающим в связи с оспариванием ненормативных актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и должностных лиц налоговых органов, при производстве по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности соответствующих судов (ст. 29 АПК РФ; ст. 22 ГПК РФ), может возникать потребность в привлечении сведений о налогоплательщике в качестве доказательств. В этих случаях материалы, содержащие данные сведения, предоставляются налоговым органом по мотивированному письменному запросу судьи непосредственно в суд (ст. 66 АПК РФ; ст. 57 ГПК РФ).

Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, предоставляется судебным приставам-исполнителям (государственным служащим, которые в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполняют судебные акты и акты других органов). В случае отсутствия информации о должнике, необходимой для принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об ИНН, о номерах счетов, о наименовании и месте нахождения банков и кредитных организаций, в которых находятся эти счета. Такая информация составляет объект налоговой тайны. Однако по запросу судебного пристава-исполнителя она должна быть предоставлена налоговым органом в трехдневный срок.

1. Сформулируйте определения понятия «налоговая тайна». Объясните разницу между налоговой тайной, коммерческой тайной и банковской тайной.

2. Определите правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны.

1. В соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну составляют:

а) любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике;

б) только сведения, полученные налоговыми органами;

в) любые сведения, полученные физическими лицами, юридическими лицами и налоговыми органами, о платежеспособности налогоплательщика.

2. Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является:

а) разновидностью коммерческой тайны;

б) одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации, доступ к которой должен быть ограничен;

в) одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации, доступ к которой должен быть запрещен.

3. Основным источником налоговозначимой информации является:

а) сам налогоплательщик (плательщик сборов), которого законодательство о налогах сборах обязывают к ее предоставлению;

б) налоговый орган;

в) органы государственной власти.

4. В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках запрос о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, направляемый правоохранительными органами, должен содержать:

а) указание, что данная информация является налоговой тайной;

б) конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивированные доказательства того, необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо;

в) просьбу не разглашать данную информацию.

5. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды к информации, составляющей налоговую тайну:

а) не имеют доступа;

б) имеют доступ, в случае получения разрешения Федеральной налоговой службы;

1. В чем заключаются особенности налоговой тайны?

2. Какова система мер защиты конфиденциальной экономической информации?

3. В чем заключаются особенности содержания информации, защищаемой в режиме налоговой тайны?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4. Что входит в правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны?

Источники


  1. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.

  2. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.

  3. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.
  4. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
  5. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
  6. В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here