Содержание
- 1 Административное правонарушение и административная ответственность
- 2 Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
- 3 Административная ответственность
- 4 Административное правонарушение и административная ответственность
- 5 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- 6 Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность (ст.ст. 2.1 — 2.10)
- 7 Административное правонарушение
- 8 Административная ответственность и административное наказание
Административное правонарушение и административная ответственность
Административные наказания являются наиболее частыми мерами пресечения, назначаемыми судебными инстанциями. Однако далеко не все граждане чётко различают понятия — административное правонарушение и административная ответственность, подвергая себя опасности. Наказание часто настигает тех, кто своевременно не был ознакомлен с законодательными документами.
Что такое административное правонарушение
Под данным понятием подразумевается неправомерное действие или бездействие юридического, или физического лица, за которые установлена ответственность согласно действующему законодательству или Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).
Основные признаки такого рода проступков приведены в таблице ниже.
Признак | Описание |
---|
Согласно действующему законодательству, данное понятие формируется при участии 4 основных элементов, которые подробно разобраны в таблице ниже.
Видеорегистрация нарушителей ПДД
Какие виды административного правонарушения существуют?
Действующими законодательными документами установлено несколько видов административных нарушений, зависимо от объекта. Разновидности такого рода правонарушений приведены в таблице ниже.
Вид АП | Описание |
---|
Что такое административная ответственность
Под данным правовым понятием принимается применение административных взысканий. Она проявляется в применении госорганами и их должностными лицами мер воздействия к гражданам или организациям, которые в разной степени нарушают действующее законодательство.
Назначение административной ответственности (АО) имеет характерные особенности, которые заключаются в следующем:
- вердикт о назначении АО может быть выдан только законодательными и исполнительными органами власти, которые имеют на это компетенцию;
- установить АО могут только на основании совершенного административного правонарушения, которое перечит действующему законодательству;
- основное отличие такой ответственности от дисциплинарной в том, что вторая применяется, если наказание назначается начальником для своего сотрудника, тогда как административная может наступить только после назначения исполнительными органами власти;
- нести ответственность придётся вне зависимости от того, возникли ли какие-либо последствия или нет. Назначение административного взыскания происходит по факту нарушения закона.
Действующими законодательными документами определены разновидности административной ответственности, которые прописаны в таблице ниже.
Вид АО | Краткое описание |
---|
Терминал для оплаты административных взысканий
Каждому гражданину, пребывающему на территории Российской Федерации, требуется знать КоАП. Понимание того, за какие правонарушения наступает административная ответственность, необходимо во избежание правонарушений и возникновения проблем с законом. Действующее законодательство строго определяет перечень действий, которые являются нарушениями и разновидности административной ответственности, которая за ними последует.
Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
См. комментарии к статье 2.4 КоАП РФ
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Информация об изменениях:
Примечание изменено с 17 февраля 2019 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2019 г. N 7-ФЗ
Административная ответственность
Что делать, когда органы власти намерены привлечь человека к административной ответственности? Что учесть при составлении документов, как представлять доказательства и чего ожидать? Ответы на эти вопросы можно найти в публикациях этой рубрики.
Понятие административной ответственности по КоАП РФ
Административная ответственность – это обязанность испытывать меры принуждения, предусмотренные законодательством, за совершенное правонарушение.
Кроме того, именно КоАП РФ закрепляет основные начала привлечения к административной ответственности. Это процедура привлечения – возбуждение дела об административном правонарушении, составление протокола, рассмотрение его. А также срок давности привлечения, малозначительность, сроки рассмотрения дела и многие другие вопросы.
Центральное место занимает состав административного правонарушения. Доказать его отсутствие – значит, освободить себя от наказания. Этот способ достаточно часто используют профессиональные юристы.
Административная ответственность физических лиц
Нарушение правил ПДД, нарушение правил парковки, за утерю паспорта, мелкое хулиганство встречаются нередко. Правильное поведение на этапе составления процессуальных документов может позволить минимизировать наказание. А, возможно, избежать его. Ведь протокол не только должен быть составлен правильно, не только в соответствии с КоАП РФ, но и уполномоченным лицом.
На сайте помимо основных штрафов мы разместили сведения о мерах обеспечения. Их применяют уполномоченные сотрудники до вынесения решения по протоколу. Например, административное задержание, доставление, личный досмотр.
Административная ответственность должностных и юридических лиц
Наш сайт не оставил без внимания ответственность руководителей организации, иных должностных лиц и самих организаций. Особенности привлечения таких лиц к административной ответственности заключаются и в видах правонарушений, и в размере ответственности.
В целом, общие начала КоАП РФ остаются одинаковыми. С точки зрения порядка и процедуры привлечения к административной ответственности.
Административное правонарушение и административная ответственность
Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность – это юридическая ответственность, заключающаяся в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного взыскания.
Признаками административного правонарушения (проступка) являются:
1) общественная опасность;
Общественная опасность административных проступков заключаются в том , что они посягают на нормальный ход общественных отношений в сфере государственного и общественного порядка, прав и свобод граждан.
Например, в нарушении общественного порядка и безопасности при совершении хулиганских действий, в возникновении угрозы жизни и здоровью человека при управлении автомобилем в нетрезвом состоянии и др.
Противоправность административного проступка состоит в том , что он представляет собой деяние, запрещенное законом или иным нормативным актом.
Например, нарушение правил охоты, продажи продовольственных и непродовольственных товаров и т. п.
Виновность при совершении административного проступка состоит в том , что ответственность за его совершение наступает только при наличии вины лица, то есть умысла или неосторожности .
Некоторые административные правонарушения могут быть совершены с умышленной формой вины, то есть, когда лицо сознавало противоправный характерсвоего действия (бездействия ), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к нимбезразлично (ст. 2.2. КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2011)).
К таким правонарушениям относятся — умышленное создание помех для дорожного движения, умышленное невыполнение требований прокурора, злостное неповиновение требованию работника полиции, мелкое хулиганство и т. п.
Неосторожность как форма вины предполагает, что лицо , совершившее административное правонарушение предвидело возможность наступления вредных последствий , своего действия (бездействия) , но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть .
Примером административного проступка, совершенного с неосторожной формой вины может послужить передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления им, при которой водитель может рассчитывать на предотвращение аварийной ситуации на дороге, самонадеянно полагаясь на свой большой опыт и малую интенсивность движения.
Наказуемость административного проступка означает , что привлечь к ответственности за правонарушения возможно лишь в том случае, если за это действие предусмотрено наказание статьей Кодекса об административных правонарушениях или наказание установлено иным нормативным актом.
Состав административного проступка образуют четыре элемента.
1) объект правонарушения — охраняемые законом общественные отношения в той или иной области, на нормальный ход которых посягает противоправное действие.
Например, объектом правонарушения , предусмотренного ст. 115 КоАП РФ — нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, является безопасность дорожного движения ;
2) объективная сторона — все противоправные действия или бездействия, которыми нарушаются установленные правила поведения.
Например, объективной стороной указанного выше административного правонарушения являются следующие действия:
— превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения;
— несоблюдение требований дорожных знаков и разметки проезжей части;
— пользования внешними световыми приборами;
— ремнями безопасности и др.
Совершение противоправного бездействия может выражаться, например, в не включении на транспортном средстве фар ближнего света в условиях недостаточной видимости, в темное время суток, а также в дневное время.
3) субъект правонарушения — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 2.3. КоАП РФ) за определенную категорию правонарушений, к которым, в частности, относятся:
— нарушение правил дорожного движения;
— нарушение режима государственной границы Российской Федерации.
Законодательство устанавливает ряд дополнительных гарантий прав несовершеннолетних, предусматривая возможность рассмотрения дел об административных нарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних, (ч.2 ст.2.3. КоАП РФ);
— в отношении несовершеннолетнего не может быть применен административный арест в качестве меры наказания (ч.2 3.9 КоАП РФ);
— смягчающим вину обстоятельством рассматривается недостижение таким лицом совершеннолетия.
В полной мере ответственность за совершенное административное правонарушение наступает в отношении лиц, достигших 18-летнего возраста и обладающих в соответствии с законодательными актами РФ административной дееспособностью в полной мере;
4) субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение виновного к своим поступкам, выражающимся в двух формах вины: умысла или неосторожности.
Все вышеперечисленные признаки в совокупности определяют состав административного правонарушения и являются основанием возникновения административной ответственности.
В зависимости от объекта административного правонарушения их можно разграничить на следующие виды:
1) Административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения (нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил и норм).
2) Административные правонарушения, посягающие на собственность (мелкое хищение имущества, нарушение права государственной собственности на леса, воды).
3) Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры (незаконная вырубка деревьев, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, нарушение пожарной безопасности в лесу).
4) Административные правонарушения в области промышленности (нарушения, связанные с использованием газа, повреждение электрической сети, осквернение, разрушение памятников истории и культуры).
5) Административные правонарушения в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства (нарушение правил безопасности полетов, повреждение телефонов-автоматов, нарушение правил пользования жилыми помещениями).
6) Административные правонарушения в области торговли и финансов (нарушение правил торговли, уклонение от подачи декларации о доходах).
7) Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок управления (неповиновение работнику полиции, нарушение таможенных правил, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8444 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Административная ответственность— разновидность административного принуждения, вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.
Основание для наступления административной ответственности — административное правонарушение.
За административные правонарушения предусмотрены административные наказания.Эти наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, а также судом (судьями).
Административные наказания налагают органы и должностные лица на неподчинённых им правонарушителей. Применение административного наказания не влечёт судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока.
Акт, устанавливающий административную ответственность физических и юридических лиц — Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят 30 декабря 2001 г. и введён в действие с 1 июля 2002 г.
Согласно ст. 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения:
Деяние— исходное в характеристике указанных признаков понятие. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие.
• Действиеесть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение прав охоты, невыполнение законного требованию уполномоченного должностного лица ГИБДД об остановке транспортного средства и т. д.).
• Бездействиеесть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту и т. д.).
Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных объектов).
Противоправностьзаключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняют меры административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права.
Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога — нормы финансового права.
Не противоправное деяние не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Виновность деянияозначает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав).
Основные виды административных наказаний(система административных наказаний закреплена в ст. 3.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях):
2. административный штраф;
3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6. административный арест;
7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
Последовательность перечисления административных наказаний имеет неслучайный характер, они перечислены в порядке возрастания степени кары, наказания, от меньшего к большему.
Этот перечень несколько отличается от того, что был закреплён прежде действовавшим Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. В новом Кодексе исключены исправительные работы (теперь это наказание присутствует только в Уголовном кодексе РФ), новым же видом наказания стала дисквалификация (ст. 3.11. КоАП РФ).
Приведённый перечень полностью относится к физическим лицам, а в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3-8, устанавливаются только федеральным Кодексом. Предупреждение и административный штраф могут устанавливаться в качестве административных наказаний в законах об административной ответственности субъектов РФ.
Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные (ст. 3.3. КоАП РФ). Возмездное изъятие и конфискация предмета, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний, остальные — только в качестве основных. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.
Предупреждение(ст. 3.4. КоАП) — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Его выносят в письменной форме. Устное предупреждение — не административное наказание. Предупреждение влечёт
за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные наказания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.
Следует отличать предупреждение от мер административного предупреждения. И предупреждение, и предупредительные меры относят к мерам административного принуждения. Но, несмотря на своё созвучие, это разные группы принудительных мер.
Предупреждение — это один из видов административного наказания, самое мягкое из наказаний, первое по счёту в системе. А меры административного предупреждения образуют самостоятельную группу мер административного принуждения.
К ним относят: контрольные и надзорные проверки, досмотр вещей и личный досмотр, проверку документов и т. д. Их цель — не наказание, а предупреждение, предотвращение возможных правонарушений в сфере государственного управления.
Меры административного предупреждения применяют профилактически, до момента совершения каких-либо правонарушений, во их избежание. А административные наказания, в том числе и предупреждение — после совершения административного правонарушения, в рамках административной ответственности.
Административньш штраф(ст. 3.5. КоАП) — денежное наказанием, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных законодательством. Это наиболее распространённое наказание, предусмотренное почти за все виды административных правонарушений, и может выражаться в величине, кратной:
— минимальному размеру оплаты труда (МРОТ);
— стоимости предмета административного правонарушения;
— сумме неуплаченных налогов, сборов либо сумме незаконной валютной операции.
Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда, максимальный размер не может превышать 25 МРОТ для граждан, 50 МРОТ для должностных лиц, для юридических лиц — 1000 МРОТ. В исключительных случаях предусмотрена возможность установления более высоких размеров административного штрафа — 200 МРОТ для должностных лиц, 5000 МРОТ для юридических лиц.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета совершённого правонарушения(ст. 3.6. КоАП) состоит в его принудительном изъ-
ятии, изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Это наказание назначает судья.
Возмездное изъятие оружия и боеприпасов и других орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота — основной источник существования.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения(ст. 3.7. КоАП), состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или собственность субъекта РФ. Конфискацию назначает судья. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся во владении лица на законном основании и не изъятый из оборота.
Ограничения этой меры сводятся к тому, что конфискация охотничьего оружия и боеприпасов, других орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство — основные источники существования.
Конфискуется именно соответствующий предмет, а не имущество, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания.
Лишение специальных прав,предоставленных гражданину (право управления транспортными средствами, право охоты) (ст. 3.8. КоАП), применяется на срок от 1 месяца до 2-х лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами. Лишение специального права назначает судья.
Лишение управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения; оставления в нарушение действующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются; уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.
Лишение права охоты не может быть применено к лицам, для которых охота — основной источник существования.
Административный арест(ст. 3.9. КоАП) заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Данную меру наказания назначает судья.
Административный арест устанавливают и назначают лишь в исключительных случаях, за отдельные административные правонарушения, близкие к преступлениям. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп.
Административный арест предусмотрен в основном за правонарушения против порядка управления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность:
— за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции;
— блокирование транспортных коммуникаций;
— появление в общественных местах в состоянии опьянения и т. д. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лиц без гражданства(ст. 3.10. КоАП) заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, — контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ. Эту меру наказания назначает судья, а в случае совершения названными лицами административного правонарушения при въезде в РФ — соответствующее должностное лицо.
Дисквалификация(ст. 3.11. КоАП) — новое наказание в системе административных наказаний — лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Данная мера может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Административное наказание в виде дисквалификации может назначать только судья. Дисквалификацию применяют на срок от 6 месяцев до 3-х лет. В КоАП РФ дисквалификация предусмотрена за нарушение законодательства о труде (ст. 5.27.), ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21.), фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, нарушение
законодательства о государственной регистрации юридических лиц, если такое действие не содержит признаков уголовного преступления.
Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1079 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность (ст.ст. 2.1 — 2.10)
Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность
> Административное правонарушение |
Содержание Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Административное правонарушение
Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также других вопросах в области административных правонарушений мы расскажем в этой статье.
Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность. От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве. Однако, некоторые деяния могут признаваться, как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.
Признаки административных правонарушений:
- действие или бездействие физического или юридического лица;
- виновность – деяние может быть признано административным правонарушением, только если оно совершенно умышленно или по неосторожности;
- противоправность — деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
- наказуемость деяния – наступление административной ответственности.
Виды административных правонарушений
- объект посягательства – собственность, общественный порядок, нравственность и т.д.;
- направленность деяния – отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).
На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы:
Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.
Ответственность за административные правонарушения
Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются:
- штраф – денежное взыскание в пользу государства;
- предупреждение – выражается в официальном порицании физического лица или организации, выносится в письменной форме;
- лишение специального права – лишение лица, ранее предоставленного ему на законных основаниях специального права, например, управлять транспортным средством;
- приостановление деятельности организации – временное прекращение деятельности юр. лица или предпринимателя на срок до 90 дней;
- конфискация – принудительное обращение в пользу государства орудия или предмета совершения правонарушения;
- дисквалификация – лишение права занимать должности в органах организаций.
- обязательные работы – выполнение физическим лицом бесплатных общественных работ в свободное от основной работы или учебы время;
- арест – содержание нарушителя в изоляции от общества, применяется в исключительном случае;
- другие виды наказания.
Административная ответственность и административное наказание
Административная ответственность состоит в применении уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.
Административная ответственность характеризуется следующими чертами:
• субъектами этого вида юридической ответственности являются как физические, так и юридические лица;
• характеризуется множественностью органов государственной власти и местного самоуправления, полномочных ее устанавливать;
• реализуется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц, полномочных налагать административные взыскания;
• не влечет за собой судимости и не является основанием для увольнения нарушителя с работы (в отличие от уголовной и дисциплинарной ответственности);
• характеризуется относительной простотой и оперативностью процессуального порядка (в отличие от уголовного и гражданского процесса)[63].
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ и включают в себя следующие меры (табл. 7.1).
Таблица 7.1. Система административного наказания в РФ
№ | Вид наказания | Содержание наказания и размер санкции | Примечание |
Таблица 7.1 (продолжение)
№ | Вид наказания | Содержание наказания и размер санкции | Примечание |
штраф
правонарушения
ФедАП, Суд, ЮЛ
арест
деятельности
• Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ), то есть денежное взыскание, выраженное в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда, стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов и сборов или сумме незаконной валютной операции.
Размер административного штрафа, выраженного в рублях, составляет: для граждан — от 100 до 5000 руб., для должностных лиц — от 100 до 50 000руб., для юридических лиц — от 100 до 1 млн руб. (в случаях, предусмотренных ст. 14.40 и 14.42 КоАП РФ, — до 5 млн руб.). Предельный размер административного штрафа, исчисленного исходя из стоимости предмета административного правонарушения, суммы неуплаченных налогов и сборов или суммы незаконной валютной операции, установлен в пятикратном размере от указанной стоимости (или суммы). Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
• Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ), состоящая в принудительном безвозмездном обращении в государственную собственность не изъятых из гражданского оборота вещей (например, наркотических и психотропных веществ по Спискам II и III).
• Лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), заключающееся в лишении физического лица ранее предоставленного ему специального права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом (например, лишение фармацевтического работника права на занятие фармацевтической деятельностью). Срок лишения специального права может составлять от 1 месяца до 3 лет.
• Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ), заключающийся в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Он устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. При этом в срок административного ареста засчитывается срок административного задержания. Административный арест не применятся к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам моложе 18 лет, а также инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
• Административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ), состоящее в принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу РФ за пределы России указанных граждан и лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства с территории РФ.
• Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ), заключающаяся в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством. Дисквалификация назначается на срок от 6 месяцев до 3 лет в отношении лиц, осуществляющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах управления юридического лица, членов совета директоров, а также иных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе в отношении арбитражных управляющих.
нения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Административное приостановление деятельности может устанавливаться на срок до 90 суток.
Перечень административных наказаний, приведенных в ст. 3.2 КоАП РФ, является закрытым, то есть исчерпывающим. При необходимости он может быть изменен путем внесения дополнений в ст. 3.2 КоАП РФ.
Данные табл. 7.1 показывают:
• основное это наказание (ОН) или применяемое как в качестве основного, так и дополнительного (О(Д)Н) (напомним, что за одно административное правонарушение назначается одно основное либо одно основное и одно дополнительное административное наказание);
• может ли данный вид административного наказания назначаться за административные правонарушения, установленные законодательством субъектов РФ (РегАП), или только административные правонарушения, предусмотренные в федеральном законодательстве (ФедАП);
• кем может назначаться данный вид наказания: исключительно только судами (Суд) или еще и административными органами (АО);
Видео (кликните для воспроизведения). |
• может ли налагаться данный вид административных наказаний на юридических лиц (ЮЛ).
Источники
Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.
Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.- Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
- Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.
Позвольте представиться. Мое имя Петр. Я уже более 20 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи.
Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.