Региональный нпа по налогу на имущество

Самое важное на тему: "Региональный нпа по налогу на имущество" с комментариями профессионалов. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному консультанту.

Глава 30. Налог на имущество организаций (ст.ст. 372 — 386.1)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ раздел IX части второй настоящего Кодекса дополнен главой 30, вступающей в силу с 1 января 2004 г.

Глава 30. Налог на имущество организаций

>
Общие положения
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Налоговые ставки и льготы

Областной закон «О налоге на имущество организаций»

Налоговые ставки

Ставка Объект обложения налогом

организации в отношении имущества организаций, реализующих инвестиционные проекты, одобренные Правительством Новгородской области в соответствии с областным законом от 28.03.2016 №945-ОЗ «Об инвестиционной деятельности в Новгородской области и защите прав инвесторов»

жилые помещения в многоквартирных домах, жилые дома с количеством этажей не более двух в составе комплексной застройки, жилые дома с количеством этажей не более двух блокированной застройки, находящиеся в собственности организаций — застройщиков, после ввода таких объектов в эксплуатацию

организации в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью

организации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов

объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (подпункт 3 пункт 1 статья 378.2 Налогового кодекса)

жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (подпункт 4 пункт 1 статья 378.2 Налогового кодекса)

Российские организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Новгородской области через постоянные представительства и (или), имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Новгородской области

Налоговые льготы

Льгота Категория
100%

имущество организаций, реализующих инвестиционные проекты, одобренные Правительством Новгородской области, в соответствии с областным законом от 11.06.1998 № 29-ОЗ «Об инвестиционной деятельности в Новгородской области»

имущество сельхозтоваропроизводителей, использующих земли сельскохозяйственного назнгачения, и производящих на этих землях зерновые культуры с ежегодным валовым сбором не менее 1 тыс.тонн

Организации (включая их филиалы), осуществляющие деятельность в сфере предоставления услуг почтовой связи при условии ежегодного увеличения фонда оплаты труда работников на сумму, сопоставимую с суммой налоговой льготы

Региональный НПА по налогу на имущество

Исходя из экономического смысла установления налога на имущество организаций в составе региональных налогов, при взимании этого налога в бюджетах субъектов Федерации образовываются собственные налоговые доходы. Поскольку налог является региональным и аккумулирует в региональных бюджетах собственные налоговые доходы, казалось бы, именно уровень власти субъектов Федерации должен был обладать правом самостоятельного распоряжения собственными налоговыми доходами.

В действительности же существуют фиксированные нормативы межбюджетного распределения налога на имущество организаций. Федеральный уровень власти за собственника налоговых доходов ввел пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы.

Регулирующая функция налогов направлена на распределение ресурсов между различными субъектами финансовых отношений, будь это физические или юридические лица, региональное и отраслевое распределение. Регулирующая функция налогов реализуется за счет таких инструментов как размер налоговых платежей, льготы, объекты ставки и т.п. Благодаря регулирующей функции налогов происходит не только перераспределение ресурсов, но и может происходить регулирование деловой активности и финансового интереса к той или иной сфере деятельности.

Таким образом, посредством регулирующей функции налогов государство выступает как регулятор, стимулирующий деятельность приоритетных отраслей и регионов.

Современной отечественной системе регионального налогообложения присущ целый ряд недостатков и недоработок. На протяжении всей новейшей истории реформирования системы налогообложения в России государство не уделяло должного внимания построению логичной, проработанной и, прежде всего, применимой на практике концепции регионального налогообложения.

Проблемы со своевременным вступлением в силу нормативных правовых актов о новых местных налогах, которые должны быть приняты представительными органами муниципальных образований.

В связи с этим предлагается установить следующее правило относительно порядка вступления в силу таких федеральных законов:

Федеральные законы, устанавливающие новые местные налоги, должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования. Увеличение срока с одного до трех месяцев позволит в течение двух месяцев внести изменения в нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления в части установления новых местных налогов и обеспечит не только своевременное их вступление в силу, но и будет способствовать обеспечению более стабильной системы налогов и сборов РФ.

Несмотря на определенную преемственность Российской налоговой системы и её схожесть с системами регионального налогообложения экономически развитых стран, существующая практика взимания платежей по этой группе налогов говорит о наличии существенных недоработок в законодательстве, системе исчисления и взимания имущественных налогов, что значительно снижает эффективность поступления налоговых платежей от этой группы налогов.

Наиболее существенным региональным налогом является налог на имущество организаций. На уменьшение поступлений этого налога влияют три основных фактора. Во-первых, в Налоговом кодексе РФ по данному налогу установлены федеральные льготы, освобождающие от него имущество, используемое федеральными органами исполнительной власти для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и правопорядка.

Во-вторых, до сих пор не регламентированы сроки регистрации имущества. В результате целый ряд имущественных объектов в течение многих лет не попадают в налоговую базу, и с них не уплачивается налог.

Читайте так же:  Договор купли продажи гаражного бокса образец

Повышение уровня собираемости региональных и местных налогов напрямую зависит от эффективной работы по взысканию задолженности. Активизация в 2010 году работы налоговых органов в данном направлении позволила обеспечить дополнительные поступления в бюджет региона около 600 миллионов задолженности прошлых лет.

Таким образом, необходима разработка законодательных инициатив по отмене на федеральном уровне льгот по данному налогу, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, либо по компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения существующих льгот по налогу на имущество организаций.

В целях обеспечения эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на имущество организаций необходимо наладить информационное взаимодействие налоговых органов со службами БТИ.

Порядок начисления и уплаты налога на имущество организации

Система нормативного регулирования налога на имущество организации

Одним из главных инструментов проведения экономической политики государства были и продолжают оставаться налоги. Региональные налоги и сборы наиболее подвержены динамике, поскольку зависят от нормативно-правовых актов принятых органами власти субъектов Российской Федерации. Возможность регионам самостоятельно устанавливать ставки и производить их дифференциацию по данным налогам, вводить льготы, регулировать порядок уплаты авансовых платежей играет значительную роль при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, становление инвестиционной привлекательности региона и его экономического развития.

Перечень и нормативы отчислений в региональные бюджеты могут изменяться на федеральном уровне в зависимости от проводимой экономической и налоговой политики государства, от ее целей и методов.

Основным документом, устанавливающим и регулирующим налоговую систему России, налогообложение, методику исчисления налогов является Налоговый кодекс. Согласно, ст. 1 НК РФ устанавливается четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, которые осуществляют основное и базовое правовое регулирование налоговых отношений в Российской Федерации:

— Налоговый кодекс Российской Федерации (основной нормативно-правовой акт в области налогообложения);

— федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом России;

— законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов России, принятые законодательными (представительными) органами субъектов России в соответствии с НК РФ;

— нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ

Как было отмечено выше, региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 12 части I НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Нормативно правовое регулирование региональных налогов представлено на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Нормативно-правовое регулирование региональных налогов в России

Посредством регулирования отдельных элементов, применения льгот, использования инвестиционного налогового кредитования субъекты Российской Федерации могут активно проводит экономическую политику, влияя на экономическую и социальную сферы развития регионов.

Значение региональных налогов в налоговой системе

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Устанавливая региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов.

До введения НК в российской налоговой системе существовало деление региональных и местных налогов на обязательные и необязательные. Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды налогов, несмотря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории.

Региональные налоги аккумулируются в региональных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций. Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди которых следующие:

1) Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направление этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т.д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений.

2) Аккумулирование и использование в обще региональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня (например “нефтяные деньги”). Часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть “местных средств”, по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная).

3) Выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.

4) Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетно-налоговых систем, достигает четверти к сумме доходов населения России (за вычетом налогов).

5) Формирование инфраструктурного каркаса территории (отрасли “местного хозяйства”, местные дороги и транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.

6) Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории.

7) Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения, создание условий для его деловой активности, для структурных преобразований, для инвестиционной привлекательности и т.д. Это вопрос не только потенций территориального развития, но и будущего бюджетно-налогового благополучия.

Региональные бюджетно-налоговые системы во всех странах — традиционный объект всеобщего недовольства и критики.

Распределение большинства налогов между бюджетами разных уровней в РФ осуществляется бюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Именно в ходе бюджетного планирования в РФ устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.

Читайте так же:  Возврат денежных средств на карту при отмене

Письмо ФНС России от 11.01.2018 N БС-4-21/[email protected] «О налоге на имущество организаций»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 11 января 2018 г. N БС-4-21/[email protected]

О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными обращениями налоговых органов в дополнение к направленным ФНС России от 13.09.2017 N БС-4-21/[email protected] «О налоге на имущество организаций»»>письмом ФНС России от 13.09.2017 N БС-4-21/[email protected] рекомендациям по порядку предусмотренного приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected] согласования налогоплательщикам представления одной налоговой декларации (одного налогового расчета по авансовому платежу) в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, рекомендует учитывать следующее.

В соответствии со статьей 386 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организация, являющаяся налогоплательщиком налога на имущество организаций, обязана представлять налоговые декларации по налогу на имущество организаций (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу) по местонахождению организации, местонахождению ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, и по местонахождению объектов недвижимости, находящихся вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс.

При этом согласно пункту 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденного приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected] «Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения» (далее — приказ N ММВ-7-21/[email protected]), в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, может заполняться одна налоговая декларация (далее — Декларация) в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации.

В аналогичном порядке подлежит согласованию порядок представления одного налогового расчета по авансовому платежу по налогу в отношении суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации (пункт 1.6 Порядка заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, утвержденного приказом ФНС России N ММВ-7-21/[email protected]).

Вышеуказанный порядок не распространяется на случаи заполнения налоговой отчетности по налогу и уплаты налога за налоговый (отчетные) периоды организациями, являющимися налогоплательщиками в отношении объектов, поименованных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса.

В отношении указанных объектов налоговая отчетность по налогу на имущество организаций представляется в налоговые органы по местонахождению указанных объектов.

При этом согласование с налоговым органом по субъекту Российской Федерации представления одной Декларации в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, в общем порядке должно быть получено до начала налогового периода, за который представляется такая Декларация.

При этом ФНС России полагает возможным рекомендовать налоговым органам проводить соответствующее согласование после начала налогового периода в отношении поступивших до начала налогового периода запросов налогоплательщиков о согласовании в случаях, когда окончание установленного пунктом 93 Административного регламента ФНС России (утвержден приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н) тридцатидневного срока информирования налогоплательщика приходится на налоговый период.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

Нормативно-правовая база регионального налогообложения в России

Как известно, налоговая система является наиболее сильным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, инвестиционной стратегии, развития приоритетных отраслей экономики.

Одним из главных инструментов проведения экономической политики государства были и продолжают оставаться налоги. Региональные налоги и сборы наиболее подвержены динамике, поскольку зависят от нормативно-правовых актов принятых органами власти субъектов Российской Федерации. Возможность регионам самостоятельно устанавливать ставки и производить их дифференциацию по данным налогам, вводить льготы, регулировать порядок уплаты авансовых платежей играет значительную роль при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, становление инвестиционной привлекательности региона и его экономического развития.

Региональные налоги являются одним из источников формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. Это осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, как основным законом страны, в соответствии с нормами Налогового Кодекса Российской Федерации, Бюджетного Кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о налогах и иными законодательными актами.

Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют региональное имущество, средства регионального бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права субъекта. Бюджет субъекта Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Федерации [10, С. 111 — 113].

В Бюджетном Кодексе Российской Федерации четко определен перечень налогов и их доля отчислений в региональные бюджеты [1]. Перечень основных налоговых отчислений в региональный бюджет приведен в таблице 2.

Таблица 2 — Нормативы отчислений налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2014 г.

Доля поступлений в бюджет субъекта Федерации, %

Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

Налог на прибыль организаций (в части бюджета субъекта)

Налог на доходы физических лиц

Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла

Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию

Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых (кроме полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых)

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)

Сбор за пользование объектами животного мира

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Единый налог по упрощенной системе налогообложения

Государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов)

Перечень и нормативы отчислений в региональные бюджеты могут изменяться на федеральном уровне в зависимости от проводимой экономической и налоговой политики государства, от ее целей и методов.

При рассмотрении норм законодательства, необходимо отметить, что имеющее основополагающее значение для всех отраслей законодательства и правовых институтов, налоговых отношений имеет конституционное законодательство.

Читайте так же:  Как продать автомобиль полученный по наследству

В статье 57 Конституции Российской Федерации содержится положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта норма является исходной для формирования принципов и механизмов нормативно-правового регулирования налоговых отношений [1].

Основным документом, устанавливающим и регулирующим налоговую систему России, налогообложение, методику исчисления налогов является Налоговый Кодекс. Согласно, ст. 1 НК РФ устанавливается четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, которые осуществляют основное и базовое правовое регулирование налоговых отношений в Российской Федерации:

  • — Налоговый Кодекс Российской Федерации (основной нормативно-правовой акт в области налогообложения);
  • — федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым Кодексом России;
  • — законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов России, принятые законодательными (представительными) органами субъектов России в соответствии с НК РФ;
  • — нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ [5, C. 488].

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, кроме налогов, взимаемых в связи с применением специальных налоговых режимов. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Данные налоги зачисляются в доходы субъектов России по нормативу 100 % [4, С. 128].

Как было отмечено выше, региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 12 части I НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Нормативно-правовое регулирование региональных налогов представлено на рисунке 1.

Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются определенными полномочиями при установлении региональных налогов. Они имеют право в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом Российской Федерации, устанавливать налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Также законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Рисунок 1 — Нормативно-правовое регулирование региональных налогов в России

Установление данных элементов производится с учетом интересов и государства, и субъектов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом [2]. Нормативно правовое регулирование региональных налогов представлено в таблице 3.

Таблица 3 — Порядок установления элементов региональных налогов

Энциклопедия решений. Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п. 1 ст. 14 НК РФ).

На основании ст. 17 НК РФ в главе 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ определены налогоплательщики и элементы налогообложения налогом на имущество, а именно:

Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом обложения налогом на имущество*(1)

Движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета*(2)

— среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения;

— кадастровая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения*(3)

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%*(5)

Порядок исчисления налога

[2]

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период*(6)

Порядок и сроки уплаты налога

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ*(7)

*(1) С 2014 года не признаются налогоплательщиками организации, указанные в п. 1.2 ст. 373 НК РФ.

*(2) Имеются особенности в налогообложении имущества иностранных организаций, имущества переданного в доверительное управление и имущества при исполнении концессионных соглашений. Определено имущество, не признаваемое объектом налогообложения.

*(3) Предусмотрены особенности в исчислении налоговой базы для имущества иностранных организаций и некоторых объектов недвижимости. Налоговая база в отношении таких объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

*(4) Предусмотрены также отчетные периоды (первый квартал, полугодие, 9 месяцев). Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

*(5) В отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены иные размеры максимальных налоговых ставок. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении имущества, указанного в п. п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

*(6) Установлен также порядок исчисления авансовых платежей.

*(7) Установлены также сроки и порядок уплаты авансовых платежей.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается главой 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 372 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ, устанавливая налог на имущество, определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога на имущество законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Причем законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе устанавливать и изменять налоговую базу по налогу на имущество, так как в силу статей 12 и 372 НК РФ установление и изменение налоговой базы и порядка её определения по налогу на имущество организаций является прерогативой органа законодательной (представительной) власти РФ. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ законодательный орган субъекта РФ не вправе разрешать вопросы, урегулированные нормами законодательства РФ о налогах и сборах (см. Определения ВС РФ от 28.07.2010 N 1-Г10-14, от 12.12.2007 N 91-Г07-27, от 28.07.2010 N 1-Г10-14). Разъяснения по этому вопросу приведены в письмах Минфина России от 10.03.2011 N 03-05-04-01/05 и от 22.02.2011 N 03-05-04-01/03.

Читайте так же:  Какие документы нужны для банкротства физического лица полный список

Однако с 2014 года субъекты РФ вправе устанавливать особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Налог на имущество организаций — ставки, период и др.

Налог на имущество организаций в последние несколько лет стал представлять большой интерес для субъектов налоговых отношений в связи с введением кадастрового учета имущества. В нашей рубрике можно ознакомиться с нюансами исчисления имущественного налога, а также с изменениями, затронувшими в этой части НК РФ в 2018-2019 годах.

Какие основные элементы налогообложения содержатся в главе 30 НК «Налог на имущество организаций»?

Перечень элементов налогообложения, которые составляют представление о любом налоге, приводится в ст. 17 НК РФ. Среди таких элементов выделяются следующие:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • сроки и порядок исчисления и уплаты налога.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению каждого из элементов в разрезе имущественного налога, отметим, у кого возникает необходимость его исчисления и уплаты.

Согласно ст. 373 НК РФ плательщиками выступают предприятия, у которых есть движимые и недвижимые объекты собственности. При этом налог на имущество организаций не платят организаторы чемпионата мира по футболу в 2018 году. НК РФ предлагает преференции по налогу на имущество организаций плательщикам, находящимся на спецрежимах.

В размещенных на нашем сайте статьях сделан акцент на том, как платят имущественный налог:

Что является объектом налогообложения?

Имущество, относящееся к основным средствам, является объектом налогообложения. Положения ст. 374 НК РФ выделяют список имущества, не попадающего в формирование налоговой базы по налогу на имущество организаций:

  • земля (а также водные и природные ресурсы);
  • памятники культуры;
  • имущество I и II групп начисления амортизации;
  • прочие объекты п. 4 ст. 374 НК РФ.

Из ст. 381 НК РФ периодически исключаются некоторые виды объектов налогообложения. При этом самым важным изменением данной нормы стало невключение в состав объектов налогообложения движимых объектов, оприходованных с начала 2013 года (исключение составляет имущество, полученное в ходе реорганизации и ликвидации или сделки со взаимозависимым лицом).

Подробнее о таких объектах основных средств читайте в материале «П. 25 ст. 381 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

При этом важно верно проставить код налоговой льготы по указанному движимому объекту (подробности — здесь).

Что изменилось в части льготы на движимое имущество, смотрите здесь.

Как можно было заметить, компания имеет большой спектр возможностей уменьшить налог, главное — не забыть про свои преференции.

А поможет в них разобраться или, наоборот, не упустить реальный объект налогообложения по налогу на имущество организаций наша статья.

Какие льготы предоставляет федеральное и региональное законодательство, узнайте из публикации.

Особенности определения налоговой базы

Налоговая база в зависимости от объектов основных средств может определяться 2 способами:

  • Как среднегодовая стоимость имущества. За основу берется остаточная стоимость основных средств.

С алгоритмом ее определения предлагаем ознакомиться в статье «Налог на имущество за год — как произвести расчет?».

  • Кадастровая стоимость. Такая база в отношении российских организаций характерна:
    • для бизнес-центров;
    • торговых центров;
    • нежилых помещений;
    • жилых домов.

В статье «По каким объектам недвижимости налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости?» дается расшифровка понятий перечисленных видов недвижимости и факторы, позволяющие применять их кадастровую стоимость.

В отношении порядка обложения налогом на имущество организаций домов, пригодных для жилья, важно сказать, что указанные объекты не являются основными средствами.

Использование кадастровой стоимости по перечисленным выше постройкам связано с наличием фактора, отраженного в материалах:

При определении базы исходя из кадастровой стоимости на практике у некоторых категорий собственников возникают вопросы:

[1]

  • У совладельцев недвижимости: как рассчитать налоговую базу каждому из собственников по его части объекта недвижимости?
  • У застройщиков: когда начинать платить налог с объекта незавершенного строительства?
  • У арендаторов: надо ли платить налог с произведенных ими неотделимых улучшений имущества арендодателя?
  • Недвижимость есть в кадастровом перечне, но ее стоимость не определена.

Как платить налог в такой ситуации, смотрите по ссылке.

Сколько налоговых ставок предусматривает НК РФ?

Ставка налога на имущество организаций характеризуется двумя предельными значениями:

  • По объектам, для которых налоговой базой является кадастровая стоимость, ставка, в соответствии с НК РФ, начиная с 2016 года составляет 2%. Органами же региональных властей указанное значение может быть снижено.
  • По прочему имуществу максимальная ставка налога на имущество организаций равна 2,2%, регионы же самостоятельно определяют ее значение в пределах указанного.

Кроме того, НК РФ выделяет и другие ставки, о величине и применении которых говорится здесь.

Как и когда исчислить и уплатить налог на имущество в 2018 году?

Налоговый период по налогу на имущество организаций определяется в соответствии со ст. 379 НК РФ и составляет один год. Данный период действует в отношении всех объектов обложения налогом на имущество организаций, независимо от их территориального нахождения и способа определения налоговой базы по ним. По окончании периода налогоплательщик обязан произвести исчисление суммы налога.

Правильно это сделать поможет:

Получив сумму налога к уплате, необходимо подать декларацию по налогу на имущество организаций до 30 марта года, следующего за завершившимся налоговым периодом.

С отчетной формой и порядком ее заполнения можно ознакомиться в нашем материале.

Отчетный период по налогу на имущество организаций не является обязательным элементом налогообложения. Таким образом, регионы в своих нормативных актах его могут не предусматривать.

Если же отчетный период в регионе установлен, то определяется следующими способами:

  1. По объектам с налоговой базой — среднегодовой стоимостью равен:
    • 1 кварталу;
    • полугодию;
    • 9 месяцам.
  2. С кадастровой стоимостью (с 2016 года):
    • 1 квартал;
    • 2 квартал;
    • 3 квартал.
Читайте так же:  Что является общедомовым имуществом в многоквартирном доме

При этом сроки представления декларации и уплаты авансовых платежей за отчетный период устанавливаются субъектами РФ.

О том, что это за сроки, читайте в материале.

Производя уплату авансовых платежей, налога, а также связанных с исчислением налога санкций, важно корректно указать все необходимые реквизиты в платежке.

Среди основных реквизитов большую роль играет КБК, для правильного указания которого рекомендуем перейти к нашей статье.

Изменение налога на имущество для юридических лиц в 2018 году?

При расчете налога на имущество в 2018 году необходимо учесть, что льгота по налогу в части движимого имущества с 2018 года применяется только в случае, если власти соответствующего региона приняли закон, в котором предусмотрено применение данной льготы.

Если в 2017 году при декларировании авансов организациям разрешалось использовать бланки как по форме, утвержденной Приказом ФНС от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895, так и по форме, утвержденной Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] (Письмо ФНС от 23.06.2017 № БС-4-21/12076), то начиная с отчетной кампании за 2017 год, а также по авансовым расчетам с 1 квартала 2018 года, следует использовать исключительно формуляры, утвержденные Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected]

О нюансах заполнения декларации по налогу на имущество организаций читайте здесь.

Какие еще изменения налога на имущество юридических лиц вступили в силу в 2018 году, а также динамику изменений за последние 3 года, см. в материале «Последние изменения в НК РФ по налогу на имущество»..

Как можно было увидеть из статьи, налог на имущество организаций претерпел незначительные изменения. В основном они связаны с внедрением кадастра недвижимости. Определить, какую стоимость — кадастровую или среднегодовую — брать для расчета налога на имущество организаций, а также решить прочие вопросы, появляющиеся при исчислении налога, поможет наша рубрика «Налог на имущество».

Объект налогообложения по налогу на имущество

По общему правилу объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество российской организации, учитываемое на балансе в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть на счете 01 «Основные средства» или на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (Письмо Минфина от 26.10.2009 N 03-05-06-01/68 ).

И в части недвижимого, и в части движимого имущества есть свои нюансы. Но прежде чем переходить к их рассмотрению, разберемся, какое имущество в принципе не является объектом налогообложения.

Что не относится к объекту налогообложения

Объектом налогообложения по налогу на имущество не являются в частности (пп. 1,8 п. 4 ст. 374 НК РФ):

  • земельные участки и иные объекты природопользования;
  • основные средства из 1 или 2 амортизационных групп в соответствии с Классификацией ОС (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).

Это два основных пункта из всего списка имущества, не образующего объекта налогообложения, которые могут быть актуальны для обычной коммерческой организации. Иное имущество, поименованное в перечне, – скорее экзотика для бизнеса. Например, объекты культурного наследия народов РФ федерального значения, ядерные установки, используемые для научных целей, космические объекты и др. (пп. 3,4,6 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Движимое имущество, как объект налогообложения

С учетом сказанного выше движимое имущество не является объектом налогообложения по налогу на имущество, если относится к 1 или 2 амортизационной группе (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Что касается движимого имущества из 3-10 амортизационных групп, то оно не подлежит налогообложению, если было принято на учет в качестве ОС после 1 января 2013 года. В отношении него применяется льгота. Однако она не применяется, если имущество было принято на учет в результате реорганизации или ликвидации организации, либо было получено от взаимозависимого лица (п. 25 ст. 381 НК РФ, Письмо Минфина от 23.12.2016 N 03-05-05-01/77572 ).

Таким образом, движимое имущество подлежит налогообложению в том случае, если оно было принято на учет как ОС до 1 января 2013 года, либо принято после этой даты, но попало в число тех исключений по льготе, которые описаны выше.

Недвижимое имущество, как объект налогообложения

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Недвижимость на балансе организации, учтенная в качестве ОС, является объектом налогообложения по налогу на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Если же у организации есть жилая недвижимость, которая не учтена на балансе, то с нее платить налог на имущество нужно исходя из кадастровой стоимости, если это установлено законом субъекта РФ (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Как вы помните, есть и другие объекты недвижимости, которые облагаются налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости. И платить налог по ним должны не только организации на ОСН, но и компании на спецрежимах.

Источники


  1. История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.

  2. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.

  3. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.
  4. Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.
  5. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.
  6. Региональный нпа по налогу на имущество
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here