Содержание
Статья 64. Рассмотрение земельных споров
1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.
Комментарий к Ст. 64 ЗК РФ
1. Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей. Отличительной чертой земельных споров является их содержание, заключенное в предмете и основании спора, которое неразрывно связано со спецификой общественных отношений, регулируемых земельным законодательством.
Земельные споры разрешаются в судебном порядке посредством искового производства, за исключением споров, рассматриваемых с соблюдением обязательного внесудебного (претензионного) порядка, а также споров, переданных на рассмотрение третейского суда.
Земельные споры можно подразделить на три группы:
— споры о признании права на земельный участок;
— споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения;
— споры об изменении или прекращении земельных правоотношений.
Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование). Признание права на земельный участок рассматривается законодателем в числе способов защиты прав на землю. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Споры о присуждении исполнения действия основываются на требовании реализации корреспондирующей связи между субъективным правом и соответствующей обязанностью при условии ее невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанным лицом.
Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений вызваны необходимостью судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основанием изменения или прекращения земельных правоотношений. Конфликт сторон спора может заключаться в признании или непризнании соответствующих юридических фактов в качестве основания изменения или прекращения правоотношений.
По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Однако судебный порядок рассмотрения земельных споров не исключает возможности рассмотрения земельных споров в административном порядке. Правовую основу административного порядка рассмотрения земельных споров составляет конституционное положение, согласно которому граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).
В некоторых случаях, например в сельской местности, для граждан более доступен административный порядок рассмотрения спора. При наличии обоюдного желания спорящих сторон и их доверия к местной администрации разрешение земельного спора может быть осуществлено быстрее и результативнее.
В законах некоторых субъектов РФ рассмотрение земельных споров отнесено к ведению органов местного самоуправления. Например, в соответствии с Законом Владимирской области от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении во Владимирской области» к полномочиям администрации по вопросам использования земель в границах муниципального образования, охраны окружающей среды отнесено разрешение в пределах своей компетенции земельных споров (ст. 27).
Рассмотрение земельного спора в административном порядке не препятствует обращению в суд, например, если кто-то не удовлетворен решением органа управления. Однако достигнутые соглашения в результате рассмотрения земельного спора в административном порядке могут быть приняты во внимание при рассмотрении земельного спора судом.
Вопросы подведомственности земельных споров судам общей юрисдикции были разъяснены в Постановлении Пленума ВС РФ от 22 апреля 1992 г. N 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» . Суд обязан принять к своему производству и рассмотреть по существу споры, связанные с земельными отношениями, одной из сторон которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:
———————————
БВС РФ. 1992. N 7. Примеч. ред.: названное Постановление Пленума ВС РФ признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 26 апреля 2007 г. N 15.
— требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;
— требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией права пользования или аренды земельных участков;
— требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом либо временным занятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений и граждан;
— требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков и землепользователей;
— требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ;
— споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе в случае, когда оспариваются его границы и размеры;
— споры между садоводческим товариществом и его членами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС СССР от 30 марта 1990 г. N 5 о применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ , судебному рассмотрению также подлежат дела:
———————————
БНА. 1991. N 3.
— по искам садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, пользующимися им без законных оснований;
— по искам членов садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, не имеющими права на пользование им;
— о возмещении убытков, причиненных уничтожением, порчей или повреждением насаждений и посевов на земельном участке;
— по искам о необоснованном исключении из членов садоводческого товарищества, по искам лиц, не являющихся членами садоводческого товарищества, о возмещении расходов, понесенных ими в связи с вложением труда и средств на постройку, ремонт садового дома и других строений, на обработку земельного участка, приобретение плодово-ягодных насаждений;
— по спорам наследников умершего члена садоводческого товарищества и членов его семьи, имеющих право в соответствии с законодательством и уставом на дальнейшее пользование земельным участком, о защите нарушенного или оспариваемого преимущественного права на вступление в члены товарищества.
К этому перечню можно добавить также: споры об отмене государственной регистрации права на земельный участок или сделки с ним (ст. 2 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество); споры об установлении сервитутов на земельные участки (ст. 23 ЗК, ст. 274 ГК); споры об обращении взыскания на земельный участок (ст. 278 ГК, ст. 51 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ), споры о признании права собственности на самовольную постройку при условии предоставления в установленном порядке земельного участка под возведенную постройку (ст. 222 ГК) и т.д.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400; 2001. N 46. Ст. 4308; 2002. N 7. Ст. 629; N 52 (ч. 1). Ст. 5135; 2004. N 6. Ст. 406; N 27. Ст. 2711; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 40; Ст. 42; 2006. N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 27. Ст. 3213.
По первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (включая земельные участки), а также дела об определении порядка пользования земельными участками рассматривают мировые судьи (ст. 23 ГПК РФ, ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» ). В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, указанные дела продолжают рассматриваться судьями районных (городских, межмуниципальных) судов.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270; 2004. N 25. Ст. 2481; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4841; Ст. 4843; 2005. N 8. Ст. 604; N 15. Ст. 1278; 2006. N 11. Ст. 1147; 2007. N 10. Ст. 1151.
Иски об установлении порядка пользования земельным участком подсудны исключительно суду по месту нахождения земельного участка. Указанная подсудность не может быть изменена соглашением сторон по делу.
Согласно совместному Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» , арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных (включая земельные) правоотношений:
———————————
БВС РФ. 1992. N 11.
— между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (в том числе главами крестьянского (фермерского) хозяйства);
— между Российской Федерацией и субъектами РФ, а равно между субъектами РФ.
Практика рассмотрения земельных споров арбитражными судами обобщена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» .
———————————
Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.
Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, установленные в решении; если срок не установлен, решение исполняется немедленно. Если решение третейского суда не исполняется, то оно подлежит исполнению по правилам исполнительного производства, т.е. на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения.
Евразийский юридический портал
Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката
Рассмотрение земельных спорах в третейских судах РФ
Земля — один из важнейших объектов в системе общественных отношений.
Земельный вопрос в России всегда был и остается одним из самых острых и актуальных для человека, для всего общества.
Понятие земельного спора обычно рассматривается в двух аспектах: в материально-правовом и процессуальном. Материально-правовая сторона земельного спора имеет место в рамках норм земельного права. С этой позиции земельный спор — это конкретные земельные правоотношения, в рамках которых возник земельный спор, а также форма защиты нарушенных земельных прав. С процессуально-правовой точки зрения земельный спор — это гражданско-процессуальное правоотношение, которое регулируется нормами процессуального права, определяющими основания возбуждения спора, порядок его рассмотрения и разрешения.
В литературе широко освещены виды (категории) земельных споров. Классификация проводится по различным основаниям.
Наиболее часто встречается классификация земельных споров в зависимости от предмета спора:
— споры по поводу определенных земельных прав;
— споры по поводу признания поземельных прав (прав на недвижимость, связанных с правом на земельный участок);
— споры по поводу признания имущественных прав.
Более «мелкое» деление позволяет разграничить споры на: споры о праве собственности, о праве пользования, о праве аренды, о сервитуте, о возмещении затрат на освоение земельных участков, о возмещении убытков в рамках земельных правоотношений (при изъятии земельных участков, при неправомерном использовании земельных участков и др.) .
Анисимов С. П. предлагает разделить споры по наличию действий, нарушающих земельные права и интересны: реальные (права и законные интересы нарушены в действительности) и мнимые («землепользователь, собственник или владелец земельного участка в результате незнания земельного законодательства, слабого представления об «истории» земельного участка или заблуждения, считает их нарушенными» ).
По количеству субъектов: двусторонние и многосторонние.
По порядку рассмотрения и разрешения все земельные споры (конфликты) можно разделить на:
— споры, разрешаемые сторонами во внесудебном порядке путем проведения переговоров, добровольного устранения нарушения земельных прав и интересов, возмещения убытков, а также путем совершения других действий без обращения в суд;
— споры, разрешаемые путем обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц в вышестоящие органы (административный порядок);
— споры, разрешаемые в суде (в том числе в третейских судах).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если одна из сторон конфликта это государственный орган, спор может сначала рассматриваться сторонами путем переговоров, направления писем и тд., затем может иметь место обжалование действий или решений публичного субъекта, а в случае если и здесь спор не будет разрешен, то может последовать обращение в суд. Либо же если земельный спор возник между юридическими лицами и не был урегулирован ими в процессе переговоров и взаимного направления претензий, стороны переносят рассмотрение дела в арбитражный суд. В данном случае важное значение имеет принцип диспозитивности гражданского процесса: все споры, в том числе и земельные, возбуждаются судами только по инициативе какой-либо из сторон конфликта. Таким образом, не смотря на ст. 64 ЗК, земельный спор как конфликт может быть разрешен и без рассмотрения его в суде.
Некоторые, в зависимости от характера спорного правоотношения делят все земельные споры на административно-правовые и гражданско-правовые . Примером первых может служить обжалование решения государственного органа об отказе в регистрации права на земельный участок. Исходя из данной позиции, представляется возможным относить к категории административно-правовых земельных споров все земельные споры, возникающие из публичных правоотношений с участием органов государственной власти и местного самоуправления, а именно:
— споры о регистрации прав на земельные участки;
— споры о взимании земельного налога;
— споры о предоставлении органами государственной власти и местного самоуправления земельных участков для строительства;
— споры о привлечении к ответственности за земельные правонарушения;
— и другие.
Попытки разрешить возникший между сторонами конкретного земельного правоотношения конфликт в договорном порядке чаще всего лежат за рамками правового регулирования. Иногда порядок разрешения возникающих между сторонами споров закреплен в локальных актах, договорах и соглашениях, заключаемых сторонами. Как правило, он предусматривает направление письменных претензий, составление протоколов разногласий, ведение устных переговоров.
Такой порядок применяется часто, но, как правило, не приводит к достижению результата, который удовлетворял бы интересы обеих сторон спора. Тем более что объектом спора является земля — один из наиболее ценных природных ресурсов и важных объектов гражданского оборота.
С обращением субъекта тех или иных земельных правоотношений в суд, возникший правовой конфликт приобретает процессуальный характер. На стороны распространяются и подлежат непосредственному применению нормы процессуального права, принципы гражданского процесса и становится обязательным порядок гражданского (арбитражного) судопроизводства. При этом, земельные споры, относящиеся к «гражданским делам», имеют свои особенности. Согласно п.1 ч.1 ст. 22 ГПК РФ «суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений». Таким образом, ГПК РФ выделяет как отдельную категорию споров — споры из земельных правоотношений.
В порядке искового производства рассматриваются все дела, для которых процессуальным законодательством не предусмотрен иной, или особый, порядок их рассмотрения. При этом дело возбуждается судом на основании иска (искового заявления). Основной особенностью является то, что суд связан объемом предъявленных требований, тогда как при рассмотрении дел из публичных правоотношений суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В исковом производстве, как правило, рассматриваются споры, вытекающие из договоров аренды, залога, купли-продажи земельных участков и иных договоров, споры, касающиеся взимания арендной платы, субаренды, расторжения договора аренды, возмещения убытков. Многие такие земельные споры носят смежный с гражданско-правовыми спорами характер. Что касается процессуального порядка, то для рассмотрения земельных споров какие-либо особенности или изъятия из общих правил не предусмотрены. Вопросы, как правило, возникают при применении судами норм материального (земельного) права.
П. 2 ст. 64 Земельного кодекса РФ говорит, что до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Разрешение спора в третейском суде возможно только по соглашению сторон. Как правило, условие о таком порядке разрешения спора включается в договор как положение, не зависящее от других условий договора, — «третейская оговорка». В соответствии с п.2 ст. 1 ФЗ от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» (далее ФЗ «О третейских судах»), предмет третейского разбирательства ограничен сферой гражданско-правовых правоотношений. Это означает, что, если спорные правоотношения возникли из административных или иных публичных отношений (отношений власти-подчинения) то, даже несмотря на наличие соответствующей третейской оговорки, третейский суд не вправе принимать дело к своему производству и разрешать спор по существу. Соответственно, большое количество земельных споров, возникающее между государством в лице его органов и другими субъектами права, не могут быть разрешены в третейских судах.
Установленное в п. 2 ст. 64 Земельного кодекса РФ правило о том, что земельный спор может быть передан на рассмотрение третейского суда до принятия государственным судом дела к производству, является изъятием из общего правила передачи споров на разрешение третейского суда. Согласно п. 4 ст. 5 ФЗ «О третейских судах» третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом. Земельный кодекс же говорит: «до принятия дела к производству». Тем самым, понятие земельного спора и вопрос «что в него включать» приобретают большое значение. Скворцов О.Ю. предлагает сформулировать норму Земельного кодекса следующим образом: «До принятия дела к производству судом земельный спор гражданско- правового характера может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд» .
Решения высших судов и сложившаяся судебная практика имеют большое значение для последующего разрешения конкретных земельных споров. Судебная практика дает представление о направленности и тенденциях развития земельного права, о последствиях земельной реформы, о достоинствах и недостатках изменений, вносимых в земельное законодательство. Также судебная практика зачастую выявляет проблемы правового регулирования и служит предпосылкой к внесению изменений в нормативно-правовые акты.
Сложившийся в Российской Федерации механизм разрешения земельных споров вполне способен решить задачу защиты прав граждан, в частности, конституционно закрепленного права частной собственности на землю, но основная нагрузка приходится на судебную систему, которая также имеет недостатки. Недостатки судебного порядка разрешения земельных споров связаны: во-первых, с большим объемом дел, рассматриваемым судами, из-за чего не всегда дела разрешаются быстро и правильно; во-вторых, суды в своей деятельности должны руководствоваться «законом и совестью». Законодательство, а именно нормы материального права, на которых основываются выводы суда, еще недостаточно развито, поскольку институт частной собственности на землю сложился в стране относительно недавно. Другая проблема — высокий уровень коррупции в РФ, который мешает действенному функционированию системы государственных органов, в том числе административных и судебных.
Обобщая все отмеченное выше, можно сказать, что Россия в настоящее время находится на переходном этапе, этапе постепенного реформирования системы защиты земельных прав, при этом четких тенденций нет. Но можно выделить недостатки и достоинства системы, существующей в РФ на сегодняшний день, и реформировать механизм защиты прав и механизм разрешения споров, прежде всего, путем накопления и изучения своего собственного опыта.
Рассмотрение земельных споров
Содержание:
Как происходит рассмотрение земельных споров?
Любой земельный спор – это конфликт, в котором участвуют две или больше сторон. Причин для конфликта может быть очень много и протекать конфликты могут по-разному. Так, спор можно разрешить полюбовно, если найти компромиссный вариант, удовлетворяющий обе стороны. Это идеальный вариант выхода из любой проблемы, но не стоит забывать о документальном оформлении итогового результата, иначе впоследствии можно горько пожалеть о собственной доверчивости и наивности.
Как начинается рассмотрение земельных споров?
Если рассмотрение спора происходит посредством судебного процесса, то первым шагом будет составление и подача иска, который рассматривают не более одного месяца. До принятия дела в производство оно может быть отдано в третейский суд. Иск не подаётся без оснований. Точка зрения истца должна быть обоснованной и здравой. Для этого собирается пакет документов, подтверждающих выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования вопроса, если такая линия поведения предусмотрена законом и договором. Досудебная стадия рассмотрения вопроса может применяться к судебным спорам в исключительных случаях, когда в центре внимания приватизируемые садовые, огородные и дачные участки. Также в исключительном порядке рассматриваются споры между РФ, субъектами Федерации и муниципальными образованиями. В досудебном порядке по делу добираются доказательства, свидетельские показания, сопутствующая документация. Впоследствии исковое заявление возвращается в суд.
Завершающая стадия рассмотрения земельных споров
Исковые дела рассматриваются федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями. Дела с экономическим подтекстом передаются в арбитраж. Основное рассмотрение иска ответчика происходит по месту жительства или по месту нахождения организации. Ряд споров подразумевает исключительную подсудность. Это иски о правах на земельные участки, участки недр, отдельные водные объекты, леса и многолетние насаждения. Если дело рассматривалась органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, а результат не удовлетворил стороны, то они могут повторно подать иск в суд.
Трудно разобраться во всех перипетиях проблемы самостоятельно. Поэтому мы предлагаем вам услуги высококвалифицированных юристов по земельным вопросам, которые возьмут на себя решение ваших задач и со всей возможной оперативностью и качеством помогут вам в решении земельных споров.
Статья 64. Рассмотрение земельных споров
СТ 64 ЗК РФ
1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.
Комментарий к Статье 64 Земельного кодекса РФ
С принятием ЗК РФ названный Закон не признан утратившим силу ни в целом, ни в части регулирования земельных отношений, следовательно, он сохраняет свое действие. Следует согласиться с мнением о том, что расширение компетенции судебных органов не должно сопровождаться ограничением возможности обжалования по линии административной подчиненности.
Административный и судебный порядки разрешения споров совершенно не исключают друг друга; это элементы единой системы обеспечения законности и охраны прав граждан в демократическом государстве . Просто в комментируемой статье законодатель хотел, видимо, подчеркнуть приоритетный характер судебного рассмотрения земельных споров (в отличие от ранее действовавшего порядка).
———————————
См.: Хаманева Н.Ю. Теоретические проблемы административно-правового спора // Государство и право. 1998. N 12. С. 34.
Земельные споры могут рассматриваться в суде в порядке искового производства, производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (об оспаривании нормативных правовых актов, об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих), а также в порядке особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, например факта владения и пользования недвижимым имуществом; факта принятия наследства и др.). Кроме того, в арбитражных судах могут рассматриваться и другие споры (например, дела о банкротстве, об оспаривании решений третейских судов и др.).
Правообладателям земельных участков при обращении в суд следует выбирать надлежащий способ защиты. Так, например, СНТ «Надежда» обратилось в управление Роснедвижимости по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:13:060146:348.
Управлением отказано в проведении кадастрового учета изменений данного земельного участка в связи с выявленными пересечениями поставленного на кадастровый учет ООО «СК-Спектр М» земельного участка с кадастровым номером 50:13:060147:33; СНТ «Надежда» обратилось в суд с требованиями о признании недействительными сведения ГКН по последнему земельному участку.
Однако суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения недействительным. При этом они указали на наличие спора о границах на спорные земельные участки, который должен быть разрешен в порядке искового производства. Рассмотрение настоящего спора в рамках главы 24 АПК РФ (об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов) невозможно, заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку удовлетворение требований по настоящему спору не приводит к восстановлению нарушенного права до разрешения спора о границах.
Товарищество не лишено возможности обратиться в арбитражный суд к лицу (лицам), полагающему(-им) себя правообладателем (правообладателями) земельного участка с кадастровым номером 50:13:060147:33, с требованием об установлении границы принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка и указанного смежного земельного участка .
———————————
Постановление ФАС Московского округа от 1 ноября 2012 г. по делу N А41-34453/11.
Пункт 2 комментируемой статьи впервые закрепляет в федеральном земельном законе право участников земельного спора передать его на разрешение в третейский суд. Некоторые суды необоснованно рассматривают это положение как введение якобы досудебного порядка урегулирования земельных споров.
Так, ввиду несоблюдения этого досудебного порядка определением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга заявление У. о взыскании неосновательного обогащения и об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения оставлено без рассмотрения. Однако вышестоящий суд отменил данное определение и направил дело для рассмотрения в тот же суд .
———————————
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 7 мая 2009 г. N 6292.
Согласно ФЗ от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» в третейский суд по соглашению сторон может быть передан любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Сторонами третейского разбирательства могут быть организации — юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, физические лица, которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск.
Согласно ст. 5 названного Федерального закона спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения (в письменной форме). Оно может быть заключено в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.
Однако спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки, т.е. соглашения сторон о проведении процедуры медиации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», заключенного в письменной форме до возникновения спора или споров. Вместе с тем согласно ст. 6.1 Федерального закона о третейских судах применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде, допускается на любой стадии третейского разбирательства.
Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.
Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то в течение 3 месяцев со дня его получения оно может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд (ст. ст. 31, 40 Закона о третейских судах). Порядок оспаривания решения третейского суда определяется арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством РФ. Такое решение может быть отменено компетентным судом в случаях, установленных законом.
Так, между организацией научного обслуживания (далее — ОНО) опытно-производственного хозяйства «Тимирязевское» Ульяновского НИИ сельского хозяйства и одноименным открытым акционерным обществом (далее — ОАО) заключен договор о передаче имущественных прав, входящих в состав предприятия и предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности. Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что в случае возникновения каких-либо споров, связанных с исполнением настоящего договора, стороны передают его на рассмотрение третейского суда, решение которого является окончательным.
Судом установлено, что в отношении ОНО введена процедура внешнего управления. Планом внешнего управления предусмотрен способ восстановления платежеспособности должника — замещение активов путем создания на базе имущества должника открытого акционерного общества.
Впоследствии ОНО в лице внешнего управляющего учредило ОАО с уставным капиталом 45 млн рублей, внесло в качестве вклада принадлежащее ОНО на праве хозяйственного ведения имущество и утвердило устав акционерного общества. На момент создания ОАО объекты недвижимости, переданные в его уставный капитал, находились на земельном участке (единое землепользование), принадлежащем ОНО на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Решением третейского суда признан переход права постоянного (бессрочного) пользования от ОНО к ОАО на ряд земельных участков, входящих в состав единого землепользования. Поскольку решение третейского суда в добровольном порядке исполнено не было, ОАО обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к ОНО о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение указанного решения. Это требование было удовлетворено, определением Арбитражного суда Ульяновской области исполнительный лист выдан. ОНО обжаловало это определение в кассационном порядке, однако ФАС Поволжского округа не нашел оснований для его отмены .
———————————
Постановление ФАС Поволжского округа от 13 октября 2011 г. по делу N А72-2596/2011.
Источники
Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.
Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
Салыгина, Е. С. Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации / Е.С. Салыгина. — М.: Статут, 2013. — 192 c.- Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.
- Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики; М.: Международные отношения, 2012. — 240 c.
Позвольте представиться. Мое имя Петр. Я уже более 20 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи.
Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.