Содержание
- 1 Статья 29. Муниципальная собственность
- 2 Виды имущества, находящегося в государственной собственности
- 3 Государственная и муниципальная собственность
- 4 Государственная собственность
- 5 Понятие государственной собственности
- 6 Право государственной и муниципальной собственности
- 7 Особенности государственной собственности
- 8 Муниципальная собственность
- 9 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
- 10 Субъекты государственной и муниципальной собственности
Статья 29. Муниципальная собственность
Статья 29. Муниципальная собственность
1. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Об объектах, относящихся к муниципальной собственности, см.: Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1
2. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
О приватизации государственного и муниципального имущества см. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
5. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
> Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций |
Содержание Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской. |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Виды имущества, находящегося в государственной собственности
К государственной собственности относятся муниципальные и юридические образования, собственниками которых не являются граждане, природные ресурсы и земли. Каковы все ее функции? На какие возможные виды она подразделяется? На самом деле вопросов может быть куда больше. В этой статье мы постараемся разобрать и ответить на основные вопросы. Но прежде всего выясним, чем же отличается движимое государственное имущество от недвижимого.
Чем отличается движимое имущество от недвижимого?
На первый взгляд, ответ на этот вопрос очевиден и следует из самих названий: движимые объекты, в отличие от недвижимых, можно сдвинуть с места. Действительно, с точки зрения юридической терминологии, движимым имуществом можно назвать все то, что можно переместить с одного места на другое, не нарушив целостность и функциональность самого объекта. Сюда можно отнести различные виды автотранспорта, офисную и компьютерную технику, драгоценности, оборудование, бытовую технику, ценные бумаги и предметы обихода.
«Распределенное» и «нераспределенное» имущество государства
Имущество, находящееся в государственной собственности, подразделяется на две части. «Нераспределенное» имущество государства представляет собой казну, в которую входят средства государственного бюджета. Такая собственность не распределяется между государственными предприятиями и учреждениями. Она может использоваться как объект взыскания долга от государства-собственника.
В отличие от нее «распределенное» имущество не может использоваться в качестве покрытия государственных обязательств. Такое имущество, закрепленное за юридическими объектами, обладают ограниченными самостоятельными правами управления и ведения хозяйства.
Что относится к государственной собственности?
Недвижимое имущество связано с землей, его нельзя переместить, не нанеся объекту урон. К государственному недвижимому имуществу РФ относятся:
- природные объекты, используемые особым образом либо охраняемые (национальные парки, заповедники, курорты, недра и т.п.);
- ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической морской зоны РФ;
- сооружения, здания и лесные участки, объекты незавершенного строительства;
- морские и воздушные суда;
- исторические и культурные объекты;
- предприятия в качестве имущественного комплекса;
- единый недвижимый комплекс.
Государственная и муниципальная собственность
Отношение государственной собственности отличается от отношений собственности других субъектов:
1) в государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте;
2) способы приобретения имущества в собственность могут быть использованы только государством (взимание налогов);
3) государство имеет право на принятие законов, регулирующих пределы своих прав, и освобождение от обязанностей.
Документ, подтверждающий право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, – соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ осуществляют компетентные органы. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления РФ.
Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство РФ.
Перечень объектов, находящихся в государственной собственности, не ограничен.
Государственная собственность в Российской Федерации – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с нормами ГК РФ.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием.
Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований. Субъектами права собственности являются муниципальные образования. Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальная собственность, бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Оно подлежит регистрации в реестре, который ведет Комитет по управлению имуществом.
Государственная собственность
Управление госимуществом осуществляется госучреждениями и различными предприятиями. Конституция признает равными и одинаково защищает все виды собственности, включая государственную.
По разным оценкам, доля госсобственности в экономике страны в последние годы варьируется в пределах 50%. Согласно данным РБК, в перечне 500 самых крупных российских экономических игроков присутствует 15 совместных предприятий и 89 госкомпаний. Доля последних в совокупной выручке составила около 43% (по информации «Эксперт РА» — 51%). Благодаря широкой практике отзыва лицензий у коммерческих банков, осуществляемой регулятором, наибольшая доля госсектора сложилась в банковской сфере.
Кроме того, государственная собственность доминирует в тех отраслях хозяйства, которые обладают приоритетным общеэкономическим значением. К ним относится:
- непроизводственная сфера (образовательные и медицинские учреждения, предприятия ЖКХ);
- транспортная инфраструктура (железные дороги, автомагистрали, портовые сооружения);
- атомная, военная и аэрокосмическая отрасли;
- новейшие наукоемкие производства.
Виды госсобственности в современной России
Действующее законодательство относит к государственной собственности следующие объекты:
- Оборонного назначения (предприятия, учреждения, организации и НИИ, выполняющие разработку, испытание и ликвидацию оружия, военной техники и другого имущества.
- Автодороги федерального значения и компании, занимающиеся их обслуживанием.
- Составляющие фундамент богатства российского государства — особо охраняемые природные зоны, ресурсы континентального шельфа; ценности, обладающие историческим и художественным значением; памятники природного наследия).
- Относящиеся к сферам, занимающимся обеспечением нормального функционирования народного хозяйства страны и его отдельных отраслей.
- Созданные для поддержания полноценной работы государственных структур и реализации важнейших общенациональных задач (Госказна, золотой запас, валютный и алмазный фонды, имущество ВС РФ и другое).
Состав имущества, которое принадлежит федеральному центру или субъектам РФ определяется действующим законодательством.
Система управления госсобственностью
Управление госсобственностью — целенаправленная деятельность органов государства, связанная с установлением конкретных правил и условий реализации правомочий собственника имущества. Основную роль в этой деятельности играют федеральные структуры исполнительной власти (министерства, госкомитеты, федеральные службы, Управделами президента и иные ведомства).
Госпредприятия по организационно-правовой форме являются унитарными — они не являются собственниками имущества, а владеют и пользуются им на ограниченных условиях без права распоряжения. При этом имущество ни в какой форме не подлежит разделу.
Для управления используется системный подход, предполагающий одновременное выполнение следующих функций:
- Планирование — формализация целевых установок, выбор актуальных средств их реализации, а также определение последовательности действий.
- Организация — формирование механизма взаимодействия между госструктурами, участвующими в управленческом процессе, а также выбор необходимых ресурсов.
- Распоряжение — дифференциация прав и обязанностей в каждом из управленческих звеньев, включая уровень федерации и регионов.
- Руководство — стимулирование отдельных звеньев к взаимосвязанной деятельности для достижения общих целей.
- Контроль — обеспечение соответствия реализуемых задач конечным целям.
Понятие государственной собственности
Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
«Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью».
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
«Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа».
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
Объекты, составляющие основу национального богатства страны:
- — Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.
- — Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).
- — Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:
Объекты оборонного производства:
- — Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях — независимо от доли военных заказов.
- — Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:
- — Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).
- — Предприятия топливно-энергетического комплекса.
- — Предприятия и объекты электроэнергетики
- — Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации.
- — Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.
- — Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
- — Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.
— Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медика — биологических препаратов.
Предприятия и организации по производству спиртовой и ликера — водочной продукции.
«Государственная собственность представляет собой высшую форму обобществления отношений производства, присвоения и распределения материальных благ в целях реализации государственных и публичных интересов». Меры по регулированию рыночных отношений могут быть эффективными лишь в том случае, если в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно обладает сильными экономическими позициями. С данной точки зрения особенно важно то, что большую роль в экономике современных индустриально развитых стран играет государственная собственность. Собственность можно определить как совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе владения, пользования и распоряжения имуществом. Государственной называют собственность, право на которую принадлежит государству и которой от его имени распоряжаются государственные управленческие органы.
При всем многообразии отношений государственной собственности их объединяет один важнейший признак: вещи, на которые направлены эти отношения, являются объектами права государственной собственности. Данный признак предопределяет специфику всех остальных элементов отношений государственной собственности, а также пределы и характер государственного управления этих отношений. Такой правовой статус государственного имущества предоставляет государству самый широкий объем полномочий по управлению своей собственностью и регулированию отношений с другими субъектами собственности.
Государственная собственность — сложнейшая, комплексная и иерархическая система отношений, структурируемая по множеству признаков, отражающих ту или иную сторону, тот или иной срез этой системы. Совершенно обоснованно в экономической литературе государственная собственность характеризуется как самая сложная по своей структуре форма собственности, что обуславливается главным образом уникальной природой субъекта права государственной собственности. В государственной собственности находятся прежде всего природные ресурсы-земля, леса, недра и ряд предприятий, прежде всего те, которые принято называть естественными монополиями.
В развитых странах широкое распространение получила специфическая форма государственной собственности на запатентованную информацию, получаемую в государственных лабораториях. Собственность на патент может оставаться у государства или у компании, запатентовавшей изобретение. Но в обоих случаях национальная компания может получить бесплатную лицензию на применение этого патента. Тем самым государство активно регулирует использование изобретений в экономике, ограничивает их монополизацию.
Следует отметить, что в Российской Федерации государственная собственность разделана на две крупные и относительно автономные подсистемы: федеральную и субъектов РФ. Имущество, входящие в федеральную собственность, принадлежит на праве собственности Российской Федерации в целом. Имущество, состовляющее государственную собственность субъектов РФ, принадлежит на праве собственности соответствующим субъектам РФ. В итоге федеральная собственность и собственность субъектов РФ представляют собой два самостоятельных объекта управления.
Право государственной и муниципальной собственности
Право собственности предоставляет равные возможности всем своим субъектам. Поэтому гражданско-правовые нормы о праве собственности по общему правилу рассчитаны как на частных собственников, определяя режим принадлежащего им имущества, так и на публичных собственников с особенностями, установленными законом.
Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий, позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных интересах.
Публичная собственность в РФ имеет две разновидности — государственную и муниципальную собственность. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Уполномоченные государственные органы (как РФ, так и её субъектов) выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).
Муниципальная собственность относится к публичной, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК названы муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования — собственника — его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК).
Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа.
В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать различные виды имущества: недвижимость, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные средства производства, а также вещи бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности, акции, вклады в банках, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры.
Находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество может быть разделено на две части. Одна часть закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это распределенное публичное имущество. Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (нераспределенное государственное или муниципальное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет казну публично-правового образования. Такое имущество может быть объектом обращения взыскания кредиторов публичного собственника (п. 1 ст. 126 ГК).
В государственной собственности могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК). Данное положение, не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота.
Видео (кликните для воспроизведения). |
К числу вещей, составляющих объект исключительно государственной собственности, по действующему законодательству относятся леса, недра, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты, особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения.
Имущество может поступать в публичную собственность не только общими перечисленными выше, но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: например, специальным способом приобретения права публичной собственности является сбор налогов, а также реквизиции, конфискации и национализации. Имеется и специальное основание прекращения права публичной собственности — приватизация.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Особенности государственной собственности
3. Классификация государственного имущества
4. Муниципальная собственность
1. Государственная собственность— это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или субъектам Российской Федерации.
2. Особенности права государственной собственности:
• полномочия собственника государство осуществляет в основном путем издания правовых актов;
• Российская Федерация может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе и изъятое из оборота, а субъекты Российской Федерации — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности Российской Федерации (например, ядерного оружия);
• существуют способы приобретения права собственности, характерные только для государства: национализация, конфискация, реквизиция, иные случаи принудительного возмездного изъятия имущества, налоги и т. п.
• присущее только государственной собственности основание прекращения права собственности — приватизация, то есть отчуждение имущества из государственной (а также муниципальной) собственности в собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном законом.
3. Две части государственной собственности:
• распределенное государственное имущество, то есть собственность государства, закрепленная за государственными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; в отношении этого имущества правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению ограничены; . нераспределенное государственное имущество (казна).
4.
Муниципальная собственность- имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям: городским, сельским поселениям и пр. (понятие муниципального образования дано в ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года).
Муниципальная собственность, как и государственная, является публичной формой собственности, поэтому она строится в основном по принципу государственной собственности. По вопросу разграничения объектов государственной и муниципальной собственности должен быть принят специальный закон (в настоящее время действует Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности, утвержденное распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года).
| | следующая лекция ==> | |
Право собственности некоммерческих организаций | | | Вопрос 57. Общая совместная собственность |
Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 3257 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Муниципальная собственность
Объекты публичного имущества, подконтрольные местным органам самоуправления какого-либо муниципального образования.
В ее состав входят муниципальные земельные участки, а также различные формы движимого и недвижимого имущества. Муниципальным образованием, в свою очередь, является определенная территория (область, город или поселок и т. п.), которая находится под руководством муниципальной власти, а также контролируется органами самоуправления на местах.
Структура муниципальной собственности
В целом, данный вид собственности состоит из объектов имущества определенного территориального образования, играющих главную роль в его жизнеобеспечении, сохранении культурного наследия и традиций, а также служащих для удовлетворения потребностей его жителей. Так, к числу объектов муниципальной собственности можно отнести местные бюджетные средства, муниципальные здания и учреждения, бюджетные или внебюджетные фонды и многое другое. В целом, все ее объекты можно разделить на 2 основные группы. В первую входят объекты муниципального имущества, переданные местным органам самоуправления во владение и пользование, а также зафиксированные за муниципальными предприятиями и учреждениями. Вторая же состоит из казны муниципального образования, которая находится в непосредственном его ведении и в тоже время не числится закрепленной за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Первая группа выполняет, в основном, социально-общественные и производственные задачи, связанные с такими сферами деятельности, как образование, культура, медицина и т. п. Составная часть этой группы содержит муниципальные предприятия унитарного типа, а также прочие местные предприятия и учреждения. Это могут быть библиотеки, театры, школы, больницы и т. д.
На вторую группу, в свою очередь, возлагаются задачи касательно удовлетворения потребностей общества, которое находится и проживает на данной территории, а также обеспечение финансирования деятельности органов самоуправления на местах. К данной группе относятся деньги местного бюджета, конкретно имущество органов самоуправления на местах, муниципальные земли и т. п. Муниципальная казна складывается из средств местного бюджета, а также с помощью незакрепленных муниципальных объектов.
Таким образом, муниципальная собственность — одна из основных форм публичной собственности, находящаяся под защитой государства. В тоже время государственной собственностью она не является. К ее основным функциям можно отнести содействие решению различного рода проблем и вопросов на уровне муниципальных образований, воспроизводство и удовлетворение потребностей населения. К тому же муниципальная собственность необходима как для выполнения муниципальными властями их функций и задач, так и для функционирования органов самоуправления на местах и муниципальной системы в целом. Из этого можно сделать вывод, что данный вид собственности является ключевым атрибутом муниципальной власти.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Энциклопедия юриста . 2005 .
Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ» в других словарях:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — в РФ выступает в виде федеральнойсобственности и собственности республик, входящих в РФ, автономной об ласти, автономных округов, краев и областей. Словарь финансовых терминов. Государственная собственность Государственная собственность… … Финансовый словарь
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью или на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в … Современная энциклопедия
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — форма собственности, при которой имущество, в т. ч. средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных… … Большой Энциклопедический словарь
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — см. СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — в соответствии со ст. 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц… … Юридический словарь
Государственная собственность — (англ state property) в РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ республикам, краям … Энциклопедия права
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ РФ — собственность, принадлежащая как РФ в целом, так и субъектам Федерации входящим в нее республикам, областям и т.д. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности Федерации: золотой запас, алмазный и валютный фонды, имущество… … Юридическая энциклопедия
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — одна из форм собственности, субъектами распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности,… … Экономический словарь
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — (state ownership) См.: государственный сектор (public sector). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов
государственная собственность — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN national domain … Справочник технического переводчика
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — одна из форм собственности, субъектами распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности,… … Юридическая энциклопедия
Субъекты государственной и муниципальной собственности
В российском гражданском законодательстве действует правило о множественности субъектов государственной собственности.
Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами (предприятиями и учреждениями) на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это «распределенное» государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника — государства. Этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами (если речь не идет о казенных предприятиях и учреждениях, где возможна дополнительная ответственность государства по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответственность по долгам государства).
Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет государственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования. ГК понимает под казной «нераспределенное» государственное имущество, которое может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам.
Для земли и природных ресурсов установлен особый режим. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностьюявляются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ). Гражданский и Земельный кодексы РФ закрепляют презумпцию права государственной собственности на землю (и на другие природные ресурсы тоже). Это означает, что земля в пределах территории РФ не может юридически оказаться бесхозяйной, даже если она совсем не используется и заброшена. Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность,т. е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность субъектов Российской Федерации— республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
К федеральной собственностиотносятся земельные участки:
• занятые объектами недвижимости, находящимися в собственности РФ;
• предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческиским организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и не изъятые из оборота, в установленном порядке предоставляются гражданам и юридическим лицам:
• в собственность (через процедуру торгов или в ходе приватизации);
• в аренду (долгосрочную и краткосрочную, через процедуру торгов или при переоформлении фактического землепользования);
• в постоянное (бессрочное) пользование (по решению уполномоченного органа);
• в безвозмездное срочное пользование на срок не более года (по решению уполномоченного органа).
Собственность может быть общей,т. е. принадлежащей не одному лицу, а двум или нескольким. Общая собственность подразделяется на долевую и совместную. Долевая собственностьпринадлежит нескольким лицам независимо от формы собственности, которую каждый из них представляет (государственную, частную, муниципальную). Совместная собственность возможна только между гражданами. Для общей собственности характерно то, что распоряжаться общим имуществом собственники могут только по соглашению всех участников.
Кроме права собственности закон (ст. 216 ГК РФ) определяет вещные права лиц, не являющихся собственниками имущества:
• право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
• право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
• право хозяйственного ведения имуществом;
• право оперативного управления имуществом.
• Сервитут— это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости (зданием, помещением, земельным участком). Собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а также собственника другого объекта недвижимости предоставления сервитута. Чаще всего устанавливается сервитут для обеспечения нужд, связанных с использованием земельного участка-для прохода, проезда, прогона скота, водоснабжения, прокладки линий электропередач и т. п. Сервитут может быть временным (установлен на определенный срок) и постоянным. Кроме того, сервитуты могут быть частными и публичными. Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон. В отличие от него публичный сервитут устанавливается законом или нормативным правовым актом, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.
• Использование земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользованиявозможно только узким кругом лиц, перечень которых установлен ст. 20 ЗК РФ. Это государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия (с 21.01.2007 г. — казенные предприятия), органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако если это право возникло у граждан до введения нового ЗК в действие, оно сохраняется до момента, пока гражданин не переоформит свое право на предусмотренное действующим законодательством (чаще всего право собственности).
• Правом оперативного управлениянаделяются казенные предприятия и финансируемые собственником учреждения на имущество (кроме земельных участков). Казенные предприятия создаются на основе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Учреждения могут создаваться не только на основе государственного и муниципального имущества, но и на основе имущества, относящегося к частной собственности. Сделки с движимым и недвижимым имуществом казенного предприятия подлежат согласованию с собственником имущества. Учреждение не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом даже при наличии согласия на это собственника. Казенным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования, иным учреждениям — на других предусмотренных ЗК правах (вид права в данной ситуации зависит, во-первых, от вида права на землю собственника учреждения, а во-вторых, от желания собственника).
Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 1150 ; Нарушение авторских прав? ;
Видео (кликните для воспроизведения). |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источники
Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.
Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.
Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.- Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.
- Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
Позвольте представиться. Мое имя Петр. Я уже более 20 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи.
Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.