Приватизация государственного и муниципального имущества оценка эффективности

Самое важное на тему: "Приватизация государственного и муниципального имущества оценка эффективности" с комментариями профессионалов. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному консультанту.

Приватизация государственного и муниципального имущества оценка эффективности

Работа нашего Центра началась с выполнения комплексных НИР силами формируемых научных групп ученых из разных институтов. Сейчас наиболее востребованные сферы нашей работы:

  • экспертиза и редакция монографий и диссертаций;
  • междисциплинарные научные исследования;
  • финансовое моделирование и оценка в градостроительстве.

Мы находимся: 108815, г. Москва, п. Марьино, 4-97.
тел. 8(495)741-84-79
e-mail. [email protected]
Адрес для курьерской доставки: г. Москва, Кутузовский пр-т, д. 36, стр-е 3, п. 3, офис 315 B.

Авторизация: Форум разработки проектов:

ЕРОШЕНКОВ С.Г. Оценка эффективности приватизации и управления государственной собственностью (2004)

Оценка эффективности приватизации и управления государственной собственностью / Отчет о НИР. Под ред. С.Г. Ерошенкова. М.: ЭАЦ РАН, 2004. 163 с.

Выходные данные:

Скачать доп.материалы:
Скачать текст
Скачать введение
Скачать оглавление
Скачать заключение
198000 руб. Нет данных Нет данных

—>

ПАРАМЕТРЫ НАУЧНОЙ РАБОТЫ:
Название Оценка эффективности приватизации и управления государственной собственностью
Вид публикации Монография
Научный руководитель д.э.н. Ерошенков Сергей Георгиевич
Регион Москва
Число страниц (стр.) 163
Срок обработки (дней) 90

Объектом исследования является: способы и методики контроля за приватизацией и управлением государственной собственностью. Цель работы: проведение анализа способов и методик контроля за приватизацией и управлением государственной собственностью. В процессе работы проводился анализ способов и методик контроля за приватизацией и управлением государственной собственностью. Исследовались способы и методики, применяемые для проверки итогов приватизации государственной собственности. Исследовались способы и методики, применяемые для анализа управления государственной собственности. Прорабатывались подходы к формализации способов и методик контроля за приватизацией и управлением государственной собственностью.

Аннотация:

Научные труды призваны осведомлять учёных и специалистов о последних достижениях в различных областях науки. К таким трудам относятся монографии. Они представляют собой книгу, содержание которой напрямую связано с углубленным познанием какой-либо доктрины, теории, концепции и т. п.

Работа: ЕРОШЕНКОВ С.Г. Оценка эффективности приватизации и управления государственной собственностью (2004)

ЕРОШЕНКОВ Сергей Георгиевич, 1966 г.р. Образование высшее: экономическое (Высшая школа приватизации и предпринимательства при Правительстве Российской Федерации 1995), прикладная математика (МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет Вычислительной математики и кибернетики 1993). Доктор экономических наук.

Вид результата: Монография
Автор:
Наши контакты:

Москва, ст.м.Юго-Западная, Румянцево, 608.
тел. 8(495)741-84-79
e-mail. [email protected]

Вам интересно будет ознакомиться:
ЕРОШЕНКОВ С.Г. Управление имуществом РАН (2014)

Объектом исследования является: эффективность представительства интересов государства в органах управления акционерных обществ, имеющих в своем уставном капитале долю государства и сфера совершенствования нормативно-правового регулирования управления акциями. Цель работы: Проведение нормативно-правового анализа управления акциями. Анализ основных нормативных документов, регламентирующих управление и распоряжение пакетами акций. Анализ реализации государственными органами исполнительной власти полномочий Российской Федерации как акционера (участника) в хозяйственных обществах. Анализ возможности совершенствования нормативно-правового регулирования управления акциями. В процессе работы проводился анализ действующего законодательства и возможности совершенствования нормативно-правового регулирования управления акциями на основе мирового опыта и практического применения законодательства в Российской Федерации.

Объектом исследования является: оценка управления и анализа эффективности дивидендной политики и политики продаж в акционерных обществах с государственной долей участия. Цель работы: Проанализировать эффективность управления акционерными обществами, дивидендную политику и политику продаж, государственный пакет акций. В процессе работы проводился анализ: возможных мер по совершенствованию управления акционерными обществами с государственной долей участия; подхода к оценке эффективности предпродажной подготовки и экспертизе определения начальной цены продажи государственных пакетов акций компаний, подлежащих приватизации; подхода к финансово-экономической экспертизе для обоснования размера дивидендов.

Объектом исследования является: система учета федерального имущества и анализ существующих механизмов организации учета и создания реестра федерального имущества. Цель работы: проведение анализа способов и методик системы учета федерального имущества. В процессе работы проводился анализ организации системы учета федерального имущества, ведение реестра федерального имущества; анализ государственных баз данных федерального имущества; анализ механизмов совершенствования учета на основе инвентаризации федерального имущества

Объектом исследования является: оценка эффективности системы контроля за использованием федерального имущества. Цель работы: анализ эффективности системы контроля и распоряжения объектами федеральной собственности, анализ эффективности управления федеральной недвижимостью. В процессе работы проводился анализ организации системы контроля федерального имущества, анализ механизмов совершенствования учета на основе инвентаризации федерального имущества. Степень реализации. Представленные материалы могут быть использованы в практической деятельности государственных структур, выполняющих функции приватизации и управления государственной собственностью. Разработка представляет интерес в задачах развития и формирования системы эффективности учета федерального имущества и контроля над его использованием в Российской Федерации и представляет интерес для органов финансового контроля и управления федерального и регионального уровня.

Внимание: если вы хотите заказать работу, аналогичную НИР: «ЕРОШЕНКОВ С.Г. Оценка эффективности приватизации и управления государственной собственностью (2004)» — пожалуйста, перейдите в раздел «Контакты». В нём уже есть ответы на основные вопросы, которые нам ежедневно задают по телефону.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущественная база осуществления ПД.

Для осуществления ПД субъект должен иметь обособленное имущество. Субъекты ПД могут иметь имущество на разных правах. Лидером является право собственности и некоторые ограниченные вещные права.

У ЮЛ формируется имущество за счёт вкладов, взносов его учредителей. В большинстве случаев приобретают переданное учредителями имущество в собственность. Что даёт им свободу распоряжения данным имуществом в рамках установленных законом.

Собственник несёт бремя содержания имущества.

Бремя содержания – собственник обязан поддерживать имущество в исправном, безопасном, пригодном для эксплуатации состоянии и нести расходы на осуществление данных мер. Ст. 211 – риск случайной гибели, случайного повреждения имущества означает, что при прекращении существования имущества либо уменьшения его стоимости в результате обстоятельств за которые никто из участников не отвечает собственник не вправе потребовать ни от кого возмещение утраченной вещи.

Читайте так же:  Оформить развод в загсе документы и стоимость

Хозяйственное введенье, оперативное управление ограниченные вещные права принадлежат ЮЛ не собственникам имущества. Среди коммерческих организаций на данных правах имущество имеют унитарные предприятия, которые бывают нескольких видов:

1. Унитарные предприятия основанные на праве хоз введенья.
В зависимости от создающего субъекта:

a. Федеральные государственные унитарные предприятия

b. Гос унитарные предприятия субъекта

2. Унитарные предприятия основанные на праве оперативного управления (казённые)

За унитарным предприятием имущество закрепляется собственником, который таким образом передаёт унитарному предприятию определённый объём правомочий. За собственником остаётся право решать вопрос предмета, цели, деятельности унитарного предприятия, реорганизации данного предприятия.

1. Закон о приватизации гос и муницип предприятий 3 июля 1991 года 1531-1

2. ФЗ о приватизации гос имущества об основах приватизации муниципального имущества 21 июля 1997 года 123-ФЗ

3. ФЗ о приватизации гос и муниципального имущества 21 декабря 2001 г № 178-ФЗ

В соответствии со ст. 4 ГК определяется порядок действия гражданского законодательства во времени. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, применяются к отношениям возникшим после их введения. На отношения возникшие до принятия акта нормы закона действуют если это прямо предусмотрено в законе.

В указанных выше законах не содержалось указание об обратной силы. Действует только закон принятым в 2001 году.

В данном законе содержится легальное определения приватизации

[3]

Приватизация гос и муницип имуществавозмездное отчуждение имущества находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муницип образований в собственность ФЛ и ЮЛ.

Ст. 2 закона о приватизации закрепляет принципы приватизации:

1. Равенство покупателей – в данных отношениях ни одна из категорий покупателей не выделяется

[1]

2. Открытость – деятельности органов гос власти и органов МСУ. (гласность приватизации)

3. Возмездность приватизации

Цели приватизации. В течении всего периода приватизации его цели являлись не одинаковыми.

1. Повышение эффективности экономики

2. Формирование широкого слоя частных собственников

3. Вовлечение в процесс приватизации населения

4. Привлечение в производство инвестиций

На современном этапе основными целями приватизации являются:

1. Сокращение гос сектора экономики в том числе и за счёт инвестиционно привлекательных компаний.

2. Создание базы для справедливой конкуренции

3. Стимулирование инвестиционной, предпринимательской инновационной деятельности частных лиц.

4. Обеспечение доп финансирования бюджетом.

Средства от приватизации планируется направлять на поддержание эконом стабильности и финансирования обязательств государства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10125 —

| 7544 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Особенности приватизации государственного и муниципального имущества

Последние изменения: Июнь 2019

На завершающем этапе перестройки появилось новое явление, предполагающее передачу государственного имущества в частные руки. Передача госпредприятий в собственность частных лиц началась с 1990 года, а в полную силу новые постановления заработали двумя годами позже. Приватизация государственного и муниципального имущества включает гораздо более широкое применение, чем просто перевод жилья в личную собственность.

Приватизируют и частные лица, и организации, а в собственность передают объекты нежилого фонда и иные виды имущества, за исключением тех ситуаций, когда не предусмотрено иного собственника (например, оружие, боевая техника и т.д.)

Виды приватизации по объектам и первоначальным владельцам

В зависимости от вида имущества, различают следующие виды приватизации:
    жилой недвижимости для граждан, зарегистрированной в ней; земли (на возмездной или безвозмездной основе) при наличии права на бессрочное владение или пожизненно наследуемое; предприятий и имущества с уплатой при переоформлении определенной суммы (иногда совсем небольшой) частными лицами и организациями (акционерными обществами открытого и закрытого типа, другими предприятиями, возникшими из совхозов и промышленных производств.

Для чего нужна приватизация имущества

С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.

Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.

Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:

    повышения эффективности работы или использования объектов; снижение зависимости от бюджета страны; увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений; ликвидация долговых обязательств за счет покупателей; работа по снижению доли монополий; стимулирование рынка кредитования.

Как приватизируется государственная или муниципальная собственность

Порядок приватизации регулируется законодательством, предоставляющим разные варианты переоформления в частную собственность:

  1. С помощью преобразования госпредприятия в акционерное (акционирование).
  2. Через трансформацию в общество с ограниченной ответственностью.
  3. Через аукционную продажу имущества или акций предприятия, принадлежавшего муниципальным властям или государству.
  4. При конкурсной реализации акций таких предприятий.
  5. Продажей ценных бумаг после ввода доверительного управления.
  6. Через торги на бирже.
  7. При реализации объекта с необъявленной ценой, если аукционная продажа была сорвана или не состоялась в силу определенных причин.
  8. Через внесение собственного имущественного вклада в стратегически важные создаваемые общества.

Указанные варианты проведения приватизационных мероприятий действуют с 2001 года, на основании вступившего в силу законодательного акта, отменяя действовавшие ранее ваучеры, ЧИФы и другие виды.

Порядок действий

В процессе перевода имущества государства и муниципальной собственности в частные руки все этапы строго регламентированы.

Чтобы стать собственником имущества муниципалитета или из госфонда, необходимо пройти следующие шаги:

  1. Этап планирования будущих мероприятий.
  2. Разработка акта, который послужит основой для проведения приватизации с передачей имущества частным лицам.
  3. Этап оформления приватизационных действий. Приняв заявку, официальный орган власти определяет принадлежность имущества, указанного в заявлении, и рассматривает вопрос о допустимости приватизации, с уточнением условий, на которых собственность может быть передана заявителю.
  4. Мнение муниципалитета обязательно согласовывают на уровне российского правительства, принимающего окончательное решение о передаче имущества заявителю.
Читайте так же:  Как получить кадастровый паспорт земельного участка

Процесс приватизации не предполагает предложений нескольких объектов на выбор заявителя. Например, при передаче земли муниципалитет не предлагает несколько вариантов участков заинтересованным лицам, и настаивать на ином порядке переоформления нет смысла.

Особенности передачи муниципальной собственности

Приватизация затрагивает многие сферы жизни граждан, допуская возможность стать собственником жилого/нежилого объекта, земельного надела, предприятия.

Однако при приватизации муниципального объекта есть некоторые отличительные особенности:

  1. Из муниципальной собственности чаще всего переоформляется жилой объект. Заключая договор найма, граждане затем вправе использовать свое право на однократное проведение бесплатной приватизации муниципального жилья. Объектов недвижимости из госфонда меньше, поэтому встречаются они реже. Есть ряд категорий недвижимого имущества, не подлежащего приватизации в принципе (например, жилье в военных городках).
  2. При сравнении стоимости объектов выявляется большая стоимость имущества, принадлежащего государству. Менее дорогие и значимые объекты находятся в распоряжении муниципалитета. По этой причине из доступных способов приватизации часто применяют аукционные торги.
  3. Большинство земель, относимых к категории сельскохозяйственного назначения отданы в распоряжение муниципалитета или сельского округа. Государственный фонд такой недвижимости находится в распоряжении области. Чтобы переоформить надел, относимый к категории сельхозназначения, нужно выполнить ряд требований, установленных властями местного уровня. Читайте : как оформить земельный па в собственность.

В наши дни приватизация остается одним из способов получения собственности, которая все еще остается в ведомстве государственной и муниципальной власти.

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

Тема 3. Приватизация государственного и муниципального имущества

1. Понятие приватизации

2. Характеристика основных способов приватизации государственного и муниципального имущества

3. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом

4. Российский фонд федерального имущества

Основные вопросы изучаемой темы

Приватизация, Федеральное собрание РФ, Президент РФ. Правительство РФ, продажа акций, продажа имущества

1. Понятие приватизации

В 90-ые годы XX века в России прошла широкомасштабная приватизация государственного имущества, однако процесс этот не завершен.

Приватизация государственного и муниципального имущества – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Приватизация основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1. Преобразование унитарного предприятия в ОАО;

2. Продажа имущества на аукционе;

3. Продажа акций ОАО на специализированном аукционе;

4. Продажа имущества на конкурсе;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО;

6. Продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7. Продажа имущества посредством публичного предложения;

8. Продажа имущества без объявления цены;

9. Внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО;

10. Продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.

Органы, имеющие полномочия в сфере деятельности по управлению акциями, находящимися в федеральной собственности:

— Федеральное собрание РФ;

— Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

Повысить эффективность приватизации госимущества

«Возможная эффективность увеличения срока действия отчета об оценке имущества для целей приватизации. Существующая практика торгов» — с таким докладом выступила управляющий партнер Группы компаний «АФК» Вера Витальевна Консетова на практической конференции «Оценка государственного имущества для целей эффективной приватизации: современный подход и актуальные требования».

Практическая конференция, организованная ОАО «Российский Аукционный Дом» и НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов», состоялась 24 апреля 2014 года в Москве.

В конференции приняли участие более 70 специалистов из различных сфер деятельности, связанных с процессом приватизации госимущества – от представителей органов федеральной исполнительной власти до оценщиков-практиков.

Участники, обсуждая роль оценки государственного имущества для эффективной продажи на торгах в рамках приватизации, затронули широкий круг вопросов: корреляцию мировой (и российской) аукционной практики с особенностями продажи госимущества на территории РФ; изменения в порядке формирования начальной цены объекта для привлечения на торги максимального числа претендентов; соответствие и некоторые противоречия между нормами российского приватизационного законодательства и реалиями рынка в вопросах продажи госимущества.

Представляя мнение оценщиков, регулярно сталкивающихся с необходимостью решать проблемы, вызванные не всегда рыночной оценкой государственных активов, управляющий партнер Группы компаний «АФК» Вера Консетова выступила с докладом «Возможная эффективность увеличения срока действия отчета об оценке имущества для целей приватизации». Проанализировав существующую практику проведения торгов госимуществом, Вера Витальевна Консетова обозначила основные тенденции продажи объектов недвижимости на торгах.

Главный вывод: интересные покупателям объекты, как правило, покупаются на первых же торгах и не требуют снижения цены и/или переоценки. Проблема возникает чаще всего с объектами, которые не представляют коммерческого интереса.

Не проданные на первом аукционе объекты, как правило, относятся к переоценённым, изначально неинтересным, либо к объектам уникального спроса (с крайне ограниченным количеством потенциальных покупателей).

Повторное выставление объекта на торгах (по земельным участкам) происходит со средним снижением цены на 15%.

Увеличение периода до 9 месяцев позволит без дополнительной актуализации и последующих необходимых согласований провести торги три раза, что позволит продать большинство проблемных объектов в эти сроки.

Читайте так же:  Как узнать вступил ли человек в наследство

Увеличение срока более 9 месяцев нецелесообразно, в том числе, потому что это повлечет усложнение планирования бюджета.

Завершая выступление, управляющий партнер Группы компаний «АФК» Вера Витальевна Консетова, как руководитель регионального отделения Российского общества оценщиков Ленинградской области, озвучила предложения для внесения в резолюцию практической конференции.

Итоговый вариант резолюции содержит пункты о необходимости внести в нормативно-правовые акты, регулирующие приватизацию имущества в РФ в части оценки:

— Поддержать предложения об изменениях «Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части в п.1. статьи 12 в следующей редакции:

«Начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества таким способом, как продажа государственного или муниципального имущества на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене, устанавливается продавцом в размере не более чем на двадцать процентов ниже рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом оценщика»;

— Рекомендовать оценщику в дополнение к итоговому результату оценки указывать возможные границы интервала, в котором, по его мнению, может находиться эта стоимость;

— Для целей повышения эффективности подготовки аукционов в рамках Федеральной приватизации предлагаем увеличить до 9 месяцев срок, в течение которого итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки.

Предполагается, что эти изменения повысят эффективность продажи государственного имущества, так как позволят привлечь на торги большее количество участников и сократить затраты на проведение аукционов.

Резолюция будет направлена в органы исполнительной и законодательной власти — Госдуму, Министерство экономического развития РФ и Росимущество.

Тема: Приватизация объектов государственной и муниципальной собственности

1. Понятие и цели приватизации государственного и муниципального имущества.

2. Способы приватизации публичного имущества.

3. Порядок приватизации государственных и муниципальных предприятий.

4. Приватизация земельных участков.

5. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения

1. Понятие и цели приватизации государственного и муниципального имущества

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Правовое регулирование приватизации осуществляется, прежде всего, Федеральным законом от 21 декабря 2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с послед. изм. и доп.). Приватизация отдельных видов имущества осуществляется на основании специальных законов (Федеральный закон от 27 февраля 2003г. №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Федеральный закон от 22 августа 1996г. №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», Федеральный закон от 5 февраля 2007г. №13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Приватизация жилищного фонда урегулирована Законом РФ от 4 июля 1991г. №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

[2]

В некоторых субъектах РФ в соответствии с Закономо приватизации приняты свои законодательные акты в этой сфере. Так, в Оренбургской области действует Закон Оренбургской области от 28.06.2004г. №1278/197-III-ОЗ «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области».

Объектом приватизации является избыточная публичная (как государственная, так и муниципальная) собственность. Понятие избыточной публичной собственности имеет относительное содержание: 1) оно определяет не свойства имущества, его полезность или бесполезность, а общественные отношения, отношения собственности; 2) часть публичной собственности становится избыточной, во-первых, по отношению к объему выполняемых государством функций и, во-вторых, по отношению к возможностям рационального использования этого имущества.

В составе публичного имущества выделяют два вида:

1) имущество, связанное с производством общественных товаров и услуг, которые удовлетворяют коллективные потребности и потребляются совместно;

2) имущество, связанное с производством частных товаров и услуг, которые удовлетворяют индивидуальные потребности и потребляются индивидуально на основе принципа отстранения иных лиц от пользования благом.

Объектом приватизации может становиться только имущество второго вида.

В настоящее время в качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

1) имущественные комплексы унитарных предприятий, причем совместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. ст. 11, 27 и 28 Закона о приватизации);

2) отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими земельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);

3) акции открытых акционерных обществ (ст. ст. 19, 22, 26 Закона о приватизации);

4) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);

5) земельные участки (ст. ст. 28, 30, 34, 36 Земельного кодекса);

6) жилые помещения (ст. ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Приватизация преследует несколько основных целей. Основной целью политики в области приватизации является кардинальное повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройки экономики. К числу подцелей приватизации относятся: а) формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений; б) привлечение в производство инвестиций, включая иностранные; в) содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).

Приватизация как процедура перераспределения собственности должна служить решению следующих задач: 1) усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной; 2) расширить доступ предприятия к капиталам; 3) обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта; 4) увеличить поступления средств в казну за счет более эффективной работы предприятий; 5) обеспечить более справедливое распределение прибылей; 6) деполитизировать предприятия, ослабив их связи с государством.

В каждой стране на разных этапах развития приоритетность этих задач не одинакова, различается и отношение к темпам приватизации.

Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества могут быть сформулированы следующим образом:

а) решение о целесообразности приватизации публичного имущества разрабатывают соответствующие органы по управлению государственным и муниципальным имуществом с позиций повышения эффективности его использования;

Читайте так же:  Возврат продуктов питания ненадлежащего качества

б) способ приватизации каждого объекта государственной и муниципальной собственности определяется органом по управлению государственным и муниципальным имуществом на основании анализа предложений управляющих компаний, оценщиков, аудиторов, финансовых и юридических консультантов;

в) нормативная правовая база, режим и методы регулирования процессов приватизации должны быть едины на всей территории Российской Федерации.

В странах с устойчивой развитой экономикой приватизация может проходить медленно и быть выборочной и строго индивидуальной для каждого предприятия. В странах с переходной экономикой приватизация может проходить быстро и принимать массовый характер.

Оценка эффективности приватизации

Термин “приватизация” в широком смысле означает освобождение государства от определенных обязанностей, в частности по управлению и контролю за деятельностью предприятий. Чрезмерное увлечение этими функциями, согласно неолиберальным теориям, сознательно или неосознанно мешает развитию инициативы и нарушает законы рынка. В узком смысле данный термин связан с передачей во владение частному сектору предприятий, в которых органы власти (государство или другие административные учреждения) владеют всем капиталом либо его частью.

Мотивы, предпосылки и цели разгосударствления различаются по странам и времени проведения. Так, основными аргументами осуществления приватизации в некоторых промышленно развитых государствах в 80-е годы прошлого столетия были идеологические доводы, а вопросам экономической эффективности придавалось меньшее значение. Для развивающихся стран картина совершенно иная. Здесь приватизация рассматривается, прежде всего, как средство создания приспосабливающихся и конкурентоспособных предпринимательских структур, забота о динамичности национальных финансовых рынков, действенная мера для разрешения бюджетных проблем.

Однако наличие множества различных подходов не дает возможности однозначно оценить результаты разгосударствления, а также определить эффективность его проведения. Трудность в первую очередь связана с неопределенностью меры (единицы измерения) успешности этого процесса.

В идеальном варианте эффективность должна оцениваться с точки зрения выполнения задач, поставленных в той или иной программе приватизации (первый подход). Но очень часто цели3 в них заданы слишком обобщенно: например, увеличение доли частного сектора в экономике, содействие становлению рыночных отношений, развитию рыночных структур и т.д. Поэтому в подавляющем большинстве случаев их достижение не поддается количественному измерению, что затрудняет оценку степени их исполнения и, следовательно, эффективности проводимых мер. С другой стороны, действенность той или иной программы становится видной лишь через определенный период, в течение которого, во-первых, приватизированные предприятия смогут доказать свою дееспособность, во-вторых, выявится влияние разгосударствления на изменение макроэкономических показателей.

Второй подход как раз и заключается в том, что эффективность проведения такой программы оценивается с использованием макроэкономических индикаторов. Увеличение доходов государства при ее реализации, так же как и уменьшение дефицита государственного бюджета однозначно рассматриваются как основные задачи и успехи приватизации. Еще одним индикатором результативности здесь является величина инвестиций в экономику (или изменение доли прямых иностранных инвестиций).

На уровне предприятий более удобно оценивать эффективность приватизации учитывая рентабельность их деятельности или финансовую прибыльность (третий подход). В качестве индикаторов в этих случаях могут быть приняты величина прибыли, коэффициент прибыльности, производительность рабочей силы и другие показатели, которые легко могут быть рассчитаны.

Четвертый подход к оценке разгосударствления заключается в определении выгод с точки зрения социальных приобретений (воздействий). Здесь для определения эффективности наиболее подходят такие показатели, как занятость, уровень заработной платы, выгоды от предпринимательской деятельности. Социальные приобретения отражаются также мерами, направленными на улучшение положения рабочих, сокращенных в результате приватизации, покрытие расходов по безработице и ликвидации рабочих мест.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Читайте так же:  Какое имущество считается совместно нажитым при разводе

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.

  2. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.

  3. Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.
  4. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.
  5. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
  6. Приватизация государственного и муниципального имущества оценка эффективности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here