Содержание
- 1 Прокурор в уголовном процессе. Его полномочия
- 2 Прокурор как участник уголовного процесса
- 3 Понятие полномочий прокуроров, их видовая характеристика
- 4 Прокурор в уголовно-процессуальном кодексе (УПК)
- 5 Прокурор, его процессуальные функции и полномочия
- 6 Правовые основы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Задачи и полномочия прокурора
- 7 Прокурор в уголовном процессе (стр. 1 из 3)
- 8 Глава I. Сущность и задачи уголовного процесса
- 9 Глава I. Сущность и задачи уголовного процесса
Прокурор в уголовном процессе. Его полномочия
Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).
Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.
Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.
Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.
В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя – стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.
Прокурор как участник уголовного процесса
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
5) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;
6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение;
8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии со ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
10) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
11) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования,об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.
В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 15 УПК).
Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение по сущности обвинения и по другим вопросам, возникающим в судебном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены в УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования, что на досудебном производстве влечет прекращение уголовного преследования,а в суде отказ прокурора от обвинения — прекращение дела.
Понятие полномочий прокуроров, их видовая характеристика
Понятие полномочий прокуроров
Для осуществления надзора за исполнением законов органы прокуратуры должны располагать соответствующими полномочиями.
По смысловому значению полномочие суть предоставление кому-либо права на совершение каких-либо действий . Эти полномочия для прокуроров специфические: сугубо надзорные. Причем в соответствии с принципом единства осуществление прокурорского надзора несовместимо с какими-либо иными видами государственной, общественной деятельности. Специфика полномочий прокуратуры предопределяется и их природой: они осуществлятся от имени Российской Федерации.
Объем и характер полномочий устанавливаются законодателем не произвольно, полномочия государственных органов обусловливаются поставленными перед ними задачами . Именно последние активно влияют на формирование правового статуса прокуратуры, предопределяя ее обязанности. Естественно, полномочий должно быть достаточно для выполнения задач и достижения целей, которые возлагаются государством на органы прокуратуры. Последние, для того чтобы выполнять свои функции, должны со всей ответственностью исполнять возложенные на них обязанности.
Компетенция — своеобразный аналог правоспособности. Обе эти категории характеризуют правовое положение субъектов в обществе и государстве. Но имеется существенное различие в их содержании. Тогда как правоспособность есть только признаваемая законом способность физического или юридического лица иметь права и нести обязанности, компетенция включает в себя реальные полномочия, предоставленные государством его органам.
Понятие полномочий прокурора сложное, оно включает:
-
- субъективные права, предоставляемые органу или должностному лицу для выполнения возложенных на него функций;
- полномочия в отношениях с органами дознания и предварительного следствия;
- полномочия с ограниченной властью, характерные для отношений с органами государственной власти.
Субъективные права, предоставляемые прокурору для выполнения возложенных на него функций
Прокуроры прежде всего несут обязанности перед государством, поскольку оно предопределило их назначение, возложило на них выполнение строго определенных функций. Складывается впечатление, что применительно к различным государственным органам, общественным организациям, учреждениям, предприятиям прокуроры выступают только как носители права. Но это не так. Правовое положение прокурора по существу не изменяется, когда он вступает в отношения с поднадзорными субъектами, ибо присущее его праву долженствование проявляется и применительно к ним.
Представим себе, что глава районной администрации вынес незаконное решение. Перед государством прокурор несет обязанность опротестовать его. По отношению к главе администрации он имеет право на принесение протеста, но, казалось бы, не обязанность. В то же время прокурор должен содействовать органам местного самоуправления в соблюдении законности, следовательно, входящая в полномочия прокурора обязанность перед государством как бы автоматически срабатывает и в отношении различных органов власти, управления.
Особенно ярко эта обязанность проявляется в отношении тех, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены. В этом случае прокурор принимает меры по их восстановлению, защите. Предположим, гражданин обращается в прокуратуру с заявлением об ограблении. По закону прокурор должен принять заявление, зарегистрировать, проверить, при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело и передать его следователю. В этой ситуации он несет обязанность не только перед государством, но и перед потерпевшим, чьи интересы подлежат защите.
В литературе высказано мнение, согласно которому компетенция прокурора уже совокупности всех его прав и обязанностей. Например, установленное ст. 289 ГПК РФ право на ознакомление в суде с материалами дела и поступившими жалобами не может быть отнесено к компетенции прокурора. Но данное положение никак не аргументируется, и непонятно, по какому признаку нужно отделять полномочия от прав и обязанностей. Если согласиться с приведенной точкой зрения, то придется исключить все права и обязанности прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, права и обязанности, связанные с участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, осуществлением общего надзора, надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы. При таком положении компетенция органов прокуратуры оказывается бессодержательной и ненужной для характеристики их правового статуса.
Полномочия прокурора иногда именуются правомочиями прокурорского надзора. Между тем указанные термины при очевидном сходстве не тождественны. По смысловому значению полномочие суть предоставление кому-либо права на совершение каких-либо действий . Правомочие же толкуется как обладание законным правом. Создавая органы, государство передает им часть своих прав и возлагает на них определенные обязанности, наделяя их как своих представителей реальными полномочиями. Правомочия же — гражданско-правовая категория.
В науке конституционного права компетенция раскрывается как совокупность властных полномочий. Это правильно. Государство как носитель власти, учреждая органы, распределяет ее между последними в форме властных полномочий. Объем и характер полномочий прокурора своеобразны. По данному поводу высказаны разные суждения. Одни авторы убеждены в отсутствии власти у прокурора в гражданском, уголовном процессах. Другие же считают, что прокурор располагает властными полномочиями во всех отраслях.
Все же определение компетенции, данное в науке конституционного права, не может быть в полной мере использовано для характеристики правового положения органов прокуратуры ввиду своеобразия и сложности выполняемых ими функций. Круг субъектов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, очень широк. С учетом их правового статуса надзор осуществляется по-разному.
В отношении судов он не может быть властным, а значит, и полномочия не должны быть таковыми. Судьи независимы и подчиняются только закону. Власть прокуроров представляла бы посягательство на эту независимость.
Полномочия прокуроров в отношениях с органами дознания и предварительного следствия
Иными полномочиями прокуроры обладают в отношениях с органами дознания и предварительного следствия . Здесь прокурорская власть проявляется в активной форме . Прокуроры могут не только выявлять нарушения законности, но и непосредственно устранять их. Например, по действующему уголовно-процессуальному законодательству прокурор вправе (ст. 37 УПК РФ):
-
- отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;
- отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий.
Активная форма власти в несколько суженном объеме проявляется и при осуществлении надзора за соблюдением законности в местах ограничения и лишения свободы. В соответствии с п. 2 ст. 33 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор своим постановлением может освободить любое лицо, содержащееся без законных оснований в исправительных учреждениях.
Полномочия с ограниченной властью, характерные для отношений с органами государственной власти
Субъекты власти многочисленны, и применительно к ним прокуроры не могут выполнять каких-либо управленческих функций. Властностью обладают только полномочия прокурора по выявлению нарушений законности. Что же касается полномочий по устранению последних, то прокурор может лишь обращаться с требованиями к компетентным органам о принятии необходимых мер .
Виды полномочий прокуроров
По уровню полномочий:
По характеру полномочия органов прокуратуры подразделяются на два вида:
-
- основные (непосредственно связаны с осуществлением надзора);
- дополнительные (касаются организации работы прокурорских органов), по целевому назначению делятся:
-
- предметные;
- функциональные.
Предметные (и это видно из названия) связаны с предметом надзора, т. е. правовыми действиями и актами субъектов, за исполнением законов которыми надзирает прокуратура.
ФЗ «О прокуратуре РФ» выделяет следующие виды предметных полномочий прокуроров:
-
- при надзоре за исполнением законов;
- при надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- при надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие ;
- при надзоре за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу ;
- при участии прокурора в рассмотрении дел судами.
Функциональные полномочия регламентируют действия прокуроров по выявлению нарушений законности и по реагированию на них.
Все полномочия, как предметные, так и функциональные, — отраслевые. Они определяются законодательством применительно к каждой отрасли в отдельности с учетом ее специфики. Общих для всех отраслей полномочий не существует, ибо надзор реализуется не в целом, а по отдельным направлениям.
Кроме того, в системе органов прокуратуры существуют организационные отношения, наличие которых обусловила и предоставление дополнительных полномочий: права и обязанности по руководству работой, планированию, распределению поручений между работниками, контролю за качеством их работы и т. д.
Прокурор в уголовно-процессуальном кодексе (УПК)
Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст. 37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания. Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».
Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.
Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.
Полномочия
Круг полномочий составляет правовой статус должностного лица, то есть его процессуальные права и обязанности.
Прокурор в уголовном процессе
Прежде всего, расскажем об основных правах прокурора:
- выступать на стороне обвинения во всех инстанциях;
- участвовать в допросе различных участников судебного разбирательства (в том числе того, которое проходит с присяжными заседателями);
- высказывать особое частное мнение по ходатайствам адвоката и других лиц уголовного процесса;
- отказаться от обвинения в полной мере, в какой-то его части или просить суд о смягчении приговора;
- ходатайствовать о переносе заседания;
- обжаловать решения, как вступившие в законную силу, так и не вступившие в нее.
В целом компетенция и обязанности прокурора связаны с реализацией функций по уголовному преследованию или контролю над деятельностью органов дознания и следствия. Подробнее рассмотрим ниже.
Обязанности прокурора, какие функции выполняет
В юридической литературе, как и в научной теории уголовного права России в целом нет единого мнения, каких функций у прокурора больше: надзорных или тех, что непосредственно связаны с проведением уголовного преследования. Последнее указанное понятие распространяется на все стадии, которые проходит дело: от возбуждения до признания подсудимого виновным или невиновным.
Ознакомление с материалами дела
Многие юристы и специалисты в области права склонны считать, что доминирующей функцией, выполняемой прокурором, до проведения судебного разбирательства является надзорно-контрольная. Так, он следит за тем, чтобы:
- были обеспечены права подозреваемых и потерпевших в полном объеме;
- все решения и расследование в целом не вышло за рамки установленных законом сроков;
- прекращение дела подкреплялось достаточными и законными основаниями.
Однако при этом ошибочно считать, что на досудебной стадии прокурор занимается исключительно контролем. Рассмотрим пример из практики. Дознаватель прекратил уголовное производство по делу, не допросив лиц, которые, по мнению жертвы, были причастны к нанесению ей увечий. Прокурор после проверки отменил решение об остановке рассмотрения дела и вернул его на доследствие. Из примера видно, что реализуется не только лишь надзорная функция. Он также демонстрирует активное участие прокурора в уголовном преследовании, даже когда судебное разбирательство еще не началось.
На заметку! Таким образом, прокурор выступает как гарант соблюдения законности в производстве по уголовному делу. А его первостепенной обязанностью считается защита прав, свобод и интересов граждан и общества. Именно так сказал Генпрокурор в своем приказе № 137 в 2007 году.
Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
Важной гарантией правильного и справедливого разбирательства является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Прежде всего, он выступает как обвинитель, представляя государство в процессе. Однако эту функцию не следует понимать исключительно как стремление посадить обвиняемое лицо. Прокурор в данной ситуации должен ратовать за всестороннее и объективное рассмотрение дела, стремясь обеспечить права и законные интересы. По этой причине, прежде чем приступить к участию в разбирательстве, нужно тщательно подготовиться, а именно:
- изучить все имеющиеся доказательства и материалы, проанализировать их (можно воспользоваться помощью консультантов и экспертов);
- ознакомиться со специальной литературой, судебной практикой по аналогичным делам;
- обязательно рассматривать возможное развитие ситуации, обдумать варианты действий;
- определить тактику обвинения и подготовить достойную судебную речь.
Участие прокурора в уголовном процессе
Порядок участия прокурора в процессе таков, что все начинается с устного изложения предъявляемого подсудимому обвинения. Делается это громко, отчетливо, официальным тоном. После этого судья опрашивает обвиняемого, затем прокурор представляет имеющиеся доказательства. Осуществить это нужно полно и наглядно, акцентируя внимание суда на наиболее важных моментах и сведениях. Кроме того, важно и обоснованно опровергать доказательства другой стороны — адвоката.
Обратите внимание! Далее, по общему правилу, прокурор уполномочен принять участие в допросе всех участников дела. Рекомендуется использовать приемы, способствующие установлению психологического контакта. Так, нужно относиться к свидетелям максимально вежливо, проявляя внимание к их показаниям, интересуясь их личным мнением и комментариями по делу.
На последнем этапе участия прокурора в уголовном судопроизводстве осуществляется выступление с речью. Обычно она содержит такие части, как:
- вступление;
- рассказ о фактически установленных обстоятельствах дела;
- анализ собранных доказательств, причин и условий преступного деяния;
- краткая объективная характеристика подсудимого как человека;
- правовое обоснование квалификации преступления;
- предложение о виде и размере наказания.
Разумеется, реальная финальная речь не всегда содержит все приведенные элементы, однако при ее подготовке стоит уделить внимание каждому из них.
Кроме того, среди полномочий прокурора есть и необходимость участвовать в производстве в судах второй инстанции.
Может ли прокурор возбуждать уголовные дела
Первым этапом уголовного судопроизводства считается возбуждение дела. С 2007 года в нормативно-правовые акты РФ были внесены поправки и изменения, связанные с тем, что представителей прокуратуры лишили нескольких важнейших полномочий. В том числе права возбудить уголовное дело. Причиной этого, прежде всего, является стремление оградить самостоятельность следственных органов от внешнего вмешательства. Однако в результате данная новация ослабляет и полномочия по прокурорскому надзору, а также усиливает его зависимость от результатов проведенного следователем или дознавателем разбирательства.
Выступление в суде
Таким образом, прокурор в УПК РФ не указан в числе лиц, которым поручается осуществление проверки поступивших сообщений о преступлениях, а также принятие решений по ним. Он может лишь направить постановление об отправлении ставших известными ему материалов о совершении противозаконного деяния в уполномоченные органы (например, Следственный Комитет). Они, в свою очередь, обязаны рассмотреть поступившую информацию и определить, есть ли в ней признаки состава преступления. А затем осуществить вынесение решения о начале расследования.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Несмотря на то, что ответ на вопрос: может ли теперь прокурор возбуждать уголовные дела, — отрицательный, в круг его полномочий входит отмена незаконных отказов в возбуждении дела, а также проверка легальности и обоснованности решений следователя.
Важно! Полномочия и функции, которые выполняет прокурор, УПК в последней редакции значительно ограничил, однако эти нововведения не представляются действительно продуманными и обоснованными.
Подводя итоги, можно сказать, что положению прокурора в уголовном процессе посвящено множество дипломных работ, диссертаций, книг и монографий. Они предлагают возможные пути улучшения его компетенции, совершенствования его правового статуса. На данный момент некоторые его функции ограничены и не могут в полной мере способствовать выполнению обязанностей и реализации прав с целью защиты законных интересов общества и государства. Прежде всего, это связано с тем, что прокурор не вправе возбуждать уголовное дело. Это положение является спорным и требующим дополнительных размышлений.
Прокурор, его процессуальные функции и полномочия
Прокурор— должностное лицо, уполномоченное в пределах установленной законом компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя
7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке
9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК
11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
12) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования), изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;
13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.
В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.
Данные полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.
В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.
Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Ген. прокурора РФ.
Постановления прокурора, вынесенные в соотв. с законом, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Правовые основы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Задачи и полномочия прокурора
В соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре РФ» (разд. IV, ст. 35, 36, 39) и нормами процессуального законодательства прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции:
- принимает участие в рассмотрении судом конкретных уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел (выступает в качестве равноправного участника, стороны уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства);
- осуществляет надзор за законностью решений, приговоров, определений или постановлений суда (предполагает право и обязанность прокурора обжаловать в установленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности).
Цели участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел:
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- защита охраняемых законом интересов общества и государства;
- обеспечение верховенства закона;
- обеспечение единства и укрепления законности.
Достижение поставленных целей в процессе участия прокурора в рассмотрении конкретных дел или осуществлении надзора за законностью издаваемых судом правовых актов осуществляется путем применения предоставленных прокурору законом полномочий.
Прокурор вправе (полномочия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел):
- участвовать в рассмотрении дел судами;
- осуществлять уголовное преследование в суде;
- выступать в качестве государственного обвинителя в суде;
- обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства;
- обжаловать незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда (вступившие или не вступившие в законную силу);
- истребовать из суда в пределах своей компетенции любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу.
Генеральный прокурор РФ имеет право участвовать в заседаниях Верховного Суда РФ, а также обращаться в Конституционный Суд РФ в связи с нарушением или возможностью нарушений конституционных прав и свобод граждан примененным или подлежащим применению каким-либо законом. Генеральный прокурор РФ имеет право обратиться с представлением в Пленумы Верховного Суда РФ о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным и административным делам.
В ФЗ «О прокуратуре РФ» перечислены лишь основные полномочия прокурора, реализуемые в процессе участия в рассмотрении судом дел и осуществлением надзора за законностью судебных решений, приговоров, определений и постановлений. Кроме того, участвуя в судопроизводстве по конкретным делам, прокурор реализует ряд организационных полномочий, полномочий по ведению судебного следствия, участию в кассационной, апелляционной и надзорной инстанции и ряд других, предусмотренных нормами процессуального законодательства.
Прокурор в уголовном процессе (стр. 1 из 3)
Глава I. Сущность и задачи уголовного процесса
§ 1. Определение уголовного процесса
§ 2. Задачи уголовного процесса
Глава II. Прокурор в уголовном процессе
§ 1. Уголовно-процессуальные функции
§ 2. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция
§ 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
§ 4. Обязательность указаний прокурора
Глава I. Сущность и задачи уголовного процесса
§ 1. Определение уголовного процесса
Уголовный процесс — правовое понятие, связанное с представлениями о правосудии, деятельности органов следствия, дознания, прокуратуры по применению уголовного права в случае совершения преступления. Уголовный процесс в любом государстве ведется на основании и по правилам, установленным его законами, защищая существующий правопорядок.
Правовое государство призвано обеспечивать охрану от преступных посягательств на права и свободы личности, жизнь, здоровье, честь и достоинство, другие блага граждан, общество в целом, конституционный строй. Этому служит, в частности, уголовное право, которое устанавливает круг деяний, запрещаемых под угрозой уголовного наказания, и виды таких наказаний. Тем самым оно способствует предупреждению преступлений. Но если преступление совершилось, то необходимо его раскрыть, найти виновного, выяснить все, что необходимо для справедливого наказания преступника, и в то же время не допустить ошибочного обвинения и тем более осуждения невиновного. Виновный же должен быть наказан в строгом соответствии с законом, характером и степенью его вины, данными о личности.
Для того чтобы предупредить преступления, привлечь к ответственности и наказать виновных, в государстве существует система органов уголовной юстиции. Ее вершину образует суд, призванный осуществлять правосудие по уголовным делам. В большинстве случаев деятельности суда предшествует расследование преступлений, произведенное органами дознания и предварительного следствия под надзором, а иногда и при участии прокуроров.
Деятельность уголовной юстиции связана с применением уголовного наказания, в максимальной степени затрагивающего основные права и свободы человека, а также с применением мер государственного принуждения (арест, обыск и т. д.), что необходимо для успешного раскрытия преступлений и обеспечения неизбежности ответственности виновных. Поэтому она строго и детально регламентируется правовыми нормами, создающими гарантии справедливого правосудия и гарантии личности. Эти нормы, в силу их важности, устанавливаются только законодательной властью.
Правосудие по уголовным делам, как и деятельность органов, расследующих преступления, осуществляется в особом порядке, который принято называть процессуальным. Закон определяет последовательность действий соответствующих государственных органов с момента обнаружения преступления и до окончательного разрешения уголовного дела в суде, права и обязанности граждан, на которых распространяется эта деятельность, форму производства всех следственных и судебных действий и закрепления их результатов. Этот процессуальный порядок — необходимое условие законности всей деятельности суда, органов расследования и прокуратуры в связи с преступлением.
Уголовно-процессуальная деятельность, урегулированная законом, протекает в форме правоотношений, которые складываются между судом и другими государственными органами, а также между ними и гражданами, юридическими лицами. Эта деятельность носит правовой характер.
Таким образом, уголовный процесс — это осуществляемая в установленном законом особом процессуальном порядке деятельность суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел и предшествующая ей деятельность органов следствия, дознания и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных и привлечению их к уголовной ответственности, направленные на обеспечение правосудия с тем, чтобы совершивший преступление был справедливо наказан, а невиновный не был осужден. Эта деятельность осуществляется в форме правоотношений с участием граждан и организаций, реализующих свои права и исполняющих обязанности.
§ 2. Задачи уголовного процесса
Задачи уголовного процесса можно определить как в общесоциальном плане, т. е. с позиций роли, которую он играет в жизни общества, так и анализируя конкретные задачи, которые должны быть решены при расследовании преступлений и рассмотрении судом уголовного дела.
На общесоциальном уровне уголовный процесс имеет задачей защитить от преступных посягательств личность, ее права, свободы и другие блага, права и законные интересы юридических лиц, существующий правопорядок путем осуществления справедливого правосудия по уголовным делам.
Конкретные задачи уголовного процесса как вида правовой государственной деятельности в связи с обнаружением преступления состоит в том, чтобы обеспечить:
своевременное и полное раскрытие преступления, т. е. установить сам факт совершения преступления и того, кто его совершил;
получение достаточных доказательств с тем, чтобы установить истину по уголовному делу, изобличить действительно виновного и выяснить все необходимое для принятия правильного решения или снять подозрение либо обвинение с невиновного;
правильное применение уголовного закона и других законов, относящихся к делу, т. е. безошибочно юридически оценить деяние обвиняемого с учетом всех обстоятельств, влияющих на характер и степень ответственности;
назначение справедливого наказания судом в строгом соответствии с законом и обстоятельствами дела или оправдание невиновного.
Глава IV. Прокурор в уголовном процессе
§ 1. Уголовно-процессуальные функции
Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется различными органами и лицами. Они действуют в уголовном процессе в соответствии со стоящими перед ними задачами. Отсюда и выделение в этой деятельности уголовно-процессуальных функций — различных направлений, которые обусловлены ролью, предназначением и целью субъектов уголовно-процессуальной деятельности.
Уголовно-процессуальные функции — это направления уголовно-процессуальной деятельности, выделяемые в зависимости от круга субъектов, выполняющих те или иные процессуальные действия, от разрешаемых ими задач и процессуальных форм, в которых они действуют.
Дополнительные функции — поддержание гражданского иска и соответственно защита от него.
Некоторые ученые выделяют и иные функции: прокурорского надзора за законностью, воспитательную, социального контроля и др.
Осуществление правосудия — важнейшая уголовно-процессуальная функция, присущая только суду, разрешающему дело по существу.
Она заключается в рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел и в применении наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо в оправдании невиновных.
Исходя из принципа состязательности, основным содержанием функции правосудия является всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в суде и разрешение его по существу.
Смысл этой функции — дать окончательный ответ относительно виновности или невиновности лица в связи с представленным в суд обвинением. Все другие уголовно-процессуальные функции обеспечивают успешное осуществление правосудия.
Деятельность же участвующих в деле лиц, показания (заключения) которых являются источниками доказательств, а также лиц, способствующих проведению следственных и судебных действий, является вспомогательной по отношению к функции, выполняемой судом.
Обвинение представляет собой деятельность уполномоченных органов и лиц, направленную на раскрытие преступления, доказывание виновности лица, его совершившего, с целью обеспечить правильное разрешение судом вопроса о его ответственности.
В зависимости от того, кто и в каких формах осуществляет эту функцию, различают обвинение государственное (публичное), общественное и частное (поддерживаемое потерпевшим).
Государственное (публичное) обвинение, являясь основной формой, осуществляется в интересах и от имени государства, независимо от воли иных лиц, в том числе потерпевшего, в силу служебных обязанностей государственного обвинителя — прокурора.
Общественное обвинение поддерживает представитель общественной организации или трудового коллектива с целью обеспечить разрешение дела с учетом мнения коллектива, общественных организаций.
По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, 129 ч. 1, 130 УК, право поддержания обвинения принадлежит потерпевшему. Дела частного обвинения возбуждаются только при наличии его жалобы и прекращаются в случае примирения потерпевшего с обвиняемым..
Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает дела так называемого частно-публичного обвинения. К ним относятся дела о преступлениях, предусмотренных ст. 131 ч. 1, 146 ч. 1, 147 ч. 1 УК, которые возбуждаются по жалобе потерпевшего, т. е. именно он на первоначальном этапе является инициатором уголовного преследования. Однако такие дела не могут быть прекращены за примирением сторон, и в последующем обвинение поддерживает государственный обвинитель.
В суде кассационной и надзорной инстанции все дела рассматриваются коллегиально профессиональными судьями.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Суд может действовать в качестве суда первой инстанции, разрешая дело по существу, суда второй (кассационной) либо надзорной инстанции.
Источники
Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.
Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.
Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.- Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
- Адвокат в уголовном процессе; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2010. — 376 c.
Позвольте представиться. Мое имя Петр. Я уже более 20 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи.
Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.