Порядок создания реорганизации и ликвидации юридических лиц

Самое важное на тему: "Порядок создания реорганизации и ликвидации юридических лиц" с комментариями профессионалов. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному консультанту.

Порядок создания реорганизации и ликвидации юридических лиц

38. Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица

Юридическое лицо при его создании подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе.

Документом, подтверждающим факт регистрации, является свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

Реорганизацией юридического лица является способ прекращения правового положения юридического лица или образования нового, влекущий отношения правопреемства юридических лиц.

Виды реорганизации юридического лица:

1) при слиянии юридического лица с другим юридическим лицом (другими юридическими лицами) все права и обязанности каждого из них в соответствии с передаточным актом переходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния;

2) при присоединении одного юридического лица (нескольких юридических лиц) к другому юридическому лицу к последнему;

3) при реорганизации в форме разделения создаются два или более новых юридических лица, а прежнее прекращает свое существование;

4) реорганизация юридического лица в форме выделения;

5) при реорганизации юридического лица в форме преобразования происходит существенное изменение его статуса.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

[2]

Ликвидации юридического лица осуществляется:

1) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона;

2) по инициативе его учредителей.

Действия по ликвидации юридического лица.

1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

2. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

3. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица и передается в регистрирующий орган.

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

5. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Порядок создания юридического лица. Реорганизация юридических лиц. Порядок и основания ликвидации юридического лица.

Существует три способа создания юридических лиц:

— Распорядительный, в таком порядке создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, их дочерние предприятия, решение по созданию такого юридического лица принимают соответствующие государственные и муниципальные органы. Создание федеральных казенных предприятий находится в ведении правительства РФ.

— Разрешительный, такой способ создания юридических лиц существует для банков и страховых организаций. Они создаются с разрешения Центрального Банка РФ или РосСтрахНадзора. Кроме того, в разрешительном порядке создаются ассоциации и союзы коммерческих юридических лиц, на их создание должно быть получено согласие федерального антимонопольного органа. Согласие этого же органа требуется для создания иных коммерческих юридических лиц, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тысяч МРОТ.

— Явочно-нормативный порядок, подразумевает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно зарегистрировать предприятие в уполномоченном государственном органе. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо существующим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается. Независимо от способа создания юридического лица, оно должно пройти государственную регистрацию предприятия.

Реорганизация юридического лица – прекращение или изменение правового положения юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В некоторых случаях, реорганизация юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или суда, либо с согласия уполномоченных государственных органов. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.Виды: слияние организаций, присоединение организации, разделение организации,выделение организации. преобразование организации.

Ликвидация — прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества — соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержит примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана, и др.

[3]

Принудительная ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:- осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);- осуществление деятельности, запрещенной законом;- неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов:

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Читайте так же:  Аренда с последующим переходом права собственности

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре

5. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса).

9. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), необходимых документов.

Объекты гражданских прав: понятие, виды

К объектамгражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Виды объектов гражданских прав и их оборотоспособность

Недвижимые и движимые вещи-земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты,а также все, что прочно связано с землей (в частности, леса, многолетние насаждения,здания и сооружения). Движимыми признаются вещи (включая деньги и ценные бумаги), которые не были включены в число недвижимых

Предприятие- определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В данный комплекс в принципе входит вся совокупность имущества, предназначенного для деятельности предприятия.

Делимые и неделимые вещи— делимой признается вещь, которая может быть без изменения ее назначения, а неделимой — та, которая таким образом разделена быть не может. Сахар и мука — вещи делимые, а мотоцикл и квартира.

Сложные вещи- Примером сложной вещи может считаться предприятие, включающее здания, оборудование и т. п., или крестьянское(фермерское) хозяйство.

Главная вещь и принадлежность- Суть указанного деления состоит в том, что принадлежность призвана служить главной вещи и связана с нею общим назначением. Примерами могут служить лодка и весла, велосипед и насос, жилой дом и пристрой к нему.При этом относительная стоимость принадлежности главной вещи значения не имеет. Юридическое значение такого деления состоит в том, что принадлежность во всех случаях следует судьбе главной вещи. Следовательно, если заключен договор продажи лодки, велосипеда или жилого дома, предполагается, что вместе с этим предметом к приобретателю также перейдет право собственности на весла, и насос или пристрой.

Плоды, продукция и доходы,

Животные

Интеллектуальная собственность- являются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним с точки зрения способов защиты средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ и услуг

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

Реорганизация юридических лиц

В процессе хозяйственной деятельности может воз­никнуть необходимость в изменении выбранной ра­нее организационно-правовой формы предприятия либо в проведении иных преобразований, затрагива­ющих объем правоспособности субъекта и влияющих на его взаимоотношения с другими субъектами пред­принимательской деятельности.

Такое изменение осуществляется путем реоргани­зации, т. е. изменения правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обя­занностей изменяется либо переходит к другим ли­цам (правопреемникам).

Реорганизация может проходить добровольно, т. е. на основании решения органов управления, и принудительно, т. е. по решению уполномоченного го­сударственного органа (например, антимонопольно­го) или по решению суда.

Законодательство предусматривает пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. Все ранее действующие организации прекращают свое существование. Вновь созданная организация стано­вится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц.

Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Присоеди­няющее юридическое лицо увеличивает свои активы за счет имущества присоединяемого и становится его право пр еемником.

Разделение предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятель­ность разделяемой организации прекращается. Воп­рос о правопреемстве в данном случае решается на основании договора между вновь созданными лица­ми. Как правило, правопреемником становится одна из созданных организаций.

Выделение — единственный способ реорганиза­ции, при котором не происходит прекращения ранее существовавшего субъекта. Образуется еще одно юри­дическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон.

При преобразовании ранее существовавшая орга­низация прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-пра­вовой форме.

Организация считается реорганизованной с момен­та государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. На регистрацию в зависимости от способа реорганизации представляется передаточный акт или разделительный баланс. Этот документ дол­жен быть утвержден учредителями юридического лица либо органом, принявшим решение о реоргани­зации. Кроме того, в нем должны содержаться сведе­ния о правопреемнике по всем обязательствам реор­ганизованного лица.

Ликвидация юридических лиц Ликвидация — такой способ прекращения юри­дического лица, при котором правопреемство не воз­никает. Ликвидация также может производиться в добровольном и принудительном порядке. Гражданс­кое законодательство содержит примерный перечень оснований ликвидации юридических лиц. К ним относятся: истечение срока, на который создавалась организация; достижение целей, поставленных в уч­редительных документах; признание недействитель­ной регистрации юридического лица.

Принудительная ликвидация осуществляется в су­дебном порядке по требованию уполномоченных го­сударственных органов, на основании нарушения по­ложений учредительных документов, осуществления деятельности без лицензии, грубого нарушения зако­нодательства, несостоятельности (банкротства) юри­дического лица и т. п.

Читайте так же:  Иск об определении долей в наследственном имуществе

Процедура ликвидации включает в себя несколь­ких этапов.

Первоначально лицо, принявшее решение о лик­видации, уведомляет об этом регистрирующий орган. В государственный реестр юридических лиц вносит­ся запись о том, что данная организация находится в процессе ликвидации. С этого момента прекращается внесение любых изменений в учредительные доку­менты. Аналогичные извещения направляются в на­логовые органы и внебюджетные фонды (пенсионный, страховой).

На следующем этапе органом, принявшим ре­шение о ликвидации, создается ликвидационная ко­миссия (ликвидатор). Состав членов комиссии на­правляется в регистрирующий орган для согласо­вания. До окончания ликвидации все полномочия по управлению организацией переходят к ликви­дационной комиссии, в обязанности которой вхо­дит публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации. Публика­ция должна содержать информацию об органе, при­нявшем решение о ликвидации, сведения о месте нахождения ликвидационной комиссии и порядке и сроках заявления требований кредиторами лик­видируемого лица (не менее двух месяцев с момен­та публикации).

После окончания срока, отведенного кредиторам для предъявления претензий, составляется промежу­точный ликвидационный баланс, который утвержда­ется учредителями или органом, принявшим реше­ние о ликвидации, и согласовывается с регистрирую­щим органом, после чего субъект вправе обратиться в налоговые органы и внебюджетные фонды для сня­тия с учета.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидиру­емого юридического лица производится ликвидаци­онной комиссией в порядке очередности, установлен­ной ГК РФ.

Оставшееся после удовлетворения требований кре­диторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в от­ношении этого юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завер­шенной, а юридическое лицо — прекратившим су­ществование после внесения об этом записи в еди­ный государственный реестр юридических лиц.

2.3.Правовое регулирование статуса индивидуальных предпринимателей и коммерсантов

Утверждение о том, что главенствующая роль в современной экономике принадлежит юридическим лицам, совсем не означает, что времена индивиду­альных предпринимателей ушли в прошлое. Во всех странах с развитой рыночной экономикой наряду с крупнейшими корпорациями, являющимися юриди­ческими лицами, существуют десятки и сотни тысяч индивидуальных предпринимателей. Причем государ­ство, как правило, поощряет развитие индивидуаль­ного предпринимательства. Не является исключени­ем в этом смысле и наша страна. Статья 34 Консти­туции РФ провозглашает право каждого на исполь­зование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом эко­номической деятельности.

Это право является следствием общей правоспо­собности гражданина, т, е. способности иметь граж­данские права и нести гражданские обязанности, при­знаваемой за всеми гражданами. Однако для реали­зации права на предпринимательскую деятельность гражданин должен обладать также дееспособностью, под которой понимается способность гражданина сво­ими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности. Другими слова­ми, заниматься предпринимательской деятельностью могут только дееспособные граждане. Дееспособность в полном объеме возникает с момента достижения совершеннолетия. Однако законодательство допуска­ет участие в предпринимательской деятельности и лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Та­кое участие возможно с согласия их законных пред­ставителей.

Законодательство предусматривает некоторые ог- д.

раничения прав на занятие предпринимательской де- >

ятельностью, связывая их с социальным статусом отдельных граждан РФ. Так, в соответствии с Зако- ^] ном РФ «О конкуренции и ограничении монополис- тической деятельности на товарных рынках»/ долж-«‘ [ ^ ностным лицам органов государственной власти и ^ » у государственного управления, а также другим слу- жащим государственного аппарата запрещается за- ниматься самостоятельной предпринимательской де- ятельностью, иметь в собственности предприятия, занимать должности в органах управления хозяйству- .. ,. ‘» / ^^лощ^ре—с^бъекта-.—. ‘

-4

Индивидуальная предпринимательская деятель- ность ведется гражданином от своего имени и на свой собственный риск (от своего имени он совершает сдел- ЮУ ,: -‘н’ ■ ioPn^pyrae юридически значимые действия), он от- вечает перед кредиторами всем своим имуществом, а

не только тем, которое используется в предпринима­тельской деятельности.

Предпринимательская деятельность граждан под­лежит государственной регистрации. Гражданин име­ет право заниматься предпринимательской деятель­ностью только с момента государственной регистра­ции в качестве индивидуального предпринимателя, т. е. получив свидетельство о государственной регис­трации.

Порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей определяется законодательством.

Физическое лицо должно представить в регистри­рующий орган заявление, составленное по установ­ленной форме, и документ об уплате регистрацион­ного сбора.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей должна осуществляться регистри­рующим органом в день представления документов либо в трехдневный срок со дня получения докумен­тов по почте. В тот же срок заявителю выдается (вы­сылается по почте) бессрочное свидетельство о его регистрации в качестве предпринимателя.

Для занятия определенными видами деятельнос­ти индивидуальному предпринимателю в соответствии с законодательством необходимо получить лицензию или квалификационный аттестат.

При организации группой граждан полного това­рищества им необходимо также зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом необходимо учитывать, что граждане-предпри­ниматели, в том числе участники полного товарище­ства, могут осуществлять только те виды деятельно­сти, которые указаны в свидетельстве о регистрации.

В соответствии с первой частью Налогового ко­декса РФ индивидуальные предприниматели как на­логоплательщики должны встать на учет в налоговом органе по месту их жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации. Постановка на учет, снятие с учета в налоговом органе осуществ­ляются бесплатно. Также в течение 10 дней с момен­та государственной регистрации индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет по месту жительства в территориальных органах Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского стра­хования РФ, Фонда социального страхования РФ. При постановке на учет индивидуальные предпринимате­ли представляют свидетельство о государственной регистрации и документы (паспорт), удостоверяющие личность плательщика страховых взносов в государ­ственные внебюджетные фонды и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

Особенности правового статуса гражданина-пред­принимателя можно уяснить, сравнив объем его пра­вомочий с правами физических лиц, не являющихся предпринимателями и с правовым статусом юриди­ческих лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Читайте так же:  Как делится имущество между наследниками первой очереди

Сравнение правового статуса гражданина-предпри­нимателя и физического лица, не являющегося пред­принимателем, позволяет сделать следующие выводы.

Физические лица, не зарегистрированные в каче­стве предпринимателя, имеют право вступать в дого­ворные отношения при отсутствии соответствующих законодательных ограничений (обладание неполной дееспособностью, невозможность быть стороной в гражданско-правовом договоре на основании юриди­ческой конструкции последнего и т. п.) и если вы­полняемые этими лицами договорные обязательства не являются предпринимательской деятельностью, т. е. не соответствуют законодательно установленным признакам предпринимательства.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Граждане-предприниматели, осуществляя пред­принимательскую деятельность и вступая в договорные отношения с контрагентами, имеют только одно ограничение: законодательный запрет на совершение каких-либо действий. Таким образом, возможности реализации права на осуществление предприниматель­ской деятельности у граждан-предпринимателей го­раздо шире, чем у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

Сравнивая правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, необходимо отметить следующее: имущественная ответственность юридического лица определяется его организацион­но-правовой формой и может быть как полной, так и — в большинстве случаев — ограниченной, в то время как имущественная ответственность индиви­дуального предпринимателя всегда полная, т. е. ин­дивидуальные предприниматели отвечают по обяза­тельствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации предприятий.

определение состава учредителей

разработка учредительных документов

заключение учредительного договора

открытие временного счета в банке

формирование уставного капитала

1 => 2 – преобразование вида юридического лица – вновь возникшее юр. лицо – передаточный акт – переход прав и обязанностей.

1, 2 => 3 – слияние нескольких юр. лиц – вновь возникшее юр. лицо – передаточный акт – права и обязанности переходят к третьему.

1 => 2+1 – присоединении к сущ. юр. лицу – передаточный акт – права и обязанности от 1 ко 2.

1 => 2, 3, 4, 5 – разделение на несколько юр. лиц – вновь возникшие юр. лица – разделительный баланс – права и обязанности делятся между новыми.

1 => 2, 3, 4, 5 – выделение из 1 юр. лица нескольких юр. лиц – раздел. баланс – права и обязанности между всеми.

Передаточный акт и разд. баланс должны содержать положение о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого юр. лица. Эти документы утверждаются учредителями и представляются для гос. регистрации вновь возникших юр. лиц.

Порядок реорганизации и ликвидации юридического лица

Деятельность предприятия прекращается с момента его реорганизации или ликвидации.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Различают несколько форм реорганизации:

• Выделение по решению его учредителей, либо органа юридического уполномоченного на том учредительными документами.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава других юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, либо по решению суда. (например, в случае борьбы с монополиями) – антимонопольный комитет.

• Преобразование – это изменение организационно-правовой формы предприятия. Права и обязанности реорганизованного юридического лица (право приемства) переходит к новому лицу на основании передаточного акта.

• Слияние предприятий приводит к образованию нового предприятия, т.е. юридического лица, также на основании передаточного акта.

• При присоединении одного юридического лица к другому права и обязанности присоединенного предприятия переходят к последнему на основании передаточного акта. Первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи о прекращении деятельности присоединенного лица.

• Выделение – это выход из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, к которым права и обязанности переходят в соответствии с разделительным балансом (без прекращения последнего).

• Разделение юридического лица происходит также на основании разделительного баланса. В соответствии с ним права и обязанности реорганизуемого предприятия переходят к вновь возникшим юридическим лицам (при этом реорганизуемое предприятие прекращает свою деятельность).
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о праве приемствия по всем обязательствам реорганизации юридического лица по отношению всех должников и кредиторов.
Ликвидация юридического лица, в отличие от реорганизации, влечет за собой прекращение его прав и обязанностей юридического лица без перехода к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно и в обычном порядке.

Принудительно по решению суда предприятие ликвидируется в следующих случаях:

• При осуществлении деятельности без лицензии;

• При осуществлении деятельности, запрещенной законом;

• При неоднократном и грубом нарушении закона и других правовых актов;

• Вследствие признания его несостоятельным (т.е., банкротом).

В обычном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано в связи со следующими причинами:

• В связи с истечением срока, на который оно создавалось;

• В связи с достижением цели создания;

•В случае признания судом недействительной его регистрации.
Обязанности по проведению процедуры ликвидации юридического лица возлагаются на его учредителей, либо орган, уполномоченный на том учредительными документами.

Решение о ликвидации предприятия незамедлительно доводится до регистрирующего органа, по согласованию с которым назначается ликвидационная комиссия.

Процедура ликвидации юридического лица проводится в следующем порядке ликвидационной комиссией:

1 этап: в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, помещается информация о ликвидации, порядке и сроках подачи требований кредиторам (не менее 2х месяцев).
2 этап: по окончании этого срока составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечень требований кредиторов, а также результаты их рассмотрения.
3 этап: удовлетворение требований кредиторов в порядке, предусмотренном законодательством в соответствии с промежуточным ликвидационном балансом.

Порядок удовлетворения требований кредиторов:

В первую очередь удовлетворяются требования граждан за причиненный вред их жизни или здоровью.

Во вторую очередь производятся выплаты (расчеты по выплате) выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, расчеты по выплате вознаграждений авторам по результатам интеллектуальной деятельности.

Читайте так же:  Что такое технический овердрафт по карте

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия.

В четвертую очередь удовлетворяется задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами.В пятую очередь – перед остальными кредиторами.

4 этап: по завершении расчета с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс (до этого составлялся промежуточный).

5 этап: имущество, оставшееся после расчета с кредиторами, передается учредителям юридического лица и делится между ними.

6 этап: ликвидация завершается после внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 238 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и ИП

Индивидуальные предприниматели (далее ИП) и юридические лица подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом. В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Регистрацию ИП и коммерческих организаций, а также многих некоммерческих организаций, осуществляют территориальные органы Федеральной налоговой службы Министерства финансов РФ.

Отказ в государственной регистрации предпринимателя допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом. Уклонение от регистрации, а также отказ в регистрации могут быть обжалованы в суд. Данные государственной регистрации включаются в единые государственные реестры юридических лиц (ЕГРЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), открытые для всеобщего ознакомления. Субъект предпринимательства считается созданным со дня внесения соответствующей записи в соответствующий единый государственный реестр. Факт государственной регистрации подтверждается выдачей бессрочного свидетельства.

Для отдельных категорий граждан федеральными законами установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности (например, для государственных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.). Это ограничение вызвано необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Для легализации в качестве ИП физическое лицо обязано предоставить в налоговую инспекцию по месту своего жительства или пребывания документы, определенные ст. 22.1 Закона о регистрации. После получения полного пакета указанных документов, регистрирующий орган в течении 5 рабочих дней обязан осуществить государственную регистрацию физического лица в качестве ИП путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Не позднее одного рабочего дня выдаются документы, подтверждающие факт проведенной государственной регистрации, форма и требования к которым утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439. Свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП является бессрочным.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

не истек срок, на который данное лицо по вступившему в законную силу приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью в качестве наказания за виновно совершенное правонарушение.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением. В зависимости от причиненного ущерба физическим и юридическим лицам, а также государству при осуществлении такой деятельности, ее осуществление может повлечь привлечение гражданина к административной или к уголовной ответственности (ст. 14.1 КоАП, ст. 171 УК РФ). Доходы, полученные в результате такого незаконного предпринимательства, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

Создание юридического лица. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Порядок создания юридического лица включает следующие основные этапы:

Принятие решения о создании юридического лица в определенной организационно-правовой форме, которое может быть принято коллегиально или единолично и подлежит документальному оформлению.

Учредителями и участниками хозяйственных товариществ могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Учредителями и участниками хозяйственных обществ могут быть физические и юридические лица. Учредителями государственных и муниципальных предприятий выступают органы исполнительной власти государства (Правительство РФ, правительства субъектов РФ) и органы местного самоуправления.

Разработку и утверждение учредительных документов, которые будут являться источником правоспособности создаваемого юридического лица.

Юридическое лицо в зависимости от организационно-правовой формы может действовать на основании устава; учредительного договора и устава; только учредительного договора.

В определенных законом случаях юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

[1]

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах юридического лица должны определяться:

наименование юридического лица;

порядок управления деятельностью юридического лица;

другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия — иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Читайте так же:  Какие документы нужны для завещания приватизированной квартиры

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий и некоторых других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Формирование обособленного имущества юридического лица, которое в зависимости от избранной организационно-правовой формы будет называться уставным (складочным) капиталом или уставным (паевым) фондом.

Обособленное имущество может формироваться за счет денег, ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Внесение денег в качестве вклада в обособленное имущество создаваемого юридического лица осуществляется путем их перечисления на специально открытый временный (накопительный) счет в коммерческом банке. Если вносится вклад имуществом или имущественными правами, то составляется справка о приеме на баланс коммерческой организации или акт приема-передачи имущества, которые подписывают руководитель и главный бухгалтер создаваемого юридического лица.

Оформление необходимых документов для государственной регистрации юридического лица в налоговых органах. Их исчерпывающий перечень определен ст. 12 Закона о регистрации. После получения полного пакета указанных документов, регистрирующий орган в течении 5 рабочих дней обязан осуществить государственную регистрацию юридического лица путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Не позднее одного рабочего дня выдаются документы, подтверждающие факт проведенной государственной регистрации, форма и требования к которым утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 493.

Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях:

а) отсутствия необходимых документов, перечень которых утвержден Законом о регистрации;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) если учредителем юридического лица выступает ликвидируемое юридическое лицо или юридическое лицо возникает в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Но для его полноценной предпринимательской деятельности необходимо совершить еще ряд юридически значимых действий.

Осуществляется постановка созданного юридического лица на учет в налоговых органах по месту его нахождения с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) в порядке, определенном ст. ст. 83—85 НК РФ.

Факт постановки на учет удостоверяется свидетельством, которое выдается вместе с документом, подтверждающим внесение записи о созданном юридическом лице в ЕГРЮЛ.

Изготавливается печать и угловые штампы (фирменные бланки) юридического лица. Они должны содержать информацию об организационно-правовой форме, полном фирменном наименовании данного юридического лица на русском языке и его месте нахождения. Кроме того, печать должна содержать номер, под которым данное юридическое лицо зарегистрировано в ЕГРЮЛ, а также идентификационный номер налогоплательщика.

Осуществляется регистрация созданного юридического лица в органах Федеральной службы государственной статистики с присвоением идентификационных кодов (ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКСФ, ОКОПФ). Коммерческие организации включаются в Единый реестр предприятий и организаций (ЕГРПО).

Осуществляется постановка на учет в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах (Пенсионном фонде, Фонде государственного социального страхования, фондах обязательного медицинского страхования).

В соответствии с гл. 24 ч. 2 НК РФ все юридические лица, имеющие наемных работников, уплачивают единый социальный налог.

Осуществляется открытие расчетного счета в банке. Для этого заключается договор банковского счета с одним из коммерческих банков. При заключении данного договора должны быть представлены копии свидетельства о государственной регистрации и учредительных документов юридического лица, оттиски печати и образцы подписей его руководителя и главного бухгалтера.

Получение необходимых лицензий для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, перечень которых определен в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», если предполагается заниматься одним из них.

Юридические лица вправе иметь свои представительства и филиалы, созданные в установленном порядке. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

| следующая лекция ==>
Объединения юридических лиц |

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 782 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.

  2. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.

  3. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
  4. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
  5. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.
  6. Порядок создания реорганизации и ликвидации юридических лиц
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here