Передача бесхозных сетей в муниципальную собственность

Самое важное на тему: "Передача бесхозных сетей в муниципальную собственность" с комментариями профессионалов. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному консультанту.

Причины появления бесхозяйных коммунальных сетей и порядок их оформления в муниципальную собственность

Понятие городского хозяйства и его отражение в законодательстве Российской Федерации, право собственности на коммунальные сети

По мнению специалистов в области городского хозяйства город является цельной социально-экономической системой, развивающейся в соответствии с присущими ей закономерностями. Бабун Р.В. Управление экономикой города. Новосибирск, 2004. С. 53. Все элементы этой системы тесно взаимосвязаны друг с другом, и каждый одинаково важен для обеспечения благосостояния населения в целом. Несопряженность этих элементов, отставание какого-либо из них в развитии негативно сказываются на удовлетворении потребностей людей и комфортности их проживания.

Многие современные авторы рассматривают городское хозяйство в качестве категории, выражающей экономические отношения между органом местного самоуправления и субъектами хозяйственной, и иной общественно значимой деятельности по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах территориальной общности. Катихин О.В. Муниципальная собственность. Собственность в XX столетии. К 80-летию Вилогрцева А.В. Под ред. Алексеева В.В. М., 2004. — С. 843.

В данном случае в «городское хозяйство» включается все, находящееся на территории города, что обеспечивает реализацию жизненных потребностей граждан.

Указанное определение соответствует представлениям общепризнанного отечественного авторитета в области городского хозяйства Л.А. Велихова, который определял рассматирваемую категорию как «…деятельность местных публичных органов, которая направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния живущего на ней коллектива». Велихов Л.А. Основы городского хозяйства / Обнинск: Ин-т муниц. упр., 1995. -С. 21.

В современных трактовках термин «городское хозяйство» все чаще заменяется понятием «муниципальное хозяйство», которое включают имущество и средства, принадлежащие муниципальному образованию на праве собственности, а так же практическую деятельность органов местного самоуправления по их использованию.

Соответственно выделяются и два принципиально отличных подхода к управлению «муниципальным хозяйством»: 1. непосредственное управление муниципальными предприятиями и учреждениями, а также иным муниципальным имуществом в формах, установленных законодательством; 2. регулирующее воздействие органов местного самоуправления на деятельность иных хозяйствующих субъектов в пределах предоставленных органам местного самоуправления полномочий и местных ресурсов, направленное на удовлетворение потребностей населения в рабочих местах, благоприятной жизненной среде, услугах образования, здравоохранения, культуры и т.п.

Более узкая трактовка городского хозяйства, относя к муниципальному хозяйству только то имущество, которое находится в муниципальной собственности, исходит из фактического разнообразия форм собственности на территории муниципальных образований и необходимости обеспечения правомочий собственников, предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В законодательстве о местном самоуправлении понятия «городское хозяйство», «местное хозяйство», «муниципальное хозяйство» отсутствуют.

В тоже время, федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. № 35, ст. 3506 давал правовые основания для широкой трактовки муниципального хозяйства. Статьей 28 предусматривалось, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Статьей 49 одноименного федерального закона №131-ФЗ (2003 г.) установлено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

[2]

Таким образом, можно полагать, что к настоящему времени к муниципальному хозяйству законодательство относит исключительно имущество, имущественные права и денежные средства, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию, а правовая основа для расширительной трактовки муниципального хозяйства отсутствует.

В отношении муниципальной собственности и федеральный закон № 154-ФЗ, и федеральный закон №131-ФЗ предусматривали, что органы местного самоуправления непосредственно управляют муниципальным имуществом.

Этими же законами установлено, что иным имуществом, служащим удовлетворению потребностей населения, управляют его собственники, отношения которых с органами местного самоуправления строятся на основе договоров.

Данное положение закладывало возможность противоречия в развитии города, как единой системы, поскольку органы местного самоуправления могли достичь согласия с иными собственниками, а могли с ними и не договориться. Последний случай предполагает, что органы местного самоуправления, опираясь на предоставленные им полномочия, вынуждены прибегать к принуждению в отношении собственников.

В дореволюционной России было принято подразделять элементы городского хозяйства на приносящие доход, не приносящие дохода, и требующие расходов на свое содержание. При этом, считалось очевидным, что содержание организаций, требующих расходов, должно покрываться, главным образом, за счет доходов от использования имущества, находящегося в распоряжении органов местного самоуправления. Хозяйственная деятельность органов местного самоуправления приносила до 50% доходной части бюджетов. Почтовой Н. В. Местное самоуправление: история, теория, практика. — М., 1995. — С. 77

По признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности муниципального образования можно выделить несколько моделей муниципального хозяйства. Там же. С.72.

Коммунальная модель характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования и основным ресурсом являются налоги. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

Коммунально-рентная модель отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения, производителей продукции и услуг на территории муниципального образования дополняются возможностью использования муниципальной собственности для получения рентных платежей.

Муниципально-рентная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Муниципальное хозяйство в современной России сложно отнести к той или иной модели.

Статьей 29 федерального закона №154-ФЗ было установлено, что в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Читайте так же:  Где лучше взять ипотеку на квартиру

Таким образом, состав муниципальной собственности ничем не ограничивался, что предполагало активную хозяйственную деятельность по ее использованию. То есть, закон был ориентирован на муниципально-рентную модель.

Принятие федерального закона №131-ФЗ означает переход к коммунальной модели.

Статьей 50 этого закона установлено, что в муниципальной собственности может находиться:

  • 1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим федеральным законом вопросов местного значения;
  • 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
  • 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Иными словами, в настоящее время в муниципальной собственности может находиться исключительно имущество, необходимое для осуществления полномочий органов местного самоуправления, как собственных (вопросы местного значения), так и переданных государством.

Остальное муниципальное имущество подлежит перепрофилированию, либо приватизации.

В результате, возможность хозяйственной деятельности, направленной на извлечение доходов, включая и доходы от аренды, практически исключается.

[1]

Развернутый перечень отраслей городского хозяйства, включающий 26 позиций, был в свое время дан Л.А. Велиховым и включал в себя:

  • -Производство энергии.
  • -Освещение (уличное освещение, освещение муниципальных зданий).
  • -Отопление и вентиляция муниципальных зданий.
  • -Водоснабжение города (водопроводы; артезианские колодцы; водовозы; обеспечение населения горячей водой).
  • -Очистка города (канализация, биологическая очистка и поля орошения; мусоросжигание; ассенизационные обозы и свалки; очистка улиц и площадей; сточные канавы и ливнестоки).

Таким образом, уже вначале ХХ века наличию и функционированию коммунальной инфраструктуры города придавалось большое значение.

Статьей 16 федерального закона №131-ФЗ к полномочиям городских округов отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Соответственно, согласно статье 50 этого закона в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов.

Статьями 12, 133 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Согласно статьям 5, 6 федерального закона №131-ФЗ в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству применяются Конституция Российской Федерации и Федеральный закон.

Из приведенных положений вытекает, что органы государственной власти не имеют права вмешиваться в решение вопросов местного значения, а, следовательно, обладать правом собственности на коммунальные сети.

Следовательно, использованная в законе формулировка о том, что коммунальные сети «могут находиться» в муниципальной собственности, подразумевает существование либо муниципальных, либо частных сетей.

Особенность инженерных сетей, как объектов прав собственности, заключается в том, что каждая из них представляет собою технически завершенный объект, который может эксплуатироваться только как единое целое. Наличие отдельных участков сети в руках разных собственников может отрицательно сказаться на ее функционировании в виду несогласованности действий по обслуживанию, ремонту, реконструкции и т.п.

Инженерная инфраструктура города Челябинска представляет собой систему взаимосвязанных между собой объектов, обеспечивающих жизнедеятельность городского населения (Приложение 1). В первую очередь, это жилые здания и наружные коммуникации, по которым осуществляется снабжение водой, теплом, газом, электроэнергией, котельные, трансформаторные подстанции и т.д. Не менее важными объектами являются дороги, линии наружного освещения, мосты. Количество указанных объектов исчисляется сотнями, а протяженность сетей сотнями и тысячами километров.

От надежной работы и надлежащего технического обслуживания этих объектов зависит, прежде всего, благосостояние людей.

Бесхозяйное имущество и порядок оформления его в муниципальную собственность

По определению Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 225. П.1. бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные вещи подлежат передаче в муниципальную собственность.

Объекты инженерной инфраструктуры являются недвижимостью.

Согласно установленному Гражданским кодексом порядку бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником, либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Основанием для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, является заявление органа местного самоуправления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника, а также документы, содержащие описание объекта.

К документам, подтверждающим, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, относятся выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, а также документы, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580 ( в ред. от 12 ноября 2004 г. № 627 ) // Собрание законодательства РФ. 2003. №38. П. 5-30..

Органу местного самоуправления, обратившемуся за регистрацией бесхозяйного объекта, выдается расписка в получении документов, представленных для принятия на учет объекта недвижимого имущества, в которой указываются:

Читайте так же:  Регистрация младенца по месту жительства

дата представления документов;

перечень документов с указанием их реквизитов;

количество экземпляров каждого из представленных документов;

количество листов в каждом экземпляре документа;

номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в книге учета входящих документов;

фамилия и инициалы работника органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, принявшего документы и сделавшего соответствующую запись в книге учета входящих документов, а также его подпись.

Копия расписки приобщается к представленным для принятия на учет объекта недвижимого имущества документам.

В случае отказа собственника от права собственности на объект к документам прилагается его заявление об отказе.

Принятие объекта на учёт осуществляется в течение месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов путём внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав. Плата за принятие на учёт объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйного с органов местного самоуправления не взимается.

До внесения в Единый государственный реестр прав записей о принятии на учет бесхозяйного объекта осуществляется правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет или приостановления принятия на учёт. Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580 ( в ред. от 12 ноября 2004 г. № 627 ) // Собрание законодательства РФ. 2003. №38. П. 5-30.

После принятия на учёт объекта недвижимого имущества органу местного самоуправления направляется выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учёт объекта недвижимого имущества по установленной форме, которая должна содержать следующие сведения:

  • — наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав;
  • — кадастровый (или условный) номер объекта недвижимого имущества;
  • — адрес (местоположение), наименование и назначение объекта недвижимого имущества;
  • — номер, указанный в графе «Номер регистрации» Единого государственного реестра прав;
  • — дата внесения записи в подраздел II-1 Единого государственного реестра прав (дата принятия на учет объекта недвижимого имущества).

Выписка удостоверяется подписью государственного регистратора (с указанием его фамилии, имени и отчества) и скрепляется печатью органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.

С учёта в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества снимается с момента государственной регистрации права собственности на данный объект. Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580 ( в ред. от 12 ноября 2004 г. № 627 ) // Собрание законодательства РФ. 2003. №38. П. 5-30.

Государственная регистрация права муниципальной собственности на бесхозяйный объект осуществляется по истечении года со дня принятия на учёт этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон

Государственная регистрация права собственности на находящийся на учёте объект недвижимого имущества за каким-либо лицом в силу приобретательской давности может быть осуществлена независимо от даты принятия на учёт этого объекта. В этом случае, объект считается снятым с учёта в качестве бесхозяйного с момента регистрации права собственности на него в силу приобретательской давности. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Ст. 234. П. 1

Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного также может быть осуществлена государственная регистрация права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет.

В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента государственной регистрации права собственности на него.

На оборотной стороне листа подраздела II-1 Единого государственного реестра прав, в который были внесены записи о принятии на учет объекта недвижимого имущества, в графе «Документы-основания» записи о прекращении права указываются дата и номер государственной регистрации права собственности. В графе «Особые отметки регистратора» пишутся слова: «снят с учета».

Также независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента внесения записи о снятии его с учета.

Если запись о государственной регистрации права данного лица имеется в Едином государственном реестре прав, объект недвижимого имущества только снимается с учета. В этих целях на оборотной стороне листа подраздела II-1 Единого государственного реестра прав, в который были внесены записи о принятии на учет объекта недвижимого имущества, в графе «Документы-основания» записи о прекращении права пишутся слова: «заявление собственника о принятии вновь имущества во владение, пользование и распоряжение», а также указываются реквизиты этого заявления, дата и номер, под которым данное заявление было зарегистрировано в книге учета входящих документов. В графе «Особые отметки регистратора» пишутся слова: «снят с учета».

Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество подаётся в суд по месту нахождения объекта органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.

Суд, признав, что объект не имеет собственника, или собственник объекта не известен, и он принят на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на этот объект.

Если орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия объекта на учёт, суд отказывает в принятии заявления и прекращает производство по делу. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №46. Ст.290.

Установленная законодательством процедура постановки и снятия с учета бесхозяйных объектов достаточна продолжительна и трудоемка, требует оформления значительного количества документов и финансовых затрат.

По сложившейся практике Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска период с момента выявления бесхозяйного объекта до оформления на него права муниципальной собственности составляет 1,5 — 2 года.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Хотя постановка на учет объектов в качестве бесхозяйных производится бесплатно, органам местного самоуправления приходится нести расходы на оформление документов, содержащих описание объекта, то есть паспортов технической инвентаризации.

Читайте так же:  Как получить технический паспорт бти на квартиру

Срок оформления бесхозяйных объектов в муниципальную собственность не учитывает особенностей инженерной инфраструктуры.

Во-первых, бесхозяйные коммунальные сети и объекты находятся в аварийном или близком к аварийному состоянии. Согласно действующему законодательству муниципальные образования могут расходовать средства местного бюджета только на содержание и эксплуатацию муниципального имущества. Следовательно, расходы местных бюджетов на содержание и устранение аварий на бесхозяйных инженерных сетях и объектах в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются нецелевым расходованием бюджетных средств, которое влечет административную и уголовную ответственность.

Данные положения ставят перед органами местного самоуправления альтернативу: либо, нарушая законодательство устранять аварии на бесхозяйных сетях, либо соблюдать закон, пренебрегая интересами жизнеобеспечения населения.

Во-вторых, объекты инженерного обеспечения, по крайней мере, созданные до начала массовой приватизации однозначно подлежали передаче в муниципальную собственность и не могли иметь иных собственников, кроме муниципальных образований. Следовательно, годичный срок постановки этих объектов на учет, сбор справок об их отсутствии в реестрах государственного имущества являются бессмысленными.

Имеет смысл рассмотреть возможность внесения в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, положения о том, что передача бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность оформляется органом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании заявления органа местного самоуправления с приложением документов, содержащих описание объекта, при отсутствии сведений о зарегистрированных правах иных субъектов.

Приложение. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 10 декабря 2015 г. N 931

Порядок
принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»* (далее — Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — орган регистрации прав).

На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее — орган регистрации прав).

3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее — объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее — заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации**.

7. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.

8. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

9. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации) не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация о таких ограничениях (обременениях) прав известна заявителю.

10. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался (приложение N 2 к настоящему Порядку), в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

11. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

12. Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:

Читайте так же:  Можно ли отозвать дарственную на дом обратно

из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;

в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

13. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:

государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;

принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.

14. Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.

15. Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации***). Указанное заявление рассматривается в сроки, установленные пунктом 8 настоящего Порядка. В этом случае объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о снятии его с учета.

16. После государственной регистрации права собственности (за исключением права муниципальной (государственной) собственности) на объект недвижимого имущества орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней с даты внесения записи о снятии данного объекта с учета в качестве бесхозяйного обязан направить в соответствующий орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета с указанием оснований снятия объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного по адресу электронной почты, указанному в заявлении.

17. В случае проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимого имущества орган регистрации прав обязан направить собственнику, отказавшемуся от права собственности на данный объект, уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного и государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на него (с указанием реквизитов вступившего в силу решения суда, на основании которого было зарегистрировано право собственности, а также даты и номера государственной регистрации права собственности) в порядке и способами, установленными в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344.

** В соответствии с частью 16 статьи 32 Закона.

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2008, N 30, ст. 3597; 2009, N 7, ст. 775.

Уточнен порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости

Установлено, что в случае, если в государственном кадастре недвижимости в течение 5 лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней по истечении указанного срока будет направлять сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в уполномоченные государственные органы соответствующего субъекта РФ — города федерального значения. Соответствующий орган будет инициировать процедуру признания объекта недвижимого имущества бесхозяйным в установленном порядке.

Это правило не применяется к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в нем.

Также Федеральным законом уточнен порядок представления документов на государственную регистрацию прав. Так, лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.

Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2015 года.

Принятие бесхозных объектов в собственность города – эпопея длиной в два года

В Нижнем Новгороде насчитывается порядка 7 тысяч бесхозных объектов инженерной инфраструктуры. Скопилось такое количество не в одночасье, а в течение нескольких лет. И цифра эта будет расти и дальше, так как нынешние застройщики не обременяют себя передачей инженерных сооружений муниципалитетам. То ли по этой причине, то ли из-за долгой процедуры передачи бесхозного объекта городу, то ли из-за медлительности чиновников в городе возникают поистине чрезвычайные ситуации — такие, которые сложились в микрорайонах «Медвежья Долина» и «Водный мир».

Жителей «Медвежьей Долины» вынуждают оплачивать ремонт КНС?

Обратимся к фактам. Жители микрорайона «Медвежья Долина» (а это 4 тысячи человек) уже несколько месяцев живут среди нечистот, которые выливаются на тротуары и проникают в систему ливневой канализации. Канализационная насосная станция (КНС) микрорайона уже пережила несколько аварий, но ремонтом и обслуживанием этого агрегата пока никто не занимается. Все потому, что КНС является бесхозяйным объектом, и администрация города не успела вовремя оформить документы, подтверждающие право собственности муниципалитета на этот объект. За это время в «Медвежьей Долине» произошло 5 аварий КНС, перестал функционировать один из двух насосов. Жителям микрорайона пришлось выложить около 60 тыс.рублей из собственного кармана, чтобы КНС можно было хотя бы какое-то время поддерживать в рабочем состоянии.

Читайте так же:  Можно ли по кадастровому номеру узнать владельца

— Мы опасаемся, что администрация города Нижнего Новгорода намеренно затягивает решение вопроса передачи КНС в муниципальную собственность, — выдвигает смелые предположения Владимир Аношин, председатель правления ТСЖ ООО «Долина-М». — Их цель, по всей видимости, — вынудить собственников помещений оплачивать дорогостоящий ремонт из своего кармана.

А это, отметим, немалые средства. Восстановление канализационной станции потребует вложений на общую сумму более 1 млн.рублей.

[3]

Владимир Аношин опасается, что серия аварий на КНС выльется в более серьезное повреждение агрегата, из-за чего нечистоты затопят не только весь микрорайон, но и подвалы домов. По всей видимости, так и произойдет: ремонт и восстановительные работы займут 2 месяца, из них 6 недель уйдут только на покупку материалов и 2 недели – на сами ремонтные работы.

«Водный мир» не до конца построен, а канализация уже не работает

Аналогичная проблема сложилась и в микрорайоне «Водный мир». В начале 2011 года застройщик «Жилстрой-НН» передал канализационную насосную станцию микрорайона администрации города. Инфраструктурный объект является муниципальной собственностью. Однако приведение документации в порядок не привело к порядку на самом объекте. КНС микрорайона «Водный мир» тоже необходимо восстановить. Но жители микрорайона пока ждут, когда же Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Нижегородской области заключит официальный договор с Нижегородским водоканалом. Только тогда можно будет говорить о реальном восстановлении канализационной станции, которое обойдется в тот же миллион рублей. А пока достигаются последние договоренности…

— За последний месяц в нашем микрорайоне произошло 20 остановок КНС, — рассказала Татьяна Геращенко, председатель правления ТСЖ «Водный мир». — Регулярно сотрудники Нижегородского Водоканала ездят на станцию устранять аварии, помогают и слесаря ТСЖ. Но если в «Медвежьей долине» все нечистоты льются на территорию, то в нашем микрорайоне заливаются подвалы жилых домов. И по системе воздухораспределения фекальные запахи поднимаются до самого верхнего, 17-ого этажа и попадают в квартиры.

Пока председатель ТСЖ микрорайона возлагает надежду на застройщика: ему ведь ещё на этой территории торговый центр и три высотки строить, присоединять к этой же КНС. Не оставит же он эту ситуацию без внимания?

По документу дома есть, а инженерный сетей – нет

Застройщик в этой ситуации, конечно, лицо не постороннее, однако документально придраться к работам по инженерной инфраструктуре, выполненным им, никто не может.

Например, передача микрорайона «Медвежья Долина» от застройщика администрации прошла без эксцессов. Правда, никто не заметил, что часть собственности, а именно эта канализационная станция, не была никоим образом обозначена в документах.

Принять объект в муниципальную собственность – дорогое удовольствие?

Через некоторое время застройщик, содержащий КНС, отказывается от построенного им объекта, и станция становится бесхозяйной. Но признать канализационную станцию бесхозяйной официально – процесс долгий, растягивающийся ни много ни мало на два года .

— В соответствии с Гражданским кодексом РФ принятие недвижимого имущества на регистрацию происходит по заявлению органа местного самоуправления (ОМСУ) или администрации города, — рассказывает Владимир Никонов, прокурор Нижнего Новгорода. — После того как недвижимость принята на учет, должен пройти год, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами (КУГИ) может обратиться в суд, чтобы это имущество было признано муниципальным.

Этого решения суда как раз и ждут жители «Медвежьей Долины».

— Решение о признании КНС муниципальной собственностью уже имеется, но право муниципальной собственности будет зарегистрировано лишь в середине октября, — вносит ясность в ситуацию Елена Жиленко. — Лишь после всех этих процедур канализационная станция будет передана на обслуживание в специализированную организацию, а именно в Нижегородский Водоканал.

Вся эта схема, однако, осложняется разнообразными мелочами и к тому же требует определенных затрат. К примеру, платной и далеко не дешевой является процедура технической инвентаризации бесхозяйного объекта.

— На обеспечение только технической инвентаризации бесхозяйных объектов Нижнего Новгорода без их регистрации нужно 526 млн.рублей , — заявляет Владимир Никонов. — Но выделить единовременно подобную сумму невозможно. Тех средств, что выделяются городской администрацией в год — 8,3 млн.рублей , – явно недостаточно.

Единственный выход представители городской власти видят в принятии упрощенной схемы признания бесхозяйных сетей водоотведения, канализации и энергоснабжения муниципальным имуществом и передачи их на обслуживание специализированным предприятиям.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— Если будет узаконена более простая процедура, мы будем только рады, — заключает Елена Жиленко. — Количество бесхозяйных объектов постоянно пополняется, но бюджет Нижнего Новгорода не может выделить средства для инвентаризации всех этих объектов. К тому же, помимо технических паспортов, необходимо заказывать технические планы, которые тоже дорого обходятся.

Источники


  1. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.

  2. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.

  3. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
  4. Адвокат в уголовном процессе; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2010. — 376 c.
  5. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.
  6. Передача бесхозных сетей в муниципальную собственность
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here