Ответственность за незаключение договора на вывоз мусора

Самое важное на тему: "Ответственность за незаключение договора на вывоз мусора" с комментариями профессионалов. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному консультанту.

Статья 6.21. Отсутствие договора на вывоз мусора

Статья 6.21. Отсутствие договора на вывоз мусора

1. Заключение договора на вывоз мусора, не соответствующего утвержденным среднегодовым нормам накопления мусора, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

2. Отсутствие договора на вывоз мусора —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — трехсот тысяч рублей.

>
Нарушение требований к размещению транспортных средств
Содержание
Закон Московской области от 4 мая 2016 г. N 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Вывоз мусора. Надо ли платить

Администрация заключила публичный договор на вывоз мусора во исполнение своих обязательств по организации благоустройства территории поселения, закрепленных в п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также на основании п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Если ваши родители не пользуются услугами организации, осуществляющей вывоз твердых бытовых отходов, и договор с ней не заключали, то и платить за неоказанную услугу они не обязаны. Между вашими родителями и данной организацией отсутствуют какие-либо правовые отношения. Действующее гражданское законодательство устанавливает свободу граждан и юридических лиц в заключении договоров (ст. 421 ГК РФ).

Использование ваших персональных данных при начислении платы за вывозу бытовых отходов противоречит требованиям ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», в соответствии с которой обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

Вы можете обратиться в Роспотребнадзор и прокуратуру с заявлением об обязании организации, осуществляющей вывоз мусора, прекратить противоправные действия по начислению платы за вывоз твердых бытовых отходов, а также использованию ваших персональных данных.

Вы также имеете право обратиться в суд с иском о признании незаключенным договора на вывоз твердых бытовых отходов, о признании незаконными действий указанной вами организации по начислению платы за вывоз твердых бытовых отходов, о признании незаконными действий по использованию персональных данных.

Однако вы должны понимать, что сбор и утилизация мусора организованы для вашего же блага. За утилизацию мусора, не отвечающую требованиям законодательства, ваших родителей могут привлечь к административной ответственности.

Законно ли штрафовать за отсутствие договора на вывоз мусора?

Я жительница села Большеглушицкого района. Я не хочу заключать договор на вывоз мусора, так как утилизируем его сами (сжигаем в бане). Сегодня в администрации поселения я узнала, что на мое имя была подана бумага на штраф. На каком основании? А как же тогда ст. 421 ГК РФ о свободе договора?

Административная ответственность устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и законами об административных правонарушениях субъектов РФ.

В КоАП РФ ответственность за незаключение договоров на вывоз мусора не установлена.

На практике в региональном законодательстве есть подобные статьи, например, в ч. 2 ст. 6.21 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за отсутствие договора на вывоз мусора в виде штрафа в размере 5 тыс. руб.

В Законе Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» ответственность за отсутствие договора на вывоз мусора не предусматривается.

Таким образом, «поданная бумага на штраф» всего лишь словесная попытка принуждения к заключению соответствующего договора.

[3]

Штраф до 250 тыс. рублей предусмотрен КоАП для юридических лиц за несоблюдение нормы закона о заключении договоров по обращению с ТКО

Речь идет об обязанности владельцев помещений в многоквартирных домах, собственников частных домовладений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по результатам деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы (ТКО), заключить договоры с ООО «АВТОСПЕЦТРАНС». Эта норма закреплена федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления».

Несоблюдение потребителями нормы закона влечет за собой административную ответственность согласно статье 8.2 КоАП РФ — наложение административного штрафа. Для граждан его размер составляет от 1 000 до 2 000 рублей, для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Если договор с регоператором не заключило юридическое лицо, для него законом предусмотрен штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Стоит напомнить, что не заключение либо уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от оплаты за оказанные услуги в области обращения с ТКО.

Читайте так же:  Виды территориальной подсудности в арбитражном процессе

Юридическому лицу для заключения с ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» договора по обращению с ТКО необходимо выполнить следующие действия:

1. Зайти по ссылке http://rotko10.ru/ на официальный сайт ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» в раздел «Оформить договор»: http://rotko10.ru/oformit-dogovor .

  1. Подготовить необходимые документы (список документов для каждой категории собственников размещен на странице «Оформить договор» сразу после образцов заявок).
  2. Заполненную заявку с документами отправить на адрес [email protected] или принести в офис АО «ЕРЦ РК» по адресу : г.Петрозаводск, ул. Зайцева 67А.

4. Также можно оставить заявку на оформление договора прямо на сайте внизу страницы http://rotko10.ru/oformit-dogovor , специалисты АО «ЕРЦ РК» свяжутся с потребителем и помогут разобраться с деталями.

«АВТОСПЕЦТРАНС» сообщает, что по всем вопросам, касающимся деятельности регионального оператора, можно звонить по номеру горячей линии:

Обязательность заключения договора на вывоз мусора на даче

Я живу в Москве. На даче бываю редко. Мусор увожу в Москву. В Москве я по квитанциям ЖКХ вывоз мусора оплачиваю. Я считаю, что мне навязывают ненужную услугу, да еще грозят штрафом 5000 руб. Должен ли я на даче заключать договор на вывоз мусора?

Стоит отметить, что Минстроем России был внесен проект изменений в Кодекс РФ об административной ответственности, согласно которому предлагается дополнить кодекс ст. 8.2.1 «Нарушение законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами». В этой статье предусматривается, что необоснованный отказ или уклонение собственников твердых коммунальных отходов от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тыс. руб.

Однако данная норма так и осталась на уровне проекта изменений, поэтому такой ответственности не предусмотрено.

Касательно обязанности заключать договор, то на данный момент нет никаких четких разъяснений, а уполномоченные органы устанавливают тарифы на обращение с твердыми коммунальными отходами (ранее услуга «вывоз мусора», «вывоз твердых бытовых отходов») для садоводческих, дачных и иных объединений.

При изучении вопроса стоит обратить внимание, что согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Если дачный дом признан жилым, то собственник такого дома обязан оплачивать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при условии, что такие отходы образуются. Иными словами, если есть дача, которая признана жилым домом, но по факту собственник проживает в другом месте и там оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, то он не должен оплачивать эту же услугу на даче, при условии, что не «пользуется» дачей и отходы не образуются.

И наоборот, если собственник квартиры является собственником дачи, признанной жилым домом, и на период дачного сезона приезжает на дачу, то в соответствии с п. 148(44) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при временном, т.е. более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разд. VIII указанного постановления.

Иными словами, твердые коммунальные отходы будут образовываться от жизни гражданина в силу физиологических особенностей, но оплата услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами может осуществляться в одном месте за одного гражданина, чтобы не было двойной оплаты.

Ответственность за незаключение договора на вывоз мусора

Я жительница села Большеглушицкого района. Я не хочу заключать договор на вывоз мусора, так как утилизируем его сами (сжигаем в бане). Сегодня в администрации поселения я узнала, что на мое имя была подана бумага на штраф. На каком основании? А как же тогда ст. 421 ГК РФ о свободе договора?

Административная ответственность устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и законами об административных правонарушениях субъектов РФ.

В КоАП РФ ответственность за незаключение договоров на вывоз мусора не установлена.

На практике в региональном законодательстве есть подобные статьи, например, в ч. 2 ст. 6.21 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за отсутствие договора на вывоз мусора в виде штрафа в размере 5 тыс. руб.

В Законе Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» ответственность за отсутствие договора на вывоз мусора не предусматривается.

Таким образом, «поданная бумага на штраф» всего лишь словесная попытка принуждения к заключению соответствующего договора.

В феврале 2018 года Министерство Строительства РФ разработало законопроект, предусматривающий введение штрафа за отсутствие договора на вывоз ТБО. Закон разработан для улучшения состояния окружающей среды.

Размеры штрафов

Экологическая ситуация в Российской Федерации крайне неблагоприятна. Здесь сосредоточены наибольшие в мире захоронения отходов, поэтому власти рассматривают внедрение технологий переработки и раздельного сбора как одно из приоритетных направлений в своей политике.

Размер взыскания за невывоз ТБО зависит от категории, к которой относится нарушитель:

  • для физических лиц — от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — 30-40 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — 150-200 тыс. руб.

Новые правила вывоза отходов вступили в силу с 1 января 2019 года.

Когда заключение договора обязательно

Руководство многоквартирных домов должно следить за состоянием площадок для мусорных контейнеров. Разбрасывание ТБО и переполнение емкостей не допускается. Если нет договора, транспортировка отходов не будет осуществляться, что приведет к ухудшению экологической обстановки и загрязнению придомовой территории. Чтобы избежать подобных случаев, была введена ответственность за отсутствие договоренностей с операторами по вывозу (ст. 8.2 КоАП РФ).

Жители частных домов не обязаны заключать соглашение на вывоз ТБО, поэтому им не грозит ответственность за его отсутствие.

Они могут самостоятельно вывозить свои отходы или договориться с компанией, собирающей мусор в мешках на собственном транспорте. Но если используется емкость для отходов, и нет договоренности по вывозу ТБО, накладывается штраф.

Читайте так же:  Оспаривание договора цессии при банкротстве

Требования к частным предпринимателям

За невывоз ТБО юридические лица понесут административную ответственность в виде штрафа. Но для ИП, как для обычного владельца жилья, действуют иные требования. Ввиду запутанности законодательства, индивидуальный предприниматель может быть оштрафован при вывозе ТБО в неустановленные места. А при использовании контейнера наличие договора является обязательным.

Выходом из положения может стать получение лицензии на самостоятельное обслуживание своих контейнеров. Юридическое лицо в таком случае не обязано заключать договор, и будет выплачивать штраф за его отсутствие. Лицензия остается действительной 5 лет с момента ее выдачи. По истечении срока разрешение обновляется.

Если договор на вывоз ТБО отсутствует, то это может обернуться штрафом.

Потому любая компания или частное лицо должны понимать возможность неприятных последствий. Содержание документации в порядке — залог успешной работы.

С Нового года все изменится! Утилизация отходов переходит из разряда сугубо частного дела — в разряд жесткого государственного контроля. Теперь заключение договоров становится обязательным абсолютно для всех жителей и юридических лиц под угрозой административного наказания. Как это будет – комментирует Алексей Воробьев, исполнительный директор ООО «ЭКОСИСТЕМА» (региональный оператор Зоны №4 – Димитровград, Мелекесский и Новомалыклинский районы).

С 1 января 2019 года отрасль по обращению с отходами по всей стране переходит под контроль государства. Сейчас этим пока еще занимаются раздробленные небольшие коммерческие структуры, но после вступления в силу нового федерального закона им это запрещается делать. Вся деятельность будет сосредоточена в руках регионального оператора. При этом расценки на услугу отныне устанавливает уполномоченный государством орган власти — Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области.

Как мы уже писали всю область разделили на пять зон, в каждой из которых установили свои тарифы. Конкретно для Зоны №4 — это 105,86 рублей с 1 человека.

Зададим вопросы Алексею Воробьеву, исполнительному директору ООО «ЭКОСИСТЕМА».

— Алексей Николаевич, для начала объясните, зачем вообще потребовалась эта реформа, и чем государство не устраивала существующая до сих пор система обращения с отходами?

— Сейчас обращение с отходами находится на примитивном уровне. По сути, весь мусор, который у нас собирают, его просто вывозят и закапывают в почву. При этом объемы отходов постоянно растут, практически все полигоны уже давно перегружены и требуют рекультивации. Но это еще, как говорится, полбеды.

Дело в том, что у многих, в Ульяновской области у жителей 40% удаленных населенных пунктов вообще нет такой услуги по вывозу мусора. Это означает, что отходы просто вываливаются в овраги, поля, леса. Все это ведет к возникновению несанкционированных свалок. Наверное, не надо объяснять какой урон тем самым наносится экологии. Собственно, именно такое положение дел и заставило государство взять данную сферу под свой контроль и провести реформу.

— И что же изменится?

— Цепочка действий регионального оператора будет состоять не только из транспортировки и захоронения мусора, но также включать и его переработку. Для этого у нас построена сортировочная станция, закуплено оборудование, наняты и обучены специалисты. Это необходимо для сокращения объема отходов, часть из которых будет отправляться на вторсырье. В обязанности регионального оператора так же входит выявление ответственных за несанкционированные свалки и понуждение их к содержанию своей территории в надлежащем состоянии. Основная идея реформы – уменьшить количество мусора и улучшить экологическую обстановку.

— Замечательно, но наш вопрос все же был больше о том, как это отразится на жителях?

— Здесь надо подчеркнуть самое главное, что заключение договора на вывоз мусора теперь станет обязательным для всех. Не только для городских жителей, но и для сельских. Даже те, кто ранее никогда вообще не платил за мусор, с нового года будут обязаны это делать по закону.

В данный момент мы уже разработали транспортную схему, закупили необходимую технику и приступаем к установке контейнеров во всех населенных пунктах. Соответственно, уже сейчас идет заключение договоров. Ведь, по сути, на эту работу остался всего месяц. Так же это касается и юридических лиц, всех предпринимателей, которые также обязаны заключить договоры с региональным оператором на вывоз ТКО (твердых коммунальных отходов).

— Как это сделать?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— Обратиться к нам по адресу: город Димитровград, ул. Московская, дом 40, телефон 8(84235) 5-57-95. Договоры также можно скачать на нашем сайте www.tko-73.ru, либо написать нам по электронной почте: eco_[email protected]inbox.ru или [email protected]mail.ru.

— Жителям тоже надо обращаться к вам за договором?

— Если мы говорим о многоквартирных домах, то здесь действует такой же порядок, как и при получении прочих коммунальных услуг (отопление, водоснабжение и т.д.). Каждому жителю обращаться и подписывать договор не требуется. Собственники МКД могут поручить эту работу своей управляющей организации. Либо они могут провести общее собрание и если за это проголосуют более 50% собственников, то заключить прямой договор с региональным оператором, предоставив ему соответствующий протокол. Разница в том, что в первом случае вы полностью (в том числе свои деньги) доверяете УК, а при прямых договорах — платите напрямую и можете сами контролировать качество услуги. Если вы уверены в том, что УК вас не обманет и не подведет, то для вас — первый вариант. Но если все же хочется подстраховаться и не зависеть от УК, то выбирайте прямые договора. Стоимость услуги от этого не изменится, для всей зоны действует единый тариф.

ТКО — твердые коммунальные отходы, которые образуются жильцами в домах и квартирах: пищевые отбросы, всевозможная тара и упаковка, пакеты и смет из жилища. К твердым коммунальным отходам также относятся аналогичный по составу мусор, образующийся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Читайте так же:  Рыночная стоимость земельного участка устанавливается

Что будет УК за нарушения требований в области обращения с ТКО

За обращение с ТКО в регионах отвечают единые операторы, но УО и ТСЖ сохранили за собой ряд обязанностей, которые касаются обращения с отходами, и не только твёрдыми коммунальными. Рассказываем о том, как ужесточилось законодательство в части нарушений требований в области обращения с отходами.

Обязанности УО в области обращения с отходами

Согласно жилищному законодательству, управляющая домом организация отвечает за создание на оформленной придомовой территории контейнерных площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов и за надлежащее содержание таких мест (ПП РФ № 1039). Также УО организует очистку урн у подъездов, надлежащее содержание мусоропроводов внутри МКД, уборку территорию от мусора и смёта.

Помимо перечисленных обязанностей, которые касаются только ТКО, управляющие организации обязаны организовать в многоквартирных домах места для сбора и хранения опасных отходов, например, отработанных ртутных, кварцевых и люминесцентных ламп. Также УО отвечает за их вывоз на утилизацию. Эта обязанность прописана в пп. «д(1)» п. 11 ПП РФ № 491, п. 26 ПП РФ № 290.

К опасным отходам, которые жители домов нередко размещают на придомовой территории, относятся и отработанные автомобильные шины. Регоператор по обращению с ТКО не обязан их вывозить в рамках муниципального тарифа на услугу. За вывоз их с оформленного участка МКД несёт ответственность управляющая организация.

Ответственность за нарушения в области обращения с отходами

До июня 2019 года ст. 8.2 КоАП РФ была единственной, по которой привлекались к ответственности лица, нарушившие требования законодательства в области обращения с отходами, в том числе управляющие организации.

Она включала в себя составы правонарушений в области обращения со всеми опасными отходами и вещества­ми, в том числе разрушающими озоновый слой. Составы таких нарушений были сформулированы обоб­щённо, без конкретизации.

Но в июне 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ, который детализировал ст. 8.2 КоАП РФ, дополнив частями по видам деятельности в обла­сти обращения с отходами. № 141-ФЗ также ввёл в КоАП РФ новые статьи со специальными составами правонарушений при обращении с опасными веществами и отходами, значительно увеличив штрафы за них.

Размер штрафа за то или иное нарушение теперь различен для разных ситуаций, среди них:

  • первичные пра­вонарушения;
  • правонарушения, совершённые повторно в течение года;
  • действия/бездей­ствие, причинившие вре­д здоровью людей или окружающей среде, ставшие причиной эпидемии.

Предлагаем вам обзор новых частей и статьи КоАП РФ по правонарушениям в сфере обращения с отходами, которые так или иначе могут коснуться управляющих организаций.

Наказание за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований

Одна из новых статей, введённых в Кодекс об административных правонарушениях № 141-ФЗ – статья 6.35. По ней нарушителей привлекут к ответственности за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Дела о подобных правонарушениях рассматривают органы санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ могут понести управляющие организации и товарищества собственников жилья, которые ответственны за содержание контейнерных площадок, региональные операторы и специализированные организации, осуществляющие транспортировку ТКО и их размещение на полигонах.

Привлекут к ответственности по указанной статье и простых граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые накапливают производственные отходы и отходы потребления. То есть складируют отходы более чем на одиннадцать месяцев для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

За такие действия, как выбрасывание твёрдых коммунальных отходов мимо контейнера, приёмника мусоропровода или оставление их возле мусороприёмной камеры МКД, жители домов также понесут административную ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ.

Новая статья 6.35 КоАП РФ состоит из 12 частей, каждая из которых предусматривает ответственность за разные степени тяжести правонарушения. Административные наказания самые разные: от штрафа до приостановления деятельности до 90 суток.

[2]

Минимальная сумма административного штрафа для юридических лиц по данной статье – 250 000 рублей, максимальная – 1 миллион рублей.

Штрафы за неправильное обращение с ТКО и повторные нарушения

В статье 8.2 КоАП РФ появилось двенадцать частей, некоторые из них напрямую касаются управляющих организаций. Обновлённая статья предусматривает увеличение размеров штрафов за повторное совершение нарушений и причинение вреда здоровью лю­дей или окружающей среде.

За несоблюдение требований в области охраны окружающей сре­ды при сборе, накоплении, транспор­тировании, обработке, утилизации или обезвреживании (но не разме­щении) отходов управляющую организацию могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Все перечисленные выше действия не касаются отходов животноводства.

Все противоправные действия лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, будут квалифицироваться по статье 8.2 КоАП РФ, в том числе:

  • уклонение от заключения с регоператором договора на оказание услуг по обращению ТКО;
  • выброс вместе с ТКО ртутьсодержащего оборудования, элементов питания, электронного оборудования и других опасных отходов.

Вот какие административные штрафы грозят должностным и юридическим лицам за нарушения по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ:

  • от 10 000 до 30 000 рублей – на должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 срок – на юридических лиц.

В части 2 указанной статьи описана административная ответственность, которая наступит за повторное совершение правонарушения в течение года. Для юридических лиц это штраф от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Часть 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает отдельное наказание за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. Административный штраф для юридических лиц составляет от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Часть 9 статьи 8.2 КоАП РФ применяется по отношению к отходам, которые образуются в результате деятельности управляющей организации как юридического лица.

Читайте так же:  Предварительный договор аренды земельного участка образец

Ответственность по этой части наступает за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов:

  • от 20 000 до 40 000 рублей – на должностных лиц;
  • от 40 000 до 60 000 рублей – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • от 250 000 до 350 000 – на юридических лиц.

На заметку

Ответственность для управляющих организаций за несоблюдение законодательства по обращению с отходами немаленькая. Чтобы не получить административный штраф и не заработать приостановление деятельности организации, советуем придерживаться следующих правил:

  1. Организуйте сбор и передачу на утилизацию опасных отходов.

Механизм утилизации ртутьсодержащих ламп прописан в СанПиН 2.1.7.1322-03 и в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Экологи рекомендуют управляющим организациям, собирающим опасные отходы у населения, помещать ртутные лампы в коробки. Лучше всего, если это будут те же самые коробки, в которых лампы продавались.

Храните коробки в отдельном помещении и по мере накопления вывозите их в пункты приёма опасных отходов города для последующей нейтрализации и переработки.

  1. Изготовьте паспорт опасных отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности УО.

В результате хозяйственной деятельности управляющей организации образуются различные отходы, в том числе и офисные. По факту образования таких отходов и отнесения их к категории отходов I–IV класса опасности, паспорт отходов изготавливает управляющая организация.

  1. Следите за состоянием придомовой территории.

Своевременно убирайте придомовую территорию, проводите беседы с жителями домов, пресекайте образование несанкционированных свалок. Делайте двор комфортным.

Заключение договора о вывозе мусора стало обязанностью собственников

Транспортирование и обработка бытовых отходов теперь самостоятельные коммунальные услуги наравне с отоплением и водоснабжением. Чтобы избежать административной ответственности, владельцы домов должны позаботиться о заключении договора об оказании услуги по обращению с отходами, а собственники квартир – убедиться в его наличии

В этом году в квитанциях на оплату коммунальных услуг появилась новая строка – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Прежде эта услуга входила в перечень общедомовых нужд, но в связи с так называемой мусорной реформой она была из него исключена. Теперь обращение с ТКО оплачивается отдельно, как вода и электричество (подробнее об этом читайте в публикации «Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить»).

Обязательно ли заключать договор о вывозе мусора?

Собственники жилых помещений обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО. По этому договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством, а собственник – оплачивать услуги регионального оператора, цена которых определена в пределах единого тарифа.

В случае отсутствия такого договора гражданин несет административную ответственность в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП РФ). Кроме того, органы власти субъектов РФ могут самостоятельно устанавливать административную ответственность. Например, согласно ст. 6.21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях отсутствие договора на вывоз мусора влечет для гражданина штраф в размере 5 тыс. руб.

Кто должен заключать договор?

Обычно от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.

При этом, как ранее разъяснил Минстрой, если по состоянию на 3 апреля 2018 г. между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, он заключается между собственниками и региональным оператором (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04).

Важно отметить, что договор будет считаться заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял для этого никаких действий, а в квитанции появится строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.

Казалось бы, раз договор о вывозе мусора в любом случае считается заключенным, собственник может и не обращаться к оператору за этим. Однако это не так. Дело в том, что не все регионы перешли на работу по новым правилам. В некоторых из них не назначены региональные операторы, и услуги по обращению с отходами продолжают оказывать частные организации.

Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется узнать о его наличии у управляющей компании или регионального оператора. В случае отсутствия договора следует заключить соглашение. При этом нужно иметь в виду: о наличии договора будет свидетельствовать строка в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО. В этом случае к ответственности собственника не привлекут.

Что представляет собой договор?

Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»). Заполнить эту форму несложно. В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов. Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.

Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов 1 . Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора. Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов. В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).

Региональный оператор вправе отказать в заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО?

Случаи отказа собственникам домов в заключении таких договоров известны. Так, например, в апреле 2019 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина М. о признании недействующим подп. «а» п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Речь идет о норме, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с мусором собственнику жилого дома по его выбору определяются либо в договоре на оказание этой услуги, заключенном собственником с региональным оператором, либо в договоре между собственником и организацией, которая в его интересах от своего имени заключает договор с региональным оператором.

Поводом для обращения гражданина М. в суд послужило то, что региональный оператор отказал ему в заключении договора, хотя Правила закрепляют право собственника на это.

[1]

Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е. он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора. Суд удовлетворил требования собственника и признал оспариваемую норму недействующей, так как норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование.

Читайте так же:  Можно ли оспорить дарственную на квартиру

Теперь в случае отказа регионального оператора заключить договор об обращении с ТКО собственники могут сослаться на решение 2 Верховного Суда, тем самым доказать законность своих требований и настоять на их исполнении.

Как собственникам частных домов решить вопрос о вывозе мусора?

У многих владельцев домов в частном секторе нет договоров о вывозе мусора. Они делают это самостоятельно, так как образуется незначительное количество отходов.

В Жилищном кодексе не разрешен вопрос об обращении с ТКО в частном секторе. При этом данную обязанность с владельцев домов никто не снимает. Закон об отходах производства и потребления обязует местные органы власти решать этот вопрос самостоятельно. Следовательно, к ним и следует обращаться с проблемой вывоза отходов жильцам частного сектора.

Выходом из непростой ситуации может стать заключение договора с организацией, которая занимается сбором и вывозом ТКО. Такой договор может быть как коллективным, так и индивидуальным. Для заключения коллективного соглашения на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО жильцы частного сектора должны создать и зарегистрировать товарищество собственников жилья (ТСЖ). Оно информирует местные органы власти о создании ТСЖ и заключает соглашение на вывоз мусора со специализированной компанией. Договор подписывают представители компании и ТСЖ.

Можно иначе заключить договор. Представитель товарищества обращается в мусоровывозящую компанию с подписанным односторонним обращением о вывозе отходов с пункта ТСЖ, где они хранятся. Гарантией оказания услуги будет служить квитанция или чек.

1 Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»).

2 Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2019 г. по делу № АКПИ19-128.

Не заключившие договоры на вывоз мусора юрлица будут оштрафованы с 1 июня в Подмосковье

С субботы инспекторы Госадмтехнадзора Московской области начнут проверять исполнение юридическими и должностными лицами обязанностей по заключению с региональным оператором договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), сообщили в пресс-службе вице-губернатора Подмосковья Дмитрия Пестова.

«Организации, не имеющие договоры, образовывают мусор, который не вывозится или вывозится незаконно в непредназначенные для этого места. Мы получаем значительное количество обращений от жителей по поводу несанкционированных навалов мусора, который в том числе образуется по вине таких организаций. По поручению губернатора Московской области Андрея Воробьева с 1 июня Госадмтехнадзор начнет проводить тотальные проверки всех юридических лиц и принимать все предусмотренные законодательством меры для того, чтобы договоры на вывоз мусора были заключены. Особое внимание будет уделяться дачным поселкам и СНТ – в летний период там находится большое количество людей, а условия для цивилизованного сбора мусора зачастую не созданы» — подчеркнул Пестов.

В пресс-службе подчеркнули, что в случае отсутствия договора на вывоз мусора инспекторы применят административный штраф в размере до 30 тысяч рублей для должностных лиц, и до 250 тысяч для юридических лиц по статье 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлекать к ответственности будут всех юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Московской области, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы, не имеющие договоры с регоператорами. Это предприятия сферы торговли и услуг, организации и учреждения, СНТ и объекты транспортной инфраструктуры.

В настоящее время инспекторы регионального Госадмтехнадзора разъясняют необходимость заключения таких договоров.

В проверках участвуют представители общественности, инспекторы Госадмтехнадзора, внештатные инспекторы, административные комиссии муниципалитетов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В пресс-службе напомнили, что с 1 января Подмосковье перешло на новый стандарт сбора и переработки отходов. В настоящее время на контейнерных площадках мусор накапливается в серых баках для смешанных отходов и в синих баках, куда попадает предварительно разделенный жителями «сухой» мусор (бумага, металл, картон, пластик). Введение раздельного сбора отходов позволяет сократить объемы захоронения мусора на полигонах.

Источники


  1. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.

  2. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.

  3. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.
  4. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
  5. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.
  6. Ответственность за незаключение договора на вывоз мусора
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here