Содержание
- 1 При аренде муниципального имущества у казенных учреждений НДС не уплачивается
- 2 Оплата НДС при аренде муниципального имущества
- 3 Минфин России разъяснил, кто должен платить НДС при передаче имущества казны в аренду физлицу
- 4 Оплата НДС при аренде муниципального имущества
- 5 Об уплате НДС при аренде имущества у муниципальных органов
- 6 Кто заплатит НДС при аренде госимущества
- 7 Аренда муниципального имущества: внимание на НДС (Зайцева С.Н.)
- 8 Кто является налоговым агентом по НДС при аренде имущества?
- 9 Аренда муниципального имущества: кто уплачивает НДС?
При аренде муниципального имущества у казенных учреждений НДС не уплачивается
Konstantin L / Shutterstock.com |
В рассмотренном примере организация просит дать разъяснения по поводу необходимости исполнения ей функций налогового агента по НДС при оплате услуг по договору аренды имущества муниципального образования. При этом организация арендует часть нежилого помещения у Администрации города, причем в договоре отражено, что здание закреплено на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением. Арендодателем по договору аренды является Администрация города, а участие казенного учреждения в качестве третьей стороны договора не предусмотрено.
В ответе финансисты напомнили, что в Налоговом кодексе установлен особый порядок применения НДС при предоставлении на территории РФ органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, согласно которому налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами – арендаторами имущества (п. 3 ст. 161 Налогового кодекса).
В отношении услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, особенностей по исчислению и уплате НДС главой 21 НК РФ не предусмотрено. Поэтому при оказании услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, налогоплательщиками НДС являются эти предприятия (учреждения).
В то же время выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). В связи с этим услуги по предоставлению в аренду муниципального имущества, оказываемые казенными учреждениями, не являются объектом налогообложения данным налогом.
В свою очередь налоговыми агентами признаются арендаторы федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, представленного в аренду на территории РФ органами госвласти и органами местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Оплата НДС при аренде муниципального имущества
Дата документа | 01.07.2006 |
Метки | Статья |
НДС ПРИ АРЕНДЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Эксперт
М.И. Филипенко
Вопрос № 1
Фирма арендует нежилое помещение по договору аренды от 30.01.2006. Договор заключен с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ярославля. В договоре и в счете НДС не выделен.
Надо ли нам в этом случае уплачивать НДС? Если надо, то можно ли принять налог к вычету?
Ответ на вопрос №1
Напоминаем, что плательщиками НДС при предоставлении в аренду федерального имущества, а также имущества субъектов РФ и муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления являются налоговые агенты. Налоговыми агентами в этом случае признаются арендаторы (п. 3 ст. 161 НК РФ). А это значит, что налоговый агент обязан уплатить НДС в бюджет, то есть у организации возникает обязанность по уплате НДС.
Возникает вопрос, как налоговым агентам определять налоговую базу по данным операциям?
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Минфин России разъяснил, кто должен платить НДС при передаче имущества казны в аренду физлицу
monkeybusiness / Depositphotos.com |
Подробнее о налогообложении у арендодателя узнайте в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
При предоставлении органами власти в аренду государственного / муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 Налогового кодекса). Налоговыми агентами в этом случае являются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся ИП (письмо Минфина России от 15 мая 2019 г. № 03-07-11/34628).
Но если имущество предоставлено в аренду физическому лицу, не имеющему статуса ИП, обязанность по перечислению налога в бюджет возлагается непосредственно на органы власти, осуществляющие операции по передаче в аренду имущества.
Оплата НДС при аренде муниципального имущества
О.А. Курбангалеева,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
Заключая договор аренды, организациям необходимо помнить, что в отдельных случаях им придется выполнять функции налогового агента по НДС в соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ: удержать НДС из арендной платы, перечислить налог в бюджет и отчитаться перед налоговыми органами по «агентскому» НДС. Давайте разберемся, в каких случаях это делать необходимо. |
Какое имущество вы арендуете?
Выполнять функции налогового агента придется в случае, когда вы арендуете:
— | либо федеральное имущество; |
— | либо имущество субъекта РФ; |
— | либо муниципальное имущество. |
Напомним, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) (ст. 214 Гражданского кодекса РФ).
Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям , а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ).
Если вы арендуете иное имущество, то выполнять функции налогового агента вам не придется.
Обратите внимание! Если вы арендуете земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, арендная плата не подлежит обложению НДС, поскольку она относится к платежам в бюджет за право пользования природными ресурсами (земельными участками) (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ; письма Минфина России от 04.03.2016 № 03-07-07/12728, от 18.10.2012 № 03-07-11/436).
У кого вы арендуете госимущество?
Выполнять функции налогового агента по НДС необходимо, если арендодателем является орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления), который предоставляет в аренду государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями , составляющее государственную или муниципальную казну (например, Комитет по управлению государственным или муниципальным имуществом). Такой вывод сделан в письме ФНС России от 14.12.2017 № СД-4-3/[email protected] на основании Определений Верховного Суда РФ от 15.11.2017 № 309-КГ17-16472, от 27.09.2017 № 301-КГ17-13104, от 26.03.2015 № 310-КГ15-1150;
Если арендодателем госимущества является государственное унитарное предприятие (ГУП), муниципальное унитарное предприятие (МУП), федеральное государственное учреждение (бюджетное или автономное), то налоговым агентом вы не являетесь.
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Об уплате НДС при аренде имущества у муниципальных органов
Как известно, при аренде помещения у органов местного самоуправления на организацию возлагается обязанность налогового агента по НДС. Это значит, что необходимо удержать его из суммы арендной платы и перечислить в бюджет. Однако это справедливо не всегда. Так, сдача в аренду имущества органом местного самоуправления, являющимся казенным учреждением, не облагается НДС. Такие выводы следуют из разъяснения ФНС, данного в письме от 09.09.16 № СД-4-3/16866. Соответственно, компания, которая это имущество арендует, освобождается от обязанности налогового агента.
В качестве обоснования специалисты ФНС приводят следующие рассуждения. В соответствии с пунктом 2 статьи 41 закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если орган местного самоуправления наделен правами юридического лица, то он признается казенным учреждением. Такое учреждение создается с целью управления и регистрируется как юридическое лицо. Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса, услуги и работы, выполненные казенными учреждениями, не являются объектом обложения НДС. Таким образом, услуги по предоставлению имущества в аренду, оказанные органом муниципальной власти, который является казенным учреждением, не облагаются НДС.
Кто заплатит НДС при аренде госимущества
Упомянутые в статье судебные решения можно найти:
Кто и при каких условиях признается налоговым агентом
Организации (ИП) являются налоговыми агентами по НДС, только если они арендуют имущество (федеральное, субъектов РФ или муниципальное) непосредственно у органов власти, например у комитета по управлению государственным или муниципальным имущество м п. 3 ст. 161 НК РФ . Исполнять агентские обязанности по НДС должн ы ст. 145, п. 3 ст. 161, п. 3 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 12 ст. 346.43 НК РФ; Письма Минфина от 24.09.2015 № 03-07-11/54577 , от 05.10.2011 № 03-07-14/96 :
• плательщики НДС — организации и ИП, применяющие ОСН, в том числе и те, которые получили освобождение от исполнения обязанностей НДС (по ст. 145 НК РФ);
• те, кто применяет спецрежимы, — упрощенцы, вмененщики, ЕСХНщики, а также ИП, применяющие патентную систему.
Если арендуемое госимущество вы передали в субаренду (по условиям договора вы вправе это делать), тогда вы будете выступать в двух ипостасях:
• в качестве налогового агента — по договору аренды госимущества с органом госвласти;
• в качестве налогоплательщика — по договору субаренд ы Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436 . Разумеется, это не касается спецрежимников и тех, кто освобожден от НДС.
Что входит в обязанности налогового агента — арендатора? Он должен исчислить НДС с арендной платы, удержать этот налог из суммы, перечисляемой арендодателю, и перечислить его в бюдже т п. 1 ст. 24, п. 3 ст. 161 НК РФ .
Вам не придется исполнять агентские НДС-обязанности, если вы:
• арендуете государственное или муниципальное имущество у унитарного предприятия (ГУПа, МУПа) или бюджетного учреждения, которое закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае НДС должен исчислять и уплачивать арендодатель. Он должен выставлять вам счета-фактуры с НДС, а вы должны перечислять ему всю сумму арендной платы вместе с налого м Письма ФНС от 14.12.2017 № СД-4-3/[email protected] ; Минфина от 12.05.2017 № 03-07-14/28624 , от 07.07.2016 № 03-07-14/39827 ;
• арендуете имущество у казенного учреждения, поскольку в этом случае объекта обложения НДС не возникае т подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ; Письма ФНС от 05.10.2017 № СД-3-3/[email protected] ; Минфина от 11.07.2017 № 03-07-11/43774 ;
• арендуете земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В этом случае арендная плата не подлежит обложению НДС, поскольку она относится к платежам в бюджет за право пользования природными ресурсами (земельными участкам и) подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ; Письма Минфина от 04.03.2016 № 03-07-07/12728 , от 18.10.2012 № 03-07-11/436 . При этом имейте в виду, что, если арендованный у органа госвласти земельный участок вы сдадите в субаренду, вам придется исчислять и уплачивать НДС как обычному налогоплательщику. Конечно, это относится только к организациям и ИП, которые применяют ОСН и не получили освобождение от НДС по ст. 145 НК Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436 .
Как определить налоговую базу и когда исчислить НДС
По НК налоговую базу вы должны определять как сумму арендной платы с учетом налог а п. 3 ст. 161 НК РФ . Но на практике все будет зависеть от того, что прописано в договоре.
Ситуация 1. По договору арендная плата включает в себя НДС. Например, в договоре есть такая формулировка: «налог включен в сумму арендной платы». В этом случае никаких проблем нет. НДС рассчитывайте по такой формул е п. 4 ст. 164 НК РФ; Письмо Минфина от 15.02.2018 № 03-07-14/9228 :
При этом надо перечислить арендодателю сумму арендной платы за минусом НДС, а сам налог — уплатить в бюджет.
Если вы перечисляли арендную плату арендодателю с опозданием и в связи с этим уплачиваете ему неустойку или штраф, то НДС с этих санкций платить не придется. Ведь такие суммы в налоговую базу не включаютс я Письмо Минфина от 04.03.2013 № 03-07-15/6333 .
Ситуация 2. По договору арендная плата не включает в себя НДС. Бывает так, что НДС не выделен отдельной суммой. Но при этом в договоре сказано, что арендатор уплачивает налог самостоятельно сверх суммы арендной платы. В этом случае он должен перечислить арендодателю сумму арендной платы, указанную в договоре, то есть без удержания из нее налога. А НДС отдельно уплатить в бюджет.
Но при заполнении счета-фактуры и книги продаж вам все равно нужно указать налоговую базу в соответствии с НК, то есть арендную плату с учетом налога. Рассчитать ее нужно так п. 4 ст. 164 НК РФ :
Тогда база будет с учетом НДС и ее можно умножать на расчетную ставку 18/118.
Условие. По договору с госорганом арендная плата без НДС составляет 200 000 руб. И сказано, что арендатор перечисляет НДС сверх суммы арендной платы.
Решение. Налоговая база по НДС будет равна 236 000 руб. (200 000 руб. + (200 000 руб. х 18%)).
Сумма НДС к уплате в бюджет составит 36 000 руб. (236 000 руб. х 18/118).
Имейте в виду, что налоговую базу необходимо рассчитывать отдельно по каждому арендованному объекту (помещению, здани ю) п. 3 ст. 161 НК РФ .
Определять налоговую базу (то есть исчислять НДС) нужно на дату перечисления арендной платы госоргану. Причем неважно, за какой период она перечисляется — за прошедший (например, в августе за июль), текущий (например, в конце августа за август) или будущий (например, авансом в июле сразу за III кварта л) Письма Минфина от 23.06.2016 № 03-07-11/36500 ; ФНС от 06.04.2011 № КЕ-4-3/[email protected] .
Как быть с агентскими обязанностями при безденежных расчетах
Бывает, что в аренду сдают помещение, которое требует ремонта (или такая необходимость возникает в периоде эксплуатации). И тогда в договоре может быть предусмотрено, что стоимость сделанного ремонта засчитывается в счет оплаты аренды. То есть арендатор какое-то время (например, месяц или два) не перечисляет госоргану арендную плату.
Многие арендаторы думают, что раз не было денежных расчетов и удерживать НДС не из чего, то налог можно и не исчислять. Однако это не так. По мнению Минфина, никаких исключений для арендаторов, которые рассчитываются в безденежной форме за услуги по аренде, не установлено. Они обязаны исчислить НДС и уплатить его в бюдже т Письма Минфина от 18.03.2011 № 03-07-11/60 , от 16.04.2008 № 03-07-11/147 .
Заметим, что это согласуется и с Правилами ведения книги продаж: налоговые агенты обязаны составлять счета-фактуры и при безденежных формах расчетов и регистрировать их в книге прода ж п. 15 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 (далее — Постановление № 1137) .
И здесь нужно обратить внимание на такой момент. Настаивая на исчислении НДС при безденежных расчетах, Минфин не говорит, на какую дату в этом случае нужно исчислить НДС. В НК этот вопрос тоже не урегулирован.
Например, отдельные суды считают, что исчислить НДС арендатору нужно при фактическом выполнении реконструкции (ремонта) арендованного имущества в счет частичной уплаты арендных платежей. Например, акт по форме КС-2 утв. Постановлением Госкомстата от 11.11.99 № 100 , подписываемый арендатором с подрядчиком, может являться документом, служащим основанием для принятия выполненных работ по реконструкции в счет внесения арендной платы. Так что на дату составления этого акта и нужно исчислить НДС Постановление ФАС ВСО от 25.07.2014 № А58-4426/2013 .
Однако высшие суды — сначала Пленум ВАС и ВС в 1999 г., а потом ВАС в 2013 г. — пришли к выводу, что если в налоговом периоде денежные выплаты арендодателю не перечислялись, то удержать суммы налога невозможно. В этом случае арендатор обязан лишь исчислить налог и в течение месяца с момента выполнения работ по ремонту (реконструкции) в произвольной форме письменно сообщить в ИФНС о невозможности удержать НДС подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ; п. 10 Постановления Пленума ВС № 41, Пленума ВАС № 9 от 11.06.99; п. 1 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 .
Чтобы не было споров с налоговиками, можно поступить так: неденежные расчеты с арендодателем проводите на сумму без НДС, а налог перечисляйте в бюджет.
Условие. По договору аренды с госорганом стоимость произведенного арендатором ремонта засчитывается арендодателем в счет уплаты арендной платы.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Стоимость сделанного арендатором ремонта составила 118 000 руб. вместе с НДС (налог — 18 000 руб.).
Решение. С арендодателем нужно подписать акт взаимозачета о том, что в счет арендной платы засчитывается вся стоимость ремонта — 118 000 руб.
Сумма НДС, которую арендатор должен перечислить в бюджет в качестве налогового агента, составит 21 240 руб. ((118 000 руб. + (118 000 руб. х 18%)) х 18/118).
Когда и как составить счет-фактуру
Счет-фактуру от имени арендодателя вы должны выставить себе сами. Срок выставления счетов-фактур для налоговых агентов в НК не прописан. Поэтому ФНС рекомендует ориентироваться на общеустановленный срок Письмо ФНС от 12.08.2009 № ШС-22-3/[email protected] . Итак, арендатор должен составить счет-фактуру в одном экземпляр е Письмо ФНС от 12.08.2009 № ШС-22-3/[email protected] :
• на сумму оплаты услуг по аренде, внесенную после принятия их к учету, — в течение 5 календарных дней со дня перечисления арендной платы госоргану. Например, если арендная плата за июль 2018 г. была перечислена 10 августа, то счет-фактуру надо составить не позднее 14 августа;
• на сумму арендной платы, внесенную авансом, — в течение 5 календарных дней со дня перечисления предоплаты.
Поскольку порядок составления счета-фактуры при аренде госимущества имеет некоторые особенности, рассмотрим его на примере.
Условие. ООО «Шанс» (ИНН 5027123456, КПП 502701001) арендует у Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Люберцы по договору аренды № 1 от 09.01.2018 нежилое помещение, расположенное по адресу: Московская обл., г. Люберцы, ул. Красногорская, д. 21, корп. 1.
Сумма арендной платы в месяц составляет 153 400 руб., включая НДС 23 400 руб.
10 июля 2018 г. арендодателю платежным поручением № 345 от 10.07.2018 была перечислена арендная плата за III квартал (июль — сентябрь) в сумме 390 000 руб. (130 000 руб. х 3 мес.).
ООО «Шанс» является плательщиком НДС и использует арендуемое помещение в деятельности, облагаемой НДС.
Решение. Бухгалтер ООО «Шанс» делает следующее.
Шаг 1. На дату перечисления госоргану арендной платы (10 июля 2018 г.):
• выписывает в одном экземпляре счет-фактуру;
• подшивает его в журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (в часть 1 «Выставленные счета-фактур ы») пп. 1, 3 Правил ведения журнала, утв. Постановлением № 1137 .
Шаг 3. В последний день квартала — 30 сентября — регистрирует в книге покупок счет-фактуру на всю сумму НДС, приходящуюся на арендную плату за III квартал 2018 г. Так как по НДС налоговым периодом является квартал, то можно ежемесячно не регистрировать в книге покупок счет-фактуру в части НДС, приходящейся на месячную арендную плату.
Все данные арендатора и арендодателя приведены в заполненном счете-фактуре.
СЧЕТ-ФАКТУРА № 875-НА Нумерация счетов-фактур должна быть единой, она не зависит от того, в качестве кого вы их выставляете — налогоплательщика или налогового агент а подп. «а» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением № 1137 (далее — Правила заполнения счета-фактуры) . Но если вам удобно, вы можете дополнять номера буквенными индексами, например НА — когда составляете счета-фактуры как налоговый агент, АВ — при получении аванса. Минфин и ФНС против этого не возражаю т Письма Минфина от 12.01.2017 № 03-07-09/411 ; ФНС от 26.01.2012 № ЕД-4-3/1193 от « 10 » июля 2018 г. (1)
Аренда муниципального имущества: внимание на НДС (Зайцева С.Н.)
Дата размещения статьи: 12.06.2015
Тема, предложенная для ознакомления, подсказана крымским бизнесменом. Будучи арендатором муниципального имущества и, соответственно, являясь налоговым агентом по НДС, он поинтересовался: в какой момент нужно оформить себе счет-фактуру — при оплате или начислении (отражении в учете) стоимости арендных услуг? Как быть, если арендная плата не перечислена арендодателю в установленные договором сроки? Как при этом заполнить декларацию по НДС?
Казалось бы, нехитрые (ну хотя бы для тех, кто знаком с российским налоговым законодательством более продолжительный период времени) вопросы. Однако не такие уж и простые. потому что порой неоднозначные. Вот на таких моментах и сосредоточимся. Надеемся, что подобранный материал будет интересен широкому кругу читателей.
Роль налогового агента при аренде госимущества — не для всех
Обратите внимание! Во избежание споров о том, кому платить налог в бюджет, рекомендуем внимательно отнестись к условиям договоров. Если таковые возлагают на арендатора обязанность перечислить балансодержателю всю сумму арендной платы, включая НДС, причем последний (что уточнено) сам перечислит налог в бюджет, арендатор не будет налоговым агентом. Напротив, эта роль ему достанется при наличии в трехстороннем договоре условия о самостоятельном перечислении арендатором НДС в бюджет. Не исключено, что в договоре аренды вообще будут отсутствовать подобные оговорки. В этом случае надо обратить внимание на то, кто выступает в качестве арендодателя: если органы госвласти или местного самоуправления, то арендатор — налоговый агент, если ГУП или МУП — такие предприятия, как уже было отмечено, уплачивают налог самостоятельно.
А вот в случае аренды муниципального имущества у казенных учреждений арендатора минуют обязанности налогового агента, потому что выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, в силу пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, не признается объектом обложения НДС — Письма ФНС России от 16.02.2015 N ГД-4-3/[email protected], Минфина России от 24.03.2013 N 03-07-15/12713 (доведено до налоговых органов на местах Письмом ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7605).
Обязанности налогового агента
Арендаторы — налоговые агенты (вне зависимости от применяемой ими системы налогообложения либо освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика ) обязаны:
1) исчислить;
2) удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю;
3) уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
———————————
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО (п. 5 ст. 346.11 НК РФ), ПСНО (п. 11 ст. 346.43 НК РФ) или уплачивающие ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ), от обязанностей налоговых агентов не освобождены. Разъяснения на этот счет представлены, например, в Письмах Минфина России от 30.12.2011 N 03-07-14/133, от 05.10.2011 N 03-07-14/96, от 28.06.2010 N 03-07-14/44.
В соответствии со ст. ст. 145 и 145.1 НК РФ.
Налоговая база определяется (кстати, отдельно по каждому арендованному объекту имущества) как сумма арендной платы с учетом налога. На это указывает п. 3 ст. 161 НК РФ. Налог, соответственно, исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 3 ст. 164 НК РФ) (Письмо Минфина России от 02.04.2014 N 03-07-РЗ/14602).
Обратите внимание! Здесь также надо ориентироваться на условия договора аренды. Не исключено, что арендная плата в нем указана без учета налога, а на арендатора возложена обязанность самостоятельно исчислить НДС. При таких обстоятельствах налог определяется сверх арендной платы по ставке 18% (правомерность данного подхода подтверждена Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 13.01.2011 N 10067/10).
Исчисляем и удерживаем налог
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами — арендаторами госимущества (п. 4 ст. 173 НК РФ). Но в какой момент производится исчисление налога, законодатель не уточняет. Определяет лишь некую последовательность действий (см. также пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ): исчисление — удержание из доходов — уплата налога.
А между тем отражение операции в книге продаж напрямую связано с моментом исчисления НДС. Пункт 15 Правил ведения книги продаж предписывает налоговым агентам, указанным в п. 3 ст. 161 НК РФ (арендаторам госимущества), регистрировать в книге продаж счета-фактуры, составленные при исчислении налога (при осуществлении оплаты или частичной оплаты, в том числе с применением безденежных форм расчетов, в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или при приобретении товаров, работ, услуг).
———————————
Приложение 5 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
К сведению. Справедливости ради отметим, что в судебной практике есть примеры, свидетельствующие о том, что обязанности налогового агента при аренде госимущества следует выполнять независимо от того, перечислены средства арендодателю или нет. Такой подход основан прежде всего на том, что ст. 167 НК РФ (о моменте определения налоговой базы по НДС) не содержит исключений в отношении налоговых агентов, указанных в п. 3 ст. 161 НК РФ . Порядок и сроки уплаты НДС установлены налоговым законодательством и не могут быть изменены сторонами .
———————————
Например, Постановление ФАС ЗСО от 05.11.2008 N Ф04-6761/2008(15404-А67-42) по делу N А67-257/2008 (Определением ВАС РФ от 12.03.2009 N ВАС-2218/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора).
Постановление ФАС СЗО от 21.06.2004 по делу N А26-128/04-29.
Однако в отношении неденежных форм расчетов (при которых, казалось бы, подход должен быть таким же: без оплаты арендных услуг «живыми» деньгами у арендатора нет возможности выполнить обязанности налогового агента) Минфин рассуждает иначе. По мнению ведомства, такая форма оплаты не освобождает арендатора как налогового агента от необходимости удержать и перечислить в бюджет НДС (Письма от 18.03.2011 N 03-07-11/60, от 16.04.2008 N 03-07-11/147). Впрочем, это полностью соответствует п. 15 Правил ведения книги продаж.
Уплачиваем налог в бюджет, представляем налоговую декларацию
Положения Налогового кодекса не предусматривают каких-либо особенностей в отношении сроков уплаты НДС арендаторами госимущества, исполняющими обязанности налоговых агентов. В этой связи исчисленный НДС уплачивается в бюджет в общем порядке (абз. 1 п. 1 ст. 174 НК РФ) — за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (Письма Минфина России от 03.08.2010 N 03-07-11/337, ФНС России от 13.09.2011 N ЕД-4-3/[email protected]).
Помимо уплаты налога в бюджет, налоговые агенты представляют в налоговый орган (в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом) декларацию по НДС .
———————————
Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/[email protected]
К сведению. Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, вправе представить декларацию по НДС на бумажном носителе (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ, пп. 2 п. 5 Порядка заполнения декларации по НДС ). ФНС подтверждает данный момент .
———————————
Приложение 2 к Приказу ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/[email protected]
См., например, Письма от 30.01.2015 N ОА-4-17/[email protected], от 08.04.2015 N ГД-4-3/[email protected], от 26.02.2014 N ГД-3-3/[email protected]
И тут у нашего крымского предпринимателя — арендатора муниципального имущества — вновь возник вопрос: надо ли ему отражать в декларации по НДС налог, который не удерживался и не перечислялся (в соответствии с п. 4 ст. 173 НК РФ) в бюджет? (Арендные платежи не перечислялись ввиду возникших трудностей в финансовом положении арендатора.)
Ответ (с учетом представленных выше рассуждений) уже понятен: в случае если арендные платежи арендодателю не перечислялись, обязанностей налогового агента до момента погашения задолженности по аренде у арендатора не возникает. Иными словами, при отсутствии оплаты аренды налоговый агент не составляет счет-фактуру, не исчисляет и не уплачивает в бюджет НДС. Отражать налог в разд. 2 декларации, соответственно, не надо.
Обратите внимание! Согласно п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 предусмотренное ст. 123 НК РФ правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика из выплачиваемых ему денежных средств.
Но и вычет «агентского» НДС в такой ситуации предприниматель (плательщик НДС) применить не вправе. Точнее, вычет будет отсрочен до тех пор, покуда не будет произведено исчисление, удержание и уплата налога в бюджет.
Налоговый вычет «агентского» НДС
Удержанный из доходов арендодателя и перечисленный в бюджет налог арендаторы вправе заявить к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Данная норма НК РФ применяется при условии, что услуги аренды были приобретены налоговыми агентами, являющимися плательщиками НДС («спецрежимники» и «освобожденцы» по ст. ст. 145 и 145.1 НК РФ воспользоваться вычетом не вправе), для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении НДС был уплачен в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты производятся на основании счетов-фактур (в книге покупок регистрируется тот же счет-фактура, который налоговый агент выписал себе при исчислении НДС, — п. 23 Правил ведения книги покупок ) и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм НДС, после принятия на учет услуг аренды (Письмо Минфина России от 26.01.2015 N 03-07-11/2136).
———————————
Приложение 4 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
А как быть в случае, если арендатор перечислил и арендную плату арендодателю, и НДС с нее в бюджет одновременно? Можно ли воспользоваться налоговым вычетом сразу, в этом же налоговом периоде (иными словами, отразить НДС к начислению и вычету в одной налоговой декларации)?
На наш взгляд, препятствий тому нет, ведь все условия для вычета «агентского» НДС соблюдены. Да и суды соглашаются с таким подходом .
———————————
См., например, Постановления ФАС СКО от 21.08.2008 N Ф08-4930/2008 по делу N А32-3620/2008-58/49 (поддержано Определением ВАС РФ от 25.07.2008 N 9235/08), ФАС ЗСО от 04.10.2010 по делу N А27-1511/2010, ФАС МО от 28.09.2010 N КА-А40/11111-10 по делу N А40-158401/09-80-1242 и др.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Кто является налоговым агентом по НДС при аренде имущества?
Чтобы понять, кто же такие налоговые агенты по НДС можно провести аналогию с налоговыми агентами по НДФЛ.
Налоговый агент по НДС также как и налоговый агент по НДФЛ, исчисляет и удерживает налог из дохода, который выплачивает арендодателю в виде арендной платы. При этом НА по НДС должен не просто удержать налог, но и уплатить его в бюджет, а также представить декларацию по НДС в ИФНС.
- арендуется федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество;
- арендодатель является органом государственной власти и управления, органами местного самоуправления.
Организация не будет удерживать и платить НДС в бюджет если:
- арендованное имущество принадлежит арендодателю на праве оперативного управления или на праве хозяйственного ведения. В этом случае плательщиком НДС является сам арендодатель (Письмо Минфина РФ от 11.07. 2017 N 03-07-11/43774);
- арендуется имущество у казенного учреждения (бюджетного, автономного), т.к. услуги, оказываемые казенными учреждениями по предоставлению в аренду муниципального имущества не признаются объектом налогообложения (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 24.03.2013 N 03-07-15/12713);
- арендная плата за земельный участок относится к платежам в бюджет за право пользования участком, а право пользования природными ресурсами не облагается НДС (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 04.03.2016 N 03-07-07/12728, Письмо Минфина РФ от 12.02.2016 N 03-07-11/7487);
- Организация является государственным (муниципальным) унитарным предприятием или некоммерческой организацией, которая получила в безвозмездное пользование объект имущества, т.к. в данном случае аренда не является объектом налогообложения(пп. 5, пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Государственная регистрация договора аренды не является обязательным требованием при исполнении обязанностей налогового агента по НДС (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 17.07.2013 N Ф03-2972/2013, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 04.05.2006, 26.04.2006 N Ф09-А59/06-2/1048, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.06.2007 N А12-12261/06-С60).
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Аренда муниципального имущества: кто уплачивает НДС?
Но государственное и муниципальное имущество может быть закреплено на праве хозяйственного ведения за государственными и муниципальными унитарными предприятиями (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215, ст. 294 ГК РФ). С согласия собственника имущества предприятие может сдавать его в аренду (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Поскольку в этом случае имущество арендуется не у органов государственной власти (местного самоуправления), а у предприятия, возникает вопрос: должен ли арендатор выполнять обязанности налогового агента по НДС?
В письме от 12.05.2017 № 03-07-14/28624 Минфин России разъяснил, что в отношении услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, особенностей по исчислению и уплате НДС главой 21 НК РФ не предусмотрено. Поэтому предприятие-арендодатель самостоятельно исчисляет НДС и предъявляет его арендатору дополнительно к цене реализуемых услуг по аренде.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26.05.2016 № 03-07-11/30226, от 23.07.2012 № 03-07-15/87 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 19.10.2012 № ЕД-4-3/[email protected]).
Отметим, что такой же порядок применяется и в случае аренды имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) учреждением на праве оперативного управления (письма Минфина России от 07.07.2016 № 03-07-14/ 39827, от 26.05.2016 № 03-07-11/30226).
Суды с выводами чиновников солидарны (Определение Конституционного суда РФ от 02.10.2003 № 384-О, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2012 по делу № А43-7281/2011, от 17.10.2011 по делу № А11-8374/2010, Северо-Кавказского округа от 23.03.2011 по делу № А32-8102/2010).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Обратите внимание, если арендодателями по договору одновременно выступают орган государственной власти (местного самоуправления) и балансодержатель (предприятие или учреждение, у которого арендуемое имущество находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), арендатор признается налоговым агентом по НДС (письмо ФНС России от 24.11.2006 № 03-1-03/[email protected]).
Источники
Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.
Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.- Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
- Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2014. — 560 c.
Позвольте представиться. Мое имя Петр. Я уже более 20 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи.
Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.