Содержание
- 1 Обязанность юридического лица получать корреспонденцию
- 2 Кто несет риск неполучения корреспонденции, направленной организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ
- 3 Кто вправе от имени компании получать адресованную ей судебную корреспонденцию
- 4 Каждому юридическому лицу необходимо получать корреспонденцию по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ
- 5 Обязанность юридического лица получать корреспонденцию
- 6 Обязанность юридического лица получать корреспонденцию
- 7 О получении письменной корреспонденции
- 8 Получаем корреспонденцию по месту нахождения юридического лица
- 9 Чем будет грозить неполучение корреспонденции по юридическому адресу?
Обязанность юридического лица получать корреспонденцию
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Должны ли совпадать место нахождения юридического лица («юридический» адрес) и «почтовый» адрес?
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, — генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, «по которому осуществляется связь с юридическим лицом». Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, «юридический. » и «фактический/почтовый адрес» организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.
Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений — за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/[email protected] «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации», под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).
В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.
Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.
Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.
В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).
Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.
Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Кто несет риск неполучения корреспонденции, направленной организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ
Соблюден ли в рассматриваемой ситуации претензионный порядок урегулирования спора, предусмотренный заключенным договором? Кто несет риск неполучения корреспонденции, направленной организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ?
Ответ: Если заказчиком была отправлена претензия по юридическому адресу подрядчика, указанному в ЕГРЮЛ, но организация по данному адресу не находится, то претензионный порядок урегулирования споров, предусмотренный договором подряда, соблюден.
Организация несет обязанность по получению корреспонденции, почты и сообщений, которые направлены по ее юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Риск неполучения таких сообщений несет сама организация.
Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
На основании абз. 3 п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.
В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
В пп. “в” п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ) указано, что в ЕГРЮЛ содержится адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
В абз. 2 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица” разъясняется, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Таким образом, из норм Закона N 129-ФЗ и ГК РФ следует, что в ЕГРЮЛ должен содержаться достоверный адрес организации, по которому с ней можно осуществлять связь. Организация несет ответственность за указание регистрирующему органу недостоверного адреса.
В обоснование данной позиции приведем примеры из судебной практики.
Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 06.03.2014 N Ф09-482/14 разъясняется, что получение поступающей корреспонденции является обязанностью юридического лица, оно несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего уполномоченного представителя.
Таким образом, если в ЕГРЮЛ указан адрес организации, по которому с ней осуществляется связь, организация обязана обеспечить получение информации и корреспонденции, которая направляется по такому адресу. Соответственно, риск неполучения такой информации и все негативные последствия несет сама организация. Отсюда следует, что в рассматриваемой ситуации муниципальным казенным учреждением был соблюден претензионный порядок урегулирования спора по договору подряда.
Кто вправе от имени компании получать адресованную ей судебную корреспонденцию
Как отмечалось выше, в правилах № 221, порядке № 114-п и особых условиях № 343 предусматривается процедура обязательной проверки полномочий лица, получающего судебное извещение от имени юридического лица. Причем по смыслу пункта 2 правил № 221 представителю компании для получения адресованной ей корреспонденции нужна доверенность и в уведомлении о вручении или извещении ф. 22 должен фигурировать номер этой доверенности.
Но на практике заказные письма из суда или извещения об их поступлении нередко вручаются обычным сотрудниками компании, на которых не оформлена доверенность на получение корреспонденции и в должностные обязанности которых эта функция тоже не входит. До руководства почтовые отправления, полученные такими лицами, могут и не дойти. Можно ли на этом основании доказать, что компания была надлежаще уведомлена? Практика показывает, что в большинстве случаев нет.
Суды исходят из презумпции того, что письмо вручено уполномоченному лицу обратное должна доказать компания. А сделать это не так просто, особенно если у компании не заключен договор с почтовым отделением и не оформлена доверенность на конкретных сотрудников на получение регистрируемых почтовых отправлений, копия которой хранится на почте. В большинстве случаев суды приходят к выводу, что компания не доказала отсутствие полномочий у лица, получившего извещение (см. постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.13 по делу № А06-304/2013, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.13 по делу № А56-10580/2013, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.13 по делу № А05-14181/2012, от 17.04.12 по делу № А13-13350/2011 и др.).
Nota bene!
Даже утверждение, что данное лицо никогда не являлось сотрудником заявителя, проверяется судом (компания должна это доказать) и может быть воспринято критически с учетом косвенных доказательств (в частности, если это лицо ранее уже получало адресованную компании корреспонденцию, если компания не обращалась на почту с претензией о вручении адресованной ей корреспонденции неуполномоченным лицам).
Причины трудностей в доказывании отсутствия полномочий. В части 3 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что судебное извещение, адресованное юридическому лицу, вручается лицу, уполномоченному на получение корреспонденции. Эта норма разъяснена в пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ № 12. По смыслу разъяснения суд должен проверить наличие полномочий у лица, получившего судебное извещение, но это полномочие не обязательно должно быть основано именно на доверенности оно может явствовать и из обстановки.
ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ
Судебное извещение, адресованное юридическому лицу, филиалу или представительству юридического лица, вручается лицу, уполномоченному на получение корреспонденции (ч. 3, п. 4 ч. 4 ст. 123 АПК РФ). Полномочие лица на получение корреспонденции может явствовать из обстановки, в которой действует лицо, принимающее корреспонденцию (например, это секретарь, сотрудник канцелярии) (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ № 12).
Суды понимают это разъяснение так, что получить извещение, адресованное компании, может любой ее сотрудник (см., например, постановления ФАС Московского округа от 28.03.12 по делу № А40-41791/11-1-240, Западно-Сибирского округа от 25.06.13 по делу № А45-16871/2012, Северо-Западного округа от 14.01.13 по делу № А05-9283/2012, Уральского округа от 04.09.12 по делу № А76-11996/2011, Второго арбитражного апелляционного суда от 24.10.12 по делу № А29-4103/2012, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.13 по делу № А32-32410/2012).
В одном деле ответчику помогло то, что в почтовом отделении имелось его заявление о перенаправлении поступающих в его адрес писем на другой адрес, однако почтальон, несмотря на это, доставил извещение по первоначальному адресу и вручил неуполномоченному лицу, у которого не было доверенности на прием корреспонденции. В подтверждение этого ответчик представил также объяснительную почтальона (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.12 по делу № А65-16350/2012).
Удачные примеры доказывания отсутствия полномочий. Тем не менее в судебной практике встречаются ситуации, когда компании все-таки смогли доказать, что адресованные им письма из суда были получены неуполномоченными лицами. Например, при наличии доказательств, что человек, который получил письмо, был сотрудником другой организации и не имел к данной компании никакого отношения, следовательно, его полномочия не могли явствовать из обстановки (см. постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.13 по делу № А51-14719/2013, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.12 по делу № А49-5010/2012).
В целом можно констатировать, что юристу компании для обоснования довода о вручении судебного извещения неуполномоченному лицу необходимо доказать, что лицо, получившее письмо, не является сотрудником компании, ему не выдавалась доверенность на получение корреспонденции от имени компании, при этом сама компания предприняла все зависящие от нее меры для получения корреспонденции по своему адресу (например, заключила договор с отделением почты и представила туда доверенности на лиц, которые уполномочены получать корреспонденцию), компания фактически получает корреспонденцию по своему адресу, но лицо, получившее судебное извещение, ранее от имени компании письма не получало.
Каждому юридическому лицу необходимо получать корреспонденцию по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ
В опубликованном на сайте суда постановлении №8668/13 от 19 ноября 2013 года Президиум ВАС РФ напомнил, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Такая правовая позиция была сформулирована ранее Пленумом ВАС РФ в пункте 1 постановления от 30.07.2013 №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».
По обстоятельствам арбитражного спора, рассмотренного Президиумом в этом постановлении, общество не получало почтовую корреспонденцию, направляемую по юридическому адресу ООО — адресу его государственной регистрации, указанному в ЕГРЮЛ.
Это привело к негативным для общества последствиям как в процессе, так и в результате привлечения его к ответственности за нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации, выявив нарушение обществом срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц, заблаговременно направило заказным письмом акт, содержащий обстоятельства совершенного нарушения, вместе с уведомлением о вызове плательщика страховых взносов, которыми общество извещалось о дате, времени и месте его рассмотрения, обществу по адресу государственной регистрации, указанному в ЕГРЮЛ.
Акт был рассмотрен фондом в отсутствие страхователя (представителя общества), поскольку оно считалось надлежащим образом извещенным, несмотря на то, что акт и извещение реально получены обществом не были.
Решение о привлечении к ответственности было направлено обществу также заказным письмом.
Доводы общества о неполучении акта и уведомления не смогли стать основанием для вывода о несоблюдении фондом процедуры привлечения к ответственности.
Порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании установлен Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» .
Видео (кликните для воспроизведения). |
В силу статей 38 и 39 Закона № 212-ФЗ о выявленных нарушениях составляется акт проверки, который вручается или направляется проверяемому лицу, имеющему право представить письменные возражения по указанному акту и обосновывающие их документы.
Акт проверки и другие материалы проверки, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка, которое вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано обязательным.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности, которое вручается или направляется лицу, в отношении которого вынесено (его уполномоченному представителю).
На основании вступившего в силу решения (по истечении 10 дней со дня вручения) проверяемому лицу направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа.
С 01.01.2012 Федеральным законом от 03.12.2011 №379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» часть 4 статьи 38 Закона №212-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку или направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В силу части 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ в случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта и уведмления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Специалисты нашей компании обращают внимание, что подобные недоразумения и проблемы можно предотвратить, заказав у нас регистрацию ООО под ключ с юридическим адресом или смену юридического адреса ООО.
Обязанность юридического лица получать корреспонденцию
Дата публикации 22.12.2015
Место нахождения и адрес юридического лица
Говоря о месте нахождения и адресе юридического лица, необходимо отметить, что эти понятия не идентичны. Разберемся, в чем заключается разница.
Место нахождения юридического лица
Под местом нахождения юридического лица подразумевается место его государственной регистрации на территории РФ. При этом в качестве места нахождения не требуется указывать конкретный адрес, достаточно названия населенного пункта (муниципального образования). Например, в качестве места нахождения можно указать «город Москва» или «городской округ Химки, Московская область» (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Место нахождения организации необходимо, во-первых, зафиксировать в учредительных документах, а во-вторых, указать при регистрации юридического лица для последующего внесения в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).
Нередко организации располагаются не в одном месте, а имеют широкую сеть филиалов и представительств в различных регионах. В подобных случаях не совсем ясно, где именно должна быть зарегистрирована организация. Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 ст. 54 ГК РФ. Согласно этой норме регистрировать организацию нужно в месте нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора, директора или президента). Если такой орган отсутствует, регистрировать организацию нужно по месту нахождения органа или лица, уполномоченного выступать от имени организации в силу закона, иного правового акта или учредительных документов.
Адрес юридического лица
Адрес юридического лица – это почтовый адрес, по которому находится постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Как и место нахождения, адрес (в пределах места нахождения) организации необходимо указывать при регистрации – эти данные включаются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).
В отличие от места нахождения, адрес юридического лица содержит не только указание на населенный пункт (муниципальное образование), но и на улицу и дом, в котором находится организация.
Адрес юридического лица не нужно включать в учредительные документы. Например, как следует из п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», устав ООО должен содержать его место нахождения.
Если же в учредительных документах уже указан адрес организации, соответствующий ее месту нахождения, вычеркивать или менять его не нужно.
Несовпадение юридического и фактического адресов
Действующее законодательство не содержит определений «юридического адреса» и «фактического адреса» организации. Подобное разделение имело место по причине того, что понятия «место нахождения» и «адрес» организации были введены в ГК РФ лишь с 01.09.2014. До этой даты считалось, что адрес, указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ, является «юридическим», а адрес, по которому организация ведет свою деятельность, но который не указан в ЕГРЮЛ, – «фактическим».
Учитывая вышесказанное, какие-либо прямые последствия при несовпадении указанных адресов законодательством не предусмотрены. Тем не менее следует помнить о негативных последствиях, которые могут иметь место в случае отличия адреса, указанного в документах, и фактического адреса организации.
Указание действующего адреса в ЕГРЮЛ – в интересах самой организации. Организация несет все риски, связанные с несовпадением указанного в ЕГРЮЛ адреса и фактического места нахождения организации. Например, корреспонденция, доставленная по такому адресу, считается полученной организацией даже в том случае, если она находится в другом месте и ничего не получала (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ).
Помимо риска неполучения организацией сообщений и корреспонденции можно выделить еще два:
- отсутствие возможности ссылаться на неверный адрес в случае спора;
- риск ликвидации организации.
Как следует из п. 2 ст. 51 ГК РФ, в отношениях с другими лицами юридическое лицо не имеет права ссылаться на неверность указанных в ЕГРЮЛ данных, поскольку подразумевается, что эти данные верны, следить за их правильностью должна сама организация. Исключение составляют случаи, когда неверные данные были внесены в реестр в результате чьих-либо неправомерных действий. Если же неверно указанные в реестре сведения (в том числе адрес) стали причиной причинения убытков третьим лицам, придется возместить такие убытки (абз. 3 п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Стоит иметь в виду и позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которую он изложил в п. 6 постановления от 30.07.2013 № 61. По мнению суда, налоговая инспекция может направить такой организации уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений о ее месте нахождения. Если такие сведения не будут предоставлены, налоговики могут обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.
Кроме того, за несвоевременное представление сведений о юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Когда нужно менять адрес или место нахождения
Под сменой адреса организации подразумевается любой ее переезд, даже если она переехала на другую улицу в том же населенном пункте. Смена места нахождения – это переезд организации в другой населенный пункт или другой регион.
Менять адрес в ЕГРЮЛ необходимо при каждой смене адреса организации (ее исполнительного органа). Сообщить в регистрирующий орган новый адрес необходимо в течение трех рабочих дней со дня, когда он был изменен (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).
При смене места нахождения организации соответствующие изменения нужно внести в устав организации. Если организация использует типовой устав, то вносить в него изменения ей не потребуется (п. 2.1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
Обязанность юридического лица получать корреспонденцию
Часто у нас возникает вопрос: что будет, если письмо, направленное нам (например, уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии), пролежит в почтовом ящике или на почте? Или что делать, если мы направили письмо, а адресат не приходит за ним на почту?
Ответы на указанные вопросы содержатся в пункте 1 статьи 165.1. Гражданского кодекса РФ.
Так, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
При этом сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем письмо было возвращено отправителю по истечении срока хранения.
В этом случае риск неполучения поступившей корреспонденции несет сам адресат. Если в таком письме содержится информация, имеющая правовое значение, то считается, что содержание сообщения было воспринято адресатом и повлекло соответствующие правовые последствия. Например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения, уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии считается врученным потребителю.
Необходимо отметить, что в случае, если юридически значимое сообщение адресовано гражданину – оно направляется по месту его жительства (регистрации), либо по адресу, который гражданин сообщил своему контрагенту в качестве места жительства.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
В случае если адресатом является организация, юридически значимое сообщение направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Согласно п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо несет риск последствия неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
Если Вы или Вам направили письмо по тому адресу, который указан в договоре или в ЕГРЮЛ, и при этом Вы или Ваш адресат не пошли на почту получать почтовое отправление, в соответствии с п. 1 ст. 165.1. Гражданского кодекса РФ считается, что письмо было доставлено, а сообщение, содержащееся в нем – повлекло соответствующие правовые последствия.
Таким образом, каждый вправе решать сам – получать почтовую корреспонденцию или нести риск последствий ее неполучения.
О получении письменной корреспонденции
Отдел по досудебному урегулированию налоговых споров УФНС России по Республике Тыва обращает внимание налогоплательщиков на необходимость доводить до сведения налоговых органов адреса для обмена почтовой корреспонденцией, так как несмотря на технологический прогресс и функционирование интернет-порталов государственных услуг, обыкновенная письменная корреспонденция остается одним из основных способов связи, особенно важным как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, которые пересылают извещения, письма и прочие официальные и процессуальные документы по почте. Несвоевременное получение почты, а тем более ее неполучение, может повлечь за собой неблагоприятные последствия.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа данного юридического лица, а в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах, а при государственной регистрации эта информация попадает в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Налоговые органы используют эти сведения при постановке организации на налоговый учет и при направлении в ее адрес почтовой корреспонденции. Таким образом, для связи с организацией налоговый орган должен использовать в своей работе ее зарегистрированный адрес, в свою очередь организация должна обеспечить получение корреспонденции по данному адресу. Следует отметить, что данное правило работает при условии, что налоговый орган не знает о существовании иных адресов организации.
Таким образом, если место фактического нахождения организации не совпадает с адресом, указанным при государственной регистрации юридического лица, то корреспонденция, направленная налоговым органом, может быть несвоевременно получена налогоплательщиком, либо не получена вообще, что может лишить налогоплательщика возможности своевременно представить пояснения, объяснения по исчислению и уплате налогов, возражения по актам налоговых проверок, документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговые вычеты и т. д.
Поскольку права налогоплательщика обеспечиваются надлежащим исполнением налоговым органом своих обязанностей, то неполучение либо несвоевременное получение налогоплательщиком корреспонденции может вызвать неблагоприятные последствия – как для налогового органа, так и для налогоплательщика.
В случае аренды абонентского почтового ящика в почтовом отделении связи налогоплательщики имеют право письменно уведомить об этом налоговый орган. В таком случае налоговый орган будет направлять корреспонденцию не только по зарегистрированному адресу, но и по всем известным адресам организации, что обеспечит своевременное получение налогоплательщиком направленной в его адрес корреспонденции и своевременное представление в налоговый орган по его запросам необходимых документов, пояснений и т.д.
Получаем корреспонденцию по месту нахождения юридического лица
Согласно статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В Постановлении ВАС РФ №61 от 30.07.2013года указано, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
К юридически значимым сообщениям относятся:
— судебные извещения, повестки
— извещения, требования налоговых органов, внебюджетных фондов, госорганов
— претензии, извещения контрагентов и др.
Получение корреспонденции на почтовом отделении по месту нахождения организации
Чем будет грозить неполучение корреспонденции по юридическому адресу?
В настоящий момент на рассмотрении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ находится проект постановления, который серьезным образом затрагивает интересы юридических лиц по вопросу несовпадения юридического адреса с реальным местом осуществления коммерческой деятельности. Представляется, что позиция суда, изложенная в данном проекте уже в самом скором времени будет активно применяться, а значит у бизнеса еще есть временной запас для исправления возможных правовых ошибок. Основные позиции Суда:
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия в указанном месте своего представителя.
Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами (контрагентами), доверявшими адресу, указанному в ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр. Претензии, требования, акты выполненных работ, финансовая документация, иски, а также извещения о судебных заседаниях, направленные по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ, при условии отсутствия в нем иных адресов, будут считаться надлежаще принятыми.
Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Например: 1) Если представленный для регистрации адрес обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц. 2) Если адрес в действительности не существует либо он заведомо не может свободно использоваться для связи (адрес органов государственной власти, воинские части и т.п.); 3) Если имеется заявление собственника о том, что он не разрешает использовать адрес для регистрации.
Вместе с тем Суд в своих разъяснениях обязывает регистрирующий орган принимать во внимание, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его исполнительного органа (правления), который может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная производственная деятельность юридического лица, это не должно расцениваться как нарушение закона.
При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, когда корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п., а представители юридического лица по адресу не располагаются, регистрирующий орган направляет юридическому лицу уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений о месте нахождения. Если же такие данные не будут предоставлены, то регистрирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Учитывая вышеизложенные риски, мы рекомендуем заблаговременно разрешить возможные вопросы в разночтении фактического и юридического адреса Вашего бизнеса.
Источники
Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.
ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.- Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.
- Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
Позвольте представиться. Мое имя Петр. Я уже более 20 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи.
Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.