Облагаются ли субсидии налогом при усн

Самое важное на тему: "Облагаются ли субсидии налогом при усн" с комментариями профессионалов. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному консультанту.

Полученные субсидии облагаются налогом – как отразить в учете?

Государство и региональные власти в рамках поддержки малого и среднего бизнеса выделяют из бюджета денежные средства на поддержку предпринимательства. В связи с этим при большом желании шансы получить субсидию на развитие своего дела достаточно высоки. И если вам это удалось, то нужно не забыть «на радостях» включить сумму субсидии в доходы. Как это правильно сделать? Рассмотрим ситуацию для каждого режима налогообложения.

Общий порядок признания

Полученные на развитие бизнеса субсидии облагаются налогами. Независимо от того, на каком режиме налогообложения находится индивидуальный предприниматель или организация, общие правила отражения субсидии в составе доходов таковы:

1. В течение двух налоговых периодов (календарных лет) со дня получения субсидии, она включается в состав доходов на ту же дату, когда признаются расходы, которые произведены за счет нее и в такой же сумме.

3. Если к концу второго года субсидия или часть ее еще не израсходована, то остаток включается в доходы в конце этого года.

Данный порядок налогообложения субсидий касается налогоплательщиков на ОСНО, УСН и ЕНВД.

Индивидуальные предприниматели и организации на ОСНО

Все доходы, которые получил предприниматель на общей системе (в том числе субсидии), включаются в налоговую базу по НДФЛ. В состав доходов включаются и субсидии, полученные на возмещение затрат (по ст.78 Бюджетного кодекса), за исключением субсидий на возмещение затрат по займам и кредитам, которые налогом не облагаются.

[2]

Полученные субсидии зачисляются в состав доходов пропорционально расходам, которые произведены фактически за счет средств этого источника, но не больше двух налоговых периодов. Аналогичный порядок применяется и для организаций с той разницей, что субсидии включаются в состав внереализационных доходов.

Особый порядок включения субсидий в состав доходов установлен для основных средств. Налогоплательщики на общей системе налогообложения включают сумму полученной субсидии в состав доходов одновременно с начислением амортизации (т.е. в момент признания расходов на основные средства).

Налогоплательщики на УСН с объектом «доходы – расходы»

Налогоплательщики на УСН на общих основаниях включают субсидию в состав доходов одновременно с признанием расходов, произведенных за счет нее. Однако следует помнить, что при реализации покупных товаров, приобретенных за счет субсидии, в момент поступления денежных средств от покупателя отражается выручка от продажи. И получается, что единым налогом облагается вся выручка без уменьшения ее на себестоимость товаров.

Рассмотрим пример. Предприниматель получил субсидию в размере 50 000 руб. и закупил на эту сумму товары, которые реализованы за 60 000 руб. В этом случае в графе 5 отражается расход, равный покупной стоимости товаров, в сумме 50 000 руб. В графе 4 отражается: доход в сумме израсходованной субсидии 50 000 руб. и выручка от продажи в сумме 60 000 руб. Единый налог составит: 60 000 * 15% = 9 000 руб.

Следует также помнить, что при использовании объекта налогообложения «доходы – расходы» сумма субсидий (отраженная в доходах) учитывается при расчете минимального налога. Изменим условия предыдущего примера. Пусть получена субсидия в размере 100 000 руб., на которую приобретены товары, далее имела место их реализация, выручка составила 105 000 руб. Кроме того, имели место и другие расходы (заработная плата, аренда и т.п.) на сумму 95 000 руб. Единый налог составит: (105 000 руб. — 95 000) * 15% = 1 500 руб. Минимальный налог: (100 000 + 105 000) * 1% = 2 050 руб. Поэтому в бюджет нужно заплатить минимальный налог.

Налогоплательщики на УСН с объектом «доходы»

Полученные на УСН субсидии облагаются налогами в общем порядке. Субсидия может отражаться в доходах по мере ее расходования, если налогоплательщик ведет учет израсходованных сумм. Поэтому в Книге учета доходов и расходов отражается сумма субсидии одновременно с расходами, т.е. в одинаковых суммах делаются записи в графе 4 (на сумму субсидии) и в графе 5 (на сумму расхода, произведенного за счет субсидии).

Если ведется такой учет, то доходы в виде субсидии не переносятся в декларацию по УСН и не учитываются в расчете единого налога. Если же учет расходов не ведется, то сумма субсидии включается в состав доходов и налоговую базу по налогу при УСН.

Субсидии при ЕНВД: где искать подвох?

Интереснее всего при учете субсидий приходится налогоплательщикам, применяющих ЕНВД. В рамках деятельности, которая переведена на это налоговый режим, можно учитывать только те субсидии, которые получены на возмещение недополученных доходов.

[1]

Предприниматели и организации, которые находятся на ЕНВД и получили субсидию на развитие бизнеса, не могут учитывать ее как доход от деятельности на ЕНВД, даже если она в полном объеме израсходована на эту деятельность (Письмо ФНС России № ЕД-4-3/[email protected]от 21.06.2011).

Полученные на развитие бизнеса субсидии облагаются налогом по общей или упрощенной системе налогообложения. Следует отметить, что при использовании УСН с объектом «доходы» или общей системы налогообложения в данном случае налог не придется платить (если субсидия полностью израсходована за 2 периода), поскольку доходы (субсидия) будут равны расходам (за счет этой же субсидии). Поэтому основная забота – сдавать в период расходования субсидии две декларации: по ЕНВД и по УСН или налогу на прибыль (НДФЛ).

[3]

Ваше предприятие относится к малым? Если не знаете — почитайте здесь. Какую еще поддержку ваше предприятие может получить от государства? Узнайте здесь. А в этой статье мы расскажем об организации учета на малых предприятиях.

А вы смогли получить субсидию на развитие своего бизнеса? Не возникали ли претензии со стороны налоговых органов по вопросу налогообложения субсидий? Поделитесь, пожалуйста в комментариях!

Облагаются ли субсидии налогом при УСН

Главная страница Форум Гарант
Видео (кликните для воспроизведения).

Здесь почитайте и определитесь:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В СВЯЗИ С ПОЛУЧЕНИЕМ СУБСИДИЙ ИЗ БЮДЖЕТА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УСН

Читайте так же:  Особенности полного и частичного досрочного погашения ипотеки

Что касается субсидий, предоставленных налогоплательщикам из областного бюджета в рамках оказания поддержки малому и среднему предпринимательству (их иногда путают с субсидиями на самозанятость), то согласно Письму Минфина России от 27.01.2010 N 03-11-11/18 они относятся к внереализационным доходам и подлежат включению в налоговую базу.
Аналогичные разъяснения даны и в отношении средств, получаемых из федерального бюджета в рамках целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» (Письмо Минфина России от 18.01.2010 N 03-11-11/04).
Отдельно можно выделить субсидии, полученные из местных бюджетов на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ. Эти поступления не учитываются при исчислении налога по УСН на основании того, что данные расходы прямо поименованы в ст. 251 НК РФ (Письмо Минфина России от 12.11.2009 N 03-11-06/2/241).
Таким образом, большинство субсидий, выделяемых коммерческим организациям, являются налогооблагаемыми. Исключение составляют целевые средства, прямо поименованные в ст. 251 НК РФ, а также субсидии, по которым законодательство предусматривает «особый» порядок учета и налогообложения.

Субсидия при УСН: облагается ли налогом

Субсидия — денежная помощь государства организациям и предпринимателям в обмен на соблюдение ими определенных условий.

Есть два вида субсидий, для которых при УСН установлен льготный порядок налогообложени

ВИД 1. Cубсидии, полученные в рамках госпрограмм, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Это субсидии, которые безработные граждане, пожелавшие начать собственный бизнес, получили от местного центра занятости населения (ЦЗН). В 2015 г. размер субсидии равен годовому максимальному пособию по безработице — 58 800 руб. (4900 руб. х 12 мес.). Если же начинающий бизнесмен может обеспечить работой не только себя, но и других безработных (лиц, состоящих на учете в ЦЗН), тогда он получает от центра занятости дополнительно по 58 800 руб. на каждое созданное рабочее мест

ВИД 2. Cубсидии, полученные организациями и предпринимателями в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательств

Общий принцип учета этих видов субсидий в целях налогообложения одинаков. Разница лишь в периоде времени, в течение которого субсидию надо израсходовать, чтобы не пришлось платить с нее налог при УСН:

Итак, в течение 2 (3) календарных лет со дня получения субсидии она включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов.

Если всю сумму субсидии вы потратите в первый год, то в этом году вы покажете всю сумму субсидии как доход и одновременно отразите произведенные за счет нее расходы. И в итоге с полученной суммы субсидии налог платить вам не придетс

Кстати, имейте в виду, что если субсидия вида 2 получена в конце первого года (например, в декабре 2014 г.), то фактически на ее расходование вам отводится уже не 2 года, а только 1 год (2015 г.).

Если к окончанию второго (третьего по субсидии вида 1) календарного года вы потратите не всю сумму субсидии, то именно неизрасходованную часть (а не всю полученную сумму) вам надо будет включить в доходы по состоянию на конец второго (третьего)

Однако, если вы получили субсидию вида 1, но нарушили условия ее получения (например, прекратили предпринимательскую деятельность как ИП до истечения годового срока, израсходовали субсидию не на те цели, что были предусмотрены при ее выделении), тогда сумма субсидии в полном объеме отражается в доходах того календарного года, в котором допущено нарушени

Как субсидия влияет на сумму минимального налога

Если упрощенец с объектом «доходы минус расходы» по итогам года получил убыток или сумма налога за год меньше чем 1% от суммы доходов, то придется платить минимальный нало (подробнее см. «Налог и минимальный налог на УСН при объекте “доходы минус расходы”»). При этом в доходы для расчета налога исходя из 1% от доходов вы включаете как выручку от реализации, так и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсиди Но в доходы в целях исчисления минимального налога попадет опять-таки не вся полученная субсидия, а только часть, равная:

Если же вы получили субсидию вида 1 и при этом нарушили условия ее предоставления, тогда в доход вам придется включить всю сумму полученной субсидии.

Если вы будете вести учет полученных субсидий и тратить их строго по целевому назначению, тогда у вас не будет никаких проблем. Налог при УСН с полученной от государства помощи вам платить не придется.

Облагаются ли субсидии налогом при УСН

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-03-06/4/106 Об учете для целей применения УСН субсидий из бюджетов бюджетной системы, предоставляемых некоммерческим организациям

Вопрос: Областной Союз садоводческих, огороднических некоммерческих объединений является основанной на членстве некоммерческой организацией.

Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан в области ежегодно получают субсидии, предоставляемые из бюджета субъекта на возмещение части затрат произведенных в соответствующем году на приобретение имущества общего пользования, а также затрат произведенных на выполнение определенного вида работ. Данная субсидия, по нашему мнению, является целевой, так как предназначена для определенной цели — возмещения части затрат на приобретение имущества общего пользования или выполнение работ собственникам приобретенного имущества.

При этом приобретенное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением за счет целевых взносов имущество общего пользования, а также результаты выполненных работ в соответствии со статьями 1, 4 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» являются общей собственностью членов такого объединения.

Таким образом, имущество общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения приобретается и создается исключительно за счет целевых взносов, а все приобретенное и созданное за счет целевых взносов имущество является собственностью членов соответствующего объединения (а не собственностью соответствующего объединения). Субсидия из бюджета области выделяется с целью возмещения части расходов на приобретение (создание) имущества общего пользования. То есть по смыслу вышеупомянутых норм права денежные средства, полученные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением в виде субсидии, подлежат распределению между членами такого объединения, вносившими целевые взносы на приобретение (создание) этого имущества, а это в свою очередь значит, что у садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения при получении субсидии на возмещение соответствующих затрат возникает обязанность по ее целевому использованию — распределению между садоводами — членами соответствующего объединения.

Читайте так же:  Кто отвечает за радиаторы отопления в квартире

Субсидии, направленные на возмещение части затрат на приобретение (создание) имущества общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении, обладают всеми признаками, предусмотренными п. 2 статьи 251 НК РФ, а именно — являются целевыми, направленными на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступающими безвозмездно на основании решений органов государственной власти. Таким образом, при соблюдении дополнительных признаков — использовании по назначению (распределении между членами объединения, вносившими целевые взносы на приобретение или создание соответствующего имущества общего пользования) и ведении раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений, данные субсидии подпадают под действие п. 2 ст. 251 НК РФ и не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль и по налогу, уплачиваемому организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее — УСН).

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

В связи с неоднозначным толкованием вышеобозначенных норм права, руководствуясь статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации, просим дать разъяснения по вопросу о том, подлежат ли включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а также по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации на возмещение части затрат, связанных с приобретением (созданием) имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях применения упрощенной системы налогообложения субсидий из бюджетов бюджетной системы, предоставляемых некоммерческим организациям в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии с положениями статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах могут предусматриваться субсидии бюджетным и автономным учреждениям. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 указанной статьи в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями. Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Таким образом, БК РФ не устанавливает ограничений для предоставления субсидий из бюджета некоммерческим организациям (за исключением казенных учреждений).

Порядок учета в целях применения упрощенной системы налогообложения указанных субсидий зависит от организационно-правовых форм некоммерческих организаций — получателей субсидий, целей их создания, предусмотренных законодательством Российской Федерации и уставными документами, а также условий предоставления и предназначения субсидий.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщики, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ).

В статье 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К таким целевым поступлениям согласно подпункта 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Целевой характер подобных выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями.

Таким образом, если субсидии предоставлены некоммерческой организации безвозмездно на осуществление уставной деятельности, а не в оплату стоимости выполненных такой организацией работ, оказанных услуг, то при ведении раздельного учета указанные средства не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Обзор документа

Субсидии из бюджета субъекта РФ на возмещение части затрат, связанных с приобретением (созданием) имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного НКО предоставлены не в оплату стоимости выполненных НКО работ (оказанных услуг), а именно для осуществления уставной деятельности. Это в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ позволяет не учитывать их при определении налоговой базы. Поэтому данные средства не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. При этом обязательно должен вестись раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Облагаются ли субсидии налогом при УСН

Хвостова С. В., заместитель директора – руководитель аудиторской практики ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Читайте так же:  Передача земельного участка в собственность муниципалитета

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

— категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;

— цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ).

Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 В«Учет государственной помощиВ». Организации, применяющие В«упрощенкуВ», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ не содержит.

Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

— капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

Субсидии на покупку основных средств

Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

— получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

— отражены расходы на покупку основного средства;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

— введены в эксплуатацию основные средства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98

— отражено целевое использование бюджетных средств;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

Одновременно с этим записывают:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91

— списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.

Субсидии на текущие расходы

При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

— получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

— отпущены в производство материалы.

Кроме того, бухгалтер записывает:

КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

— отражена субсидия в составе прочих доходов.

Учет субсидий при расчете единого налога

Организации на «упрощенке » при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены.

Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. N 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении В«упрощенкиВ». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. N 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. N 03-11-06/2/24 и других.

В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. N 03-11-06/2/267).

Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом N 209-ФЗ В«О развитии малого и среднего предпринимательства в РФВ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.

Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.

Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.

При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. N 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. N 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. N ШС-07-3/[email protected]).

Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:

— по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;

Субсидия считается доходом ИП, применяющего УСН

Минфин России в ответ на запрос налогоплательщика разъяснил, что в случае применения одновременно двух налоговых режимов, УСН и ПСН, при получении субсидии на развитие деятельности по патенту, налогоплательщик должен включить размер субсидии в доход по УСН (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 октября 2016 г. № 03-11-11/60136 «Об учете в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, денежных средств в виде субсидий, полученных индивидуальным предпринимателем из бюджета на развитие деятельности, на которую им получен патент»).

В рассмотренном случае ИП в 2015 году применял ПСН и одновременно состоял на учете в налоговом органе налогоплательщиком УСН. При этом он получил субсидию из бюджета через Министерство инвестиций и инноваций на развитие деятельности по патенту.

Финансисты уточнили, что по итогам 2015 года ИП обязан был подать налоговую декларацию и отчитаться об уплаченном УСН. При исчислении налога ему необходимо было иметь в виду, что налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ (ст. 346.15 НК РФ).

Читайте так же:  Доверенность на иностранного гражданина от юридического лица

Доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования не учитываются при определении налоговой базы по УСН (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Однако выделенная ИП субсидия не может быть признана целевым финансированием, так как получателями бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, должны быть либо орган государственной власти, либо орган управления государственным внебюджетным фондом, либо орган местного самоуправления или местной администрации, либо находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Представители Минфина России также упомянули, что при определении налоговой базы для исчисления УСН не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и физлиц, и использованные указанными получателями по назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные ИП из бюджета на развитие деятельности по патенту, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и, соответственно, в полном объеме учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по УСН.

Определение доходов для налогообложения в связи с получением субсидий из бюджета при применении УСН

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2011, N 3

Практически все субсидии, получаемые из бюджета коммерческими организациями, подпадают под налогообложение. При этом подход контролирующих органов основан на том, что многие субсидии либо не являются целевыми согласно ст. 251 НК РФ, либо прямо не поименованы в перечне, установленном ст. 251 НК РФ, который является закрытым.

Позиция Минфина России по данному вопросу отражена в целом ряде писем. В частности, в Письме Минфина России от 14.08.2009 N 03-03-05/156 отмечается следующее. Предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения. При решении вопроса о порядке учета в целях налогообложения субсидий, полученных коммерческими организациями в соответствии со ст. 78 БК РФ, необходимо учитывать следующее. Для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение условий:

  1. средства должны быть получены напрямую из бюджета;
  2. полученные средства должны носить целевой характер;
  3. налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ. Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в ст. 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не указаны, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются в том числе на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, т.е. в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом, поскольку затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.

В Письме Минфина России от 05.08.2010 N 03-11-06/2/123 в подтверждение изложенной точки зрения приводятся такие аргументы: «. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 БК РФ, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения. в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств коммерческая организация не обязана отчитываться».

Кроме того, на основании Письма Минфина России от 10.08.2009 N 03-11-06/2/150 «. денежные средства, полученные из бюджетов разных уровней в виде субсидий. должны учитываться при определении объекта налогообложения в связи с тем, что коммерческие организации не обладают статусом бюджетных учреждений. «.

Данные выводы применимы и к организациям, применяющим УСН.

Таким образом, согласно приведенному мнению финансового ведомства, практически все субсидии, получаемые из бюджета коммерческими организациями, применяющими УСН, будут подпадать под налогообложение как внереализационные доходы.

Однако для ряда субсидий предусмотрен особый порядок учета и налогообложения, например субсидий, полученных от центра занятости на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест (субсидии на самозанятость).

Особенно актуальным вопрос налогообложения этих субсидий стал с того момента, когда активно «заработала» государственная программа по их предоставлению. Некоторое время данный вопрос был совершенно не урегулирован. И вот Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ были внесены поправки в НК РФ. Закон вступил в силу с 7 апреля 2010 г., его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 2009 г. Согласно внесенным изменениям субсидии на самозанятость учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

Читайте так же:  Судебные приставы реализация имущества торги

В случае нарушения условий получения указанных выплат их суммы в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, учтенных в соответствии со ст. 346.17 НК РФ, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

Если расходы, предусмотренные условиями получения указанных сумм выплат, произведены полностью в течение первого (первых двух) налогового периода, то полученные выплаты и осуществленные за счет этих выплат расходы отражаются в налоговом учете в соответствующих налоговых периодах.

Казалось бы, проблема была решена. Однако вопросы оставались. Прежде всего у тех, кто применял УСН с объектом налогообложения «доходы». Эти налогоплательщики не имеют права уменьшать свои доходы ни на какие расходы. Таким образом, они в данном случае оказывались в неравных условиях с теми, кто выбрал объект налогообложения «доходы минус расходы». У них возникали дополнительные налоговые обязательства — исчислить и уплатить налог с полученных субсидий.

Минфином России было разъяснено, что «. нормами п. 1 ст. 346.17 Кодекса должны руководствоваться как налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, так и налогоплательщики, применяющие указанную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.

. Учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. » (Письма от 23.04.2010 N 03-11-09/33, от 26.04.2010 N 03-11-11/116). Форма и Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н. Так, в графе 4 разд. I отражаются субсидии в размере фактически произведенных расходов, а в графе 5 этого же раздела — соответствующие суммы осуществленных расходов.

То есть в разъяснениях рекомендуется заполнять указанные графы налогоплательщикам как с объектом налогообложения «доходы минус расходы», так и «доходы». При этом налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы», при определении суммы дохода, подлежащей налогообложению за соответствующий период, данные суммы выплат не учитывают (Письмо Минфина России от 01.09.2010 N 03-11-11/230).

Пример. Налогоплательщик, применяющий УСН, получил в октябре 2009 г. субсидию на самозанятость в размере 58 800 руб. В ноябре и декабре 2009 г. на расходы, заявленные в бизнес-плане и утвержденные при получении субсидии, было направлено 20 000 руб. В мае 2010 г. условия получения субсидии были нарушены.

Порядок отражения субсидии будет следующим.

  1. Для налогоплательщика, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», субсидия за 2009 г. в сумме 20 000 руб. учитывается в составе доходов с одновременным отражением в расходах и в Книге учета доходов и расходов и в разд. 2 декларации по УСН (строки 210 и 220). То есть в 2009 г. полученная сумма фактически налогом не облагается. Субсидия за 2010 г. (при нарушении условий получения выплаты) в сумме 58 800 руб. отражается в составе доходов и в декларации по УСН, и в Книге учета доходов и расходов, т.е. появляется налогооблагаемый доход. При этом обязанности подать уточненную декларацию за 2009 г. не возникает.
  2. Для налогоплательщика, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», субсидия за 2009 г. в размере 20 000 руб. отражается в составе доходов с одновременным отражением в расходах в Книге учета доходов и расходов. При этом в итоговую величину дохода (в Книге учета доходов и расходов) эта сумма не включается, соответственно, не отражается по строкам 210 и 220 разд. 2 декларации по УСН. Субсидия за 2010 г. в размере 58 800 руб. учитывается полностью в составе доходов и, соответственно, попадает в строку 210 декларации по УСН.

Что касается субсидий, предоставленных налогоплательщикам из областного бюджета в рамках оказания поддержки малому и среднему предпринимательству (их иногда путают с субсидиями на самозанятость), то согласно Письму Минфина России от 27.01.2010 N 03-11-11/18 они относятся к внереализационным доходам и подлежат включению в налоговую базу.

Аналогичные разъяснения даны и в отношении средств, получаемых из федерального бюджета в рамках целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» (Письмо Минфина России от 18.01.2010 N 03-11-11/04).

Отдельно можно выделить субсидии, полученные из местных бюджетов на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ. Эти поступления не учитываются при исчислении налога по УСН на основании того, что данные расходы прямо поименованы в ст. 251 НК РФ (Письмо Минфина России от 12.11.2009 N 03-11-06/2/241).

Таким образом, большинство субсидий, выделяемых коммерческим организациям, являются налогооблагаемыми. Исключение составляют целевые средства, прямо поименованные в ст. 251 НК РФ, а также субсидии, по которым законодательство предусматривает «особый» порядок учета и налогообложения.

Источники


  1. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.

  2. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.

  3. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
  4. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.
  5. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.
  6. Облагаются ли субсидии налогом при усн
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here