Налоговая проверка при ликвидации юридического лица

Самое важное на тему: "Налоговая проверка при ликвидации юридического лица" с комментариями профессионалов. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному консультанту.

Особенности налоговой проверки после ликвидации ООО

Ликвидировать ООО в некоторых случаях бывает труднее, чем его открыть. Чтобы пройти процедуру ликвидации, нужно собрать немало бумаг, провести целый ряд переговоров, погасить долги, разобраться со счетами. Еще одной головной болью для владельца ликвидируемого предприятия может стать выездная налоговая проверка, которую иногда назначают после закрытия ООО.

Чего ждать от этой проверки? Как к ней подготовиться? Какие документы необходимо предоставить и в какой срок? Что делать по результатам ревизии? Разберемся.

Обязательна ли налоговая проверка ликвидируемого бизнеса?

Далеко не все ликвидируемые ООО проходят налоговую проверку. Местные органы ФНС вовсе не обязаны назначать ревизию после закрытия предприятия. Тем не менее такое право у них есть – оно закреплено в ст. 89 Налогового кодекса. Причем проверка может быть назначена на любое время, вне зависимости от того, когда на предприятии была предыдущая налоговая ревизия.

Обратите внимание! По общему правилу, налоговые органы имеют право проверять предприятия не чаще одного раза в год. Однако ревизия после ликвидации ООО может быть назначена на тот же год, когда проводилась плановая проверка. То есть владельцу ликвидируемого бизнеса, возможно, придется выдержать две проверки подряд.

В каких случаях назначают проверку

Любой владелец закрываемого бизнеса обязан уведомить ФНС о грядущей ликвидации. Орган власти, в свою очередь, примет решение о необходимости проведения проверки или отсутствии такой необходимости. При решении вопроса налоговики будут руководствоваться несколькими факторами:

  • Имеющиеся сведения о деятельности закрываемого ООО. Если у предприятия никогда не было проблем с уплатой налогов: бизнес не срывал сроки взносов, не накапливал долги, не пытался уклониться от взыскания, не получал штрафных санкций и пеней, то проверка может не назначаться. Если же предприятие было проблемным для налоговиков, то ревизию могут назначить, даже если предыдущая проверка проводилась всего пару месяцев назад.
  • Дата предыдущей проверки. Налоговой службе не нужна лишняя работа: сотрудники не станут проверять ответственное предприятие после закрытия, если за пару месяцев до ликвидации на нем уже была ревизия. Опять же это не касается проблемных ООО.
  • Внутренние регламенты налоговой службы. С этим пунктом никогда не угадаешь: сотрудники ведомства иногда руководствуются весьма странными установками, о которых не знают простые смертные. Разнарядки могут быть самые разнообразные и порой очень странные: обязательно проверить все предприятия, торгующие картошкой, или организовать ревизию всех бизнесов, чьи владельцы занимаются рукоделием. Мы, конечно, утрируем, но иногда налоговая служба ведет и впрямь абсурдную деятельность.

Как будет проходить проверка

Если налоговая проверка все же будет назначена, без ее результатов закрыть предприятие не удастся. Поэтому владельцу бизнеса придется внимательно отнестись и к ходу ревизии, и к ее результатам.

В рамках проверки налоговые органы запросят у компании финансовую документацию и отчетность не более чем за 3 года, предшествующих ревизии. Просить бумаги за больший срок запрещено Налоговым кодексом. В пакет документов для налоговиков должны войти следующие бумаги:

  • выписка из ЕГРН на недвижимость, которую занимает предприятие (на праве собственности или аренды);
  • кассовые чеки, квитанции, ордера прихода-расхода;
  • документация первичного учета;
  • налоговые декларации;
  • сведения о зарплатах сотрудников.

В рамках проверки сотрудники ФНС произведут следующие действия:

  • оценят рабочие места сотрудников ООО на предмет соответствия нормам трудового права;
  • проведут инвентаризацию всего имущества предприятия;
  • сфотографируют помещения и оборудование;
  • сверят бухгалтерскую и налоговую отчетность;
  • изымут необходимую документацию.

Сотрудники ФНС сверят показатели, чтобы установить, нет ли у предприятия задолженности по налогам. Ведь бюджет считается одним из кредиторов любого ООО, соответственно, налоговые задолженности, то есть долги перед бюджетом, нужно погасить наряду со всеми другими платежными обязательствами.

Если налоговики выявят наличие долгов или неточностей в отчетной документации, в ликвидации предприятия будет отказано до устранения всех нарушений. После их устранения документы придется перепроверять, и в них снова могут обнаружиться неувязки. Соответственно, к налоговой проверке после ликвидации ООО необходимо подходить очень внимательно, чтобы не растянуть процесс закрытия бизнеса на десятилетия.

Каковы максимальные сроки ревизии

С 2017 года срок налоговой проверки малого бизнеса был сокращен до одного года. Однако налоговики могут продлить его еще на полгода. Поэтому не стоит ожидать прохождения проверки в кратчайшие сроки: всегда стоит готовиться к худшему.

Для справки

В соответствии со ст. 89 НК РФ стандартный срок прохождения налоговой проверки после ликвидации ООО составляет 2 месяца.

К слову, срок назначения проверки после подачи документов о ликвидации законодательно не ограничен. Поэтому, подав уведомление о закрытии ООО по форме Р15001, владелец бизнеса должен самостоятельно обращаться в налоговые органы и узнавать, назначена ли ему ревизия или он может спокойно закрывать свою фирму.

Если суммировать эти сроки, то проверка после ликвидации может занять больше 2 лет: в течение первого года ревизия будет назначаться, еще полтора года налоговики будут осматривать и фотографировать помещения, инвентаризировать движимое имущество, проверять бумаги. Чтобы минимизировать потери, владелец бизнеса должен постараться привести свой бизнес перед ликвидацией в то состояние, в котором ему точно не понадобится налоговая проверка.

В каких случаях налоговая проверка точно не потребуется

Владельцы некоторых категорий бизнеса могут быть спокойны: им налоговая ревизия после ликвидации точно не грозит. Проверку точно не назначат, если предприятие соответствует одному из следующих пунктов:

  • продается;
  • имеет всего одного учредителя, поэтому делить активы не с кем;
  • не ведет деятельность уже 3 года и более;
  • имеет нулевой бухгалтерский баланс.

Кроме того, как уже отмечалось, налоговая проверка может не понадобиться компании, которая всегда аккуратно вела налоговые дела. Однако отсутствие задолженностей в предыдущие годы не является стопроцентной страховкой от ревизии. А вот нулевой бухгалтерский баланс – является. Впрочем, если фирма всегда аккуратно вела дела, скорее всего, к моменту закрытия у нее и будет ноль на балансе. Вряд ли ответственные владельцы допустят неожиданное появление долгов прямо перед закрытием.

Читайте так же:  Предварительный договор мены квартиры с доплатой образец

Что делать по результатам ревизии

Если налоговые органы не выявят нарушений в финансовой деятельности предприятия, его владелец получит соответствующие документы, подтверждающие отсутствие долгов перед бюджетом и других кредиторских задолженностей. Таким образом ФНС подтвердит чистоту и полноту уплаты налогов и даст добро на закрытие бизнеса. После этого владельцу останется лишь законодательно завершить процедуру и поступить с бизнесом так, как он планировал: полностью ликвидировать, продать, передать другим владельцам или любым другим образом распорядиться своей бывшей компанией.

Энциклопедия решений. Выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица

Выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица

В случае ликвидации налогоплательщика-организации налоговым органом может быть вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Такая проверка является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной проверки. Соответственно, на нее не распространяются установленные п. 5 ст. 89 НК РФ ограничения по количеству выездных проверок (не более двух выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период) (п. 3.2 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/[email protected]).

Какие-либо другие специальные правила в части назначения и проведения такой проверки ст. 89 НК РФ не установлены.

Вместе с тем необходимо учитывать, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ).

Поэтому после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования организации налоговый орган не может проводить налоговую проверку такой организации (письма Минфина России от 29.07.2011 N 03-02-07/1-267, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, вопрос 8).

В то же время действующий порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией предусматривает уведомление регистрирующего органа о том, что компания находится в процессе ликвидации. Только после этого публикуются сведения о принятии компанией соответствующего решения и осуществляются дальнейшие действия в рамках процедуры ликвидации, в том числе, подача уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, а также подача документов для внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации этой компании (ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ).

При этом в случае проведения выездной налоговой проверки в отношении компании, находящейся в процессе ликвидации, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Соответствующий запрет установлен в п. 4 ст. 20 Закона N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, действующей с 30.03.2015).

А поскольку составление промежуточного ликвидационного баланса является только промежуточной стадией в процедуре ликвидации компании (ст. 63 ГК РФ), то в такой ситуации невозможно и проведение заключительной стадии этой процедуры — внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица.

[1]

Соответственно, до окончания выездной налоговой проверки и вступления в силу решения, вынесенного по ее результатам ликвидация компании не может быть завершена (см. решение ФНС от 14.07.2015 N 55-p).

Проведение выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией организации является правом налоговых органов, а не обязанностью. То есть при ликвидации организации проверка может и не проводиться.

В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации, находящейся в процессе ликвидации, а также вступления в силу итогового документа по результатам данной проверки налоговый орган в течение 5 рабочих дней сообщает в регистрирующий орган по местонахождению этой организации (п. 5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Также государственная регистрация компании в связи с ее ликвидацией не осуществляется в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к ней, — до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (п.п. 4-5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Налоговая инспекция при ликвидации общества с ограниченной ответственностью

Недействующих организаций, о которых забыли их учредители, в России достаточно много. Чаще всего к процедуре ликвидации прибегают ООО, которые имеют задолженность перед кредиторами, но нередки и случаи, когда учредители решают закрыть ООО, которое перестало приносить доход.

Регистрация и ликвидация ООО проводится налоговой инспекцией. Согласно ст. 20 ФЗ №129 от 08.08.01 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители Общества уведомляют о его ликвидации в течение 3-х рабочих с дней с момента принятия решения. Заявителем при этом служит руководитель ликвидационной комиссии. Это служит основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ о том, что ООО находится в процессе ликвидации.

Нужно ли уведомлять налоговую инспекцию о ликвидации?

Как уже отмечалось выше, уведомление о ликвидации общества должно быть подано в ИФНС не позднее трех рабочих дней после принятия решения. Решение о ликвидации должно быть оформлено через общее собрание участников либо решением единственного учредителя (в случае если ООО имеет только одного участника). В налоговую вместе с уведомлением о ликвидации юридического лица предоставляется протокол собрания участников.

Уведомление для налоговой инспекции оформляется по утвержденной Приказом ФНС от 25.01.12 г. форме №Р15001 и должно соответствовать следующим требованиям:

Также необходимо отметить, что при распечатке на первой странице в верхнем правом углу может отсутствовать информация об утверждении формы. Это допустимо.

Помимо ФНС о ликвидации общества с ограниченной ответственностью нужно уведомить местное отделение ПФР и ФСС, и подать объявление через «Вестник государственной регистрации» для кредиторов.

Читайте так же:  Отвечает ли наследник по долгам наследодателя

Как проходит налоговая проверка?

После получения уведомления налоговая назначает проверку ООО. При этом аудит может проводиться даже в том случае, если он уже проходил относительно недавно (п. 11 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Руководитель ФНС выносить решение, в котором указывает наименование Общества, предмет проверки, ее сроки и список уполномоченных для досмотра документации лиц.

Проверяемый период составляет не более 3-х предшествующих лет, а сроки проверки не превышают 2-х месяцев.

В ходе аудита ликвидируемого ООО, налоговой проверяются следующие типы документации:

  • кассовая отчетность;
  • первичные бухгалтерские документы (договоры, чеки, счета-фактуры, накладные и т.п.);
  • договоры аренды;
  • налоговые декларации и другие отчеты, которые предоставляются юридическими лицами в социальные фонды.

Проверяющие имеют право не только проверять документы, но и проводить инвентаризацию, а также осуществлять ревизию складских и подсобных помещений, что закреплено в п. 13 ст. 89 Налогового кодекса РФ.

По результатам проверки уполномоченному председателю ликвидационной комиссии выдается справка установленного образца.

Налоговая проверка – это ключевой этап ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Ее последствия могут привести к незапланированным финансовым издержкам. Но есть возможность пройти этот этап с минимальными потерями.

Основной целью аудита, проводимого ФСН, является выявление нарушений российского законодательства в области налогового и бухгалтерского учета во время ведения компанией своей хозяйственной деятельности, и определение преднамеренного занижения учредителями Общества базы налогообложения.

Чтобы налоговая проверка при ликвидации ООО прошла максимально быстро и без штрафных санкций, стоит предпринять меры для выявления возможных нарушений. Это можно сделать посредством внешнего и внутреннего аудита.

Внутренний аудит можно поручить бухгалтерии предприятия. Но, как показывает практика, внутренней проверки недостаточно, так как сотрудники могут проявлять личную заинтересованность. Внешний аудит осуществляется сторонней аудиторской компании. После проверки бухгалтерской и финансовой документации независимые аудиторы составляют отчет. В нем содержатся все выявленные недочеты, допущенные бухгалтерией компании. По данным такого заключения можно самостоятельно скорректировать отчеты и осуществить доплаты в бюджет и фонды в случае выявления недоимок. Все это поможет избежать конфликтов с налоговым органом и начисления штрафов.

Документы в налоговую при ликвидации ООО

Помимо внутреннего документа (приказа, протокола, решения) о ликвидации общества с ограниченной ответственностью, в ФНС необходимо предъявить следующий перечень документации:

  • заверенное нотариусом уведомление формы №Р15001 (первый раз оно подается не позднее 3-х дней с момента принятия решения о ликвидации, второй раз – при сдаче промежуточного ликвидационного баланса);
  • нотариально заверенное уведомление формы №Р16001 (подается после расчетов со всеми кредиторами Общества);
  • окончательный ликвидационный баланс (утверждается учредителями Общества и предоставляется в ФНС вместе с заявление на регистрации ликвидации предприятия);
  • справка из ПФР, подтверждающая факт передачи данных об уволенных сотрудниках (данные сведения подают в течение 30 календарных дней с даты сдачи промежуточного ликвидационного баланса);
  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.

Все вышеперечисленные документы указаны в том порядке, в котором их необходимо предоставлять в налоговую инспекцию.

Всего в ФНС при ликвидации ООО обращаться потребуется 3 раза (при отсутствии ошибок в оформлении документов). Каждое обращение будет сопровождаться расписками и выдачей листов записей с изменениями в ЕГРЮЛ.

Так как подача заявлений по формам №№Р15001, Р16001 согласно законодательству требует нотариального заверения, необходимо подготовить документы заблаговременно. Нотариус для заверения подписи потребует следующие документы:

  • ОГРН, ИНН;
  • решение о создании ООО;
  • устав Общества и протокол с последней утвержденной редакцией;
  • протокол о ликвидации предприятия и данных о членах ликвидационной комиссии;
  • паспорта членов ликвидационной комиссии;
  • свежая выписка из ЕРГЮЛ.

При подготовке документов необходимо проявить внимательность. Они должны соответствовать всем требованиям законодательства и содержать достоверные данные. Одной из основных причин затягивания процедуры ликвидации ООО являются ошибки в документах, что приводит к многократному обращению в налоговую инспекцию.

Как происходит ликвидация ООО с долгами перед налоговой?

На данный момент есть несколько законных методов ликвидации ООО с задолженностями:

  • Банкротство. Этот способ подойдет, если юридическое лицо имеет задолженность более 3 миллионов рублей. Есть полная и упрощенная процедуры банкротства. Для ликвидации ООО этим способом необходимо подать иск в Арбитражный суд, который назначит арбитражного управляющего. Суд назначает процедуру наблюдения на срок до 7 месяцев с целью анализа экономической деятельности компании. После этого суд может либо восстановить статус платежеспособного предприятия, либо принять решение о его закрытии.
  • Продажа ООО. Ликвидация юридического лица через смену руководства компании. Для этого подписывается нотариальный договор купли-продажи. При этом предприятие остается в базе ЕГРЮЛ, но ее права и обязанности переходят новому владельцу (за исключением прав, которые связаны с личностью продавца). Выбирая этот способ, нужно помнить, что если ФНС выявит подлог, то она обяжет полностью ликвидировать фирму и выплатить задолженность кредиторам.
  • Реорганизация. Это слияние двух компаний. При таком способе ликвидируемое ООО становится частью другого юридического лица и прекращает свою деятельность полностью. При реорганизации обязательно отправляются уведомления кредиторам, в противном случае сделка может быть признана недействительной.

Помните, что ликвидация компании с долгами, не является способом уйти от ответственности. Поэтому оптимальным вариантом в таком случае является банкротство через суд.

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью без налоговой проверки

В некоторых случаях налоговая инспекция не проводит аудита ликвидируемого ООО. Это происходит в следующих случаях:

  • отсутствие хозяйственной деятельности, на что указывает нулевой баланс на протяжении 3-х лет;
  • в течение 3-х лет в организации отсутствуют наемные работники, не начислялась заработная плата, не проводились банковские операции, что также указывает на отсутствие хозяйственной деятельности ООО;
  • юридическое лицо в полном объеме и своевременно на протяжении всего периода существования сдавало налоговую отчетность;
  • положительные результаты камеральных проверок;
  • отсутствие задолженности перед кредиторами, целевыми фондами и бюджетом;
  • единственный учредитель, что исключает распределение материальных активов компании и распределение долей в уставном капитале.

Если налоговая инспекция после уведомления о ликвидации общества не воспользовалась своим правом на осуществление налогового контроля в течение 2-х месяцев, то она не может в дальнейшем заявлять в части задолженности по налогам и сборам никаких требований в качестве кредитора.

Это же самое касается и других кредиторов предприятия. Если в течение 2-х месяцев после публикации о ликвидации ООО в Вестнике государственной регистрации они не заявили о своих требованиях, то ликвидационная комиссия может завершить процедуру ликвидации самостоятельно.

Процедура ликвидация считается оконченной после того, как в ЕГРЮЛ вносится запись соответствующего характера. С этого момента компания считается прекратившей свою деятельность. Свидетельство о ликвидации выдается в течение 5 рабочих дней после подачи заключительного пакета документов.

Выездная проверка при ликвидации ООО: как пройти и как избежать?

Часто при ликвидации ООО руководителям фирмы понервничать, ведь их ждет выездная проверка. Что же проверяют налоговики? Можно ли отказаться от прохождения проверки? Давайте узнаем.

Читайте так же:  Просрочена временная регистрация иностранного гражданина что делать

Общие сведения о выездной проверке при ликвидации ООО

Руководитель ООО принимает решение о ликвидации своей организации. Будь то банкротство или просто прекращение деятельности – в любом случае существует ряд правил, регулирующих процесс закрытия ООО.

Самым важным моментом является налоговая проверка. При ликвидации она выездная. Независимая и планомерная. Рассчитанная на изучение бухгалтерской документации за время деятельности предприятия и выявление нарушений НК РФ.

Особенности и сроки проверки при ликвидации ООО описаны в этом видео:

Понятие и особенности

Это способ налогового контроля для выявления нарушений ликвидируемой организации за время ее существования. Производится на территории налогоплательщика. Срок проверки обычно не превышает 2 месяца.

Цели и принципы

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Целью налогового расследования является выявление ошибок в бухгалтерской работе и поиск фактов уклонения или неуплаты налогов, а так же уменьшение налоговой базы. Главная задача – понять, был ли нарушен налоговый кодекс за период существования ООО. Главным образом будет вестись поиск неуплаченных налогов и пеней.

Принципы выездной проверки:

  • Независимость. Ход проверки защищен от постороннего влияния (проверяющие органы независимы от проверяемой организации).
  • Планомерность. Контрольная деятельность тщательно готовится – составляется график мероприятий контроля, устанавливается перечень объектов и документов, подлежащих проверке, проверяется соответствие возможностей проверяющих с количеством времени, отведенного на сам процесс.
  • Объективность и достоверность. Выявленные нарушения в ходе расследования должны быть документально подтверждены зарегистрированы. Не допускается документирование фактов на основе домыслов и предположений проверяющих.
  • Документальное оформление результатов. Ход проверки должен фиксироваться в специализированных документах. При надлежащем документировании появляется гарантия соблюдения прав и интересов проверяемой организации (это плюс при подаче жалоб в вышестоящие инстанции).
  • Взаимодействие и обмен полученными даннымис иными общегосударственными органами. Это важно для возможности привлечения налогоплательщика к ответственности (например, возбуждение уголовного дела, если в ходе расследования обнаружено совершение преступления).

Возможность избежать

Пп. 1 п. 1 ст. 59 НК РФ рассказывает о том, что ликвидация объединения является главной причиной для признания задолженности по налогам, пеням и штрафам, безнадежных к взиманию. В этом случае в ЕГРЮЛ вносится информация о ликвидации и выездная проверка не может быть проведена. Поэтому расследование должно быть осуществлено до момента признания организации банкротом.

Если ликвидация ООО происходит по решению собственников, выездная налоговая проверка обязательна. Согласно ст 89 НК РФ налоговое расследование является обязательным этапом процедуры прекращения деятельности предприятия.

За время своей деятельности в ООО обычно накапливаются долги и появляется кредиторский список. Частые и крупные обороты денежных сумм – главный показатель того, что грядет приезд налоговых инспекторов. Органы ФНС будут добиваться выплаты всех причитающихся сумм должникам, а так же будут искать нарушения в ведении отчетности, анализировать, не является ли банкротство преднамеренным.

[3]

При ликвидации организации приводится в порядок бухгалтерская документация, происходит расчет со всеми кредиторами и проверка исполнения этого обязательства. Считается, что инспектирование в случае ликвидации обязательно. Но на практике встречаются случаи, когда ликвидация предприятий происходит без выездной налогового расследования.

  • Объединения, которые за время своего существования не нарушали законов и вовремя исполняли свои обязательства по выплате налогов и сборов, предоставлении отчетности, могут рассчитывать на процесс ликвидации без осуществления налогового расследования. Главным требованием является отсутствие притязаний к владельцам ООО от Налоговой.
  • Предприятия с нулевым балансом (отсутствие денежных средств на приходе и расходе баланса — значит, нет кредиторов) так же могут рассчитывать на ускоренный процесс ликвидации без налоговой проверки.
  • Если ООО ликвидируется путем продажи, проверка осуществляться не будет.

Принудительная ликвидация юридического лица по инициативе ИФНС

Прекращение деятельности хозяйственного общества далеко не всегда носит добровольный характер. Процесс ликвидации юридического лица вправе инициировать государственные структуры. Чаще всего такое полномочие реализуется налоговой инспекцией. Контролирующая служба наделена широкими правами по борьбе с компаниями-призраками, однодневками и недобросовестными предпринимателями.

Порядок закрытия фирмы

На законодательном уровне закреплено несколько механизмов ликвидации. Классическая процедура основана на волеизъявлении учредителей. При добровольном прекращении деятельности издержки и организаторские функции ложатся на собственников. Все долги компании подлежат оплате, а остатки имущества – распределению между участниками.

В принудительном порядке фирму ликвидируют следующими способами:

  1. Банкротство. Процесс признания финансовой несостоятельности подробно описан законом 127-ФЗ от 26.10.02. Ключевым условием реализации процедуры является объективная неспособность предприятия удовлетворить кредиторские требования.
  2. Судебное разбирательство. Инициировать производство в арбитражном суде представители власти могут при систематическом и грубом нарушении фирмой законодательства. Подать иск вправе не только налоговые органы, но и представители антимонопольной службы, Центробанка РФ, прокуратуры, муниципалитета.
  3. Исключение записи из ЕГРЮЛ. Статья 21.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01 разрешает закрыть ООО в административном порядке. Такое право предоставлено территориальной налоговой инспекции.

Условия реализации каждого из перечисленных механизмов закреплены на федеральном уровне. Нарушение правил влечет отмену решений о ликвидации.

Основания принудительного закрытия фирмы

Прекращение коммерческой деятельности против воли собственников осуществляется по нескольким причинам. Налоговая служба вправе действовать в следующих случаях:

Действуя вопреки воле собственников, налоговый орган обязан соблюдать процессуальные правила. Ключевым принципом остается публичность. Вся информация размещается в открытых источниках.

Стадии ликвидации компании

Нормативным базисом исключения сведений из реестра является закон ФЗ 129 от 08.08.01. Регламент дополняют ведомственные инструкции, разъяснения ФНС РФ и судебная практика. Административный порядок включает следующие стадии:

Если по истечении установленного периода возражений в налоговую службу не поступит, запись о юридическом лице удаляется из ЕГРЮЛ. Организация утрачивает правоспособность и не может выступать в качестве самостоятельного участника отношений.

Важно! Исключение фирмы из ЕГРЮЛ без решения суда не освобождает руководителей от ответственности. На должностных лиц налагают санкции в соответствии со статьями 15.6 и 15.5 КоАП РФ.

Препятствий для административной ликвидации немного. Реализовать процедуру нельзя, если у организации имеются долги с не истекшей исковой давностью. К этому случаю относят и предприятия с недоимками по страховым взносам или налогам.

Читайте так же:  Какие документы нужны для продажи участка земли

Остановить процесс налоговая инспекция обязана при получении возражений от кредиторов, собственников или иных заинтересованных лиц. Форма 38001 утверждена распоряжением ФНС РФ № ММВ-7-14/[email protected] от 11.02.16. Недопустимым является исключение из реестра компании, в отношении которой открыто производство о банкротстве. Разъяснения по этому поводу давал Конституционный суд РФ в постановлении № 10-П от 18.05.15.

Как не допустить исключения фирмы из ЕГРЮЛ

Риск удаления записи о компании из государственного реестра возникает при временной заморозке бизнеса. Если учредители решили приостановить деятельность, следует принять меры предосторожности. Избежать административной ликвидации поможет регулярное предоставление нулевой отчетности. Бухгалтерские проводки будут сведены к минимуму. В декларациях потребуется отражать отсутствие оборотов.

Если же запись из ЕГРЮЛ исключена, учредитель может попытаться опротестовать решение суда или действия налоговой службы. Статья 22 закона 129-ФЗ отводит на оспаривание 1 год. Срок отсчитывается с момента обнаружения факта. Обжаловать решение о ликвидации придется в государственном арбитраже.

Этим же механизмом вправе воспользоваться кредиторы. Оговорка в законе является эффективным средством защиты их интересов. Использовать нормы с целью уклонения от исполнения обязательств не получится. Удовлетворение иска приведет к восстановлению записи в реестр. Должник вновь окажется правоспособным, что позволит инициировать процедуру банкротства. В рамках разбирательства будет организовано расследование причин финансовой несостоятельности. Выявление вины учредителей или руководителей даст право на взыскание долгов в субсидиарном порядке.

Таким образом, административная ликвидация – это современный способ актуализации сведений в реестре. Прибегая к правовому механизму, контролирующий орган исключает из информационной базы записи о недействующих компаниях. При этом обеспечиваются интересы кредиторов, учредителей и бюджета.

Когда налоговая инспекция может ликвидировать компанию?

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

В каких случаях налоговая инспекция может ликвидировать компанию? По каким основаниям налоговая инспекция может исключить компанию из ЕГРЮЛ без обращения в суд? Проанализируем судебную практику по данной тематике.

Компания может прекратить свою деятельность по инициативе налоговых органов как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Ликвидация компании налоговыми органами во внесудебном порядке

Налоговая инспекция, не прибегая к судебным тяжбам, может ликвидировать компанию при наличии одновременно условий, содержащихся в п.1 ст.21.1 Закона №129-ФЗ:

компания в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия налоговым органом решения о ликвидации, не представляла документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах,

компания не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету.

Рассматривая споры о незаконном исключении компании из ЕГРЮЛ, суды со ссылкой на Постановление КС РФ от 06.12.2011 г. №26-П отмечают, что отсутствие движения денежных средств по расчетному счету компании и непредставление налоговой отчетности в течение 12 месяцев при наличии документальных доказательств, свидетельствующих о фактическом ведении организацией предпринимательской деятельности, осуществлении финансово-хозяйственных операций, не являются основаниями для исключения данной организации из ЕГРЮЛ (Постановление АС Центрального округа от 25.05.2016 г. №А54-2275/2015).

Процедурные моменты ликвидации компании налоговиками

Налоговые органы должны соблюсти процедуру ликвидации компании, предусмотренную в п.3 и п.4 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ.

1 этап. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.

Например, в журнале «Вестник государственной регистрации».

Срок публикации — в течение трех дней с момента принятия такого решения.

2 этап. Одновременно с решением должны быть опубликованы (в этом же журнале) сведения о порядке и сроках направления заявлений от всех заинтересованных лиц (самой компанией и ее кредиторов, а также иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются). В журнале публикуется адрес, по которому могут быть направлены такие заявления.

Срок направления заявления — не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении компании.

И если такое заявление в трехмесячный срок не направлено, то налоговая инспекция исключает недействующую компанию из ЕГРЮЛ (п.4 ст.21.1, п.7, п.8 ст.22 Закона №129-ФЗ).

Если в установленный законом трехмесячный срок какие-либо заявления о невозможности исключения компании из ЕГРЮЛ в налоговый орган не поступили, то суды подтверждают правомерность принятия решения налогового органа о прекращении деятельности юридического лица (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 25.05.2016 г. №А32-18881/2015, Центрального округа от 06.05.2016 г. №А62-6758/2015, Уральского округа от 19.04.2016 г. №А60-30019/2015).

Ликвидация компании через суд по требованию налоговых органов

Принудительная ликвидация компании через суд возможна по требованию налогового органа. Судебная ликвидация компании в судебном порядке возможна при наличии условий, содержащихся в п.3 ст.61 ГК РФ. Приведем самые распространенные условия:

1) допущенные грубые нарушения при государственной регистрации юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер;

Чаще всего, таким нарушением является указание при регистрации компании недостоверного адреса. В том случае, если налоговая инспекция не может найти компанию по указанному в учредительных документах адресу, она вправе инициировать через суд ликвидацию компании.

На практике данный вопрос вызывает многочисленные налоговые споры, что вынудило ФНС РФ выпустить разъяснения нижестоящим налоговым органам, в которых проанализирована судебная практика (Письмо от 25.06.2014 г. №СА-4-14/12088).

О недостоверности юридического лица могут свидетельствовать следующие признаки (п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»):

адрес, указанный при регистрации является «массовым»;

адрес, указанный при регистрации, в отношении которого имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители компании по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);

адрес, указанный при регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

адрес, указанный при регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

адрес, указанный при регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

Читайте так же:  Какой орган регистрирует право собственности на недвижимость

Именно на этих признаках недостоверности адресов базируются решения арбитражных судов (Решение АС Саратовской области от 24.05.2016 г. №А57-5738/2016).

2) уменьшение стоимости чистых активов по отношению к размеру уставного капитала.

Налоговые инспекции нередко подают иск в суд, требуя ликвидации компании, по причине отрицательного значения чистых активов.

Однако, как отмечают суды, снижение стоимости чистых активов ниже минимального размера уставного капитала не является безусловным основанием для ликвидации компании.

Такое обстоятельство само по себе не влечет незамедлительную ликвидацию компании и не может свидетельствовать о том, что компания не ведет реальную хозяйственную деятельность. Кроме того, суды подчеркивают, что несоответствие размера чистых активов требованиям законодательства не носит неустранимого характера и может быть исправлено в ходе дальнейшего осуществлении хозяйственной деятельности.

При этом если у компании отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также по заработной плате перед своими работниками, то суды по данному основанию отказывают налоговому органу в ликвидации компании (Постановления АС Московского округа от 28.07.2015 г. №А41-74211/2014 и от 27.08.2014 г. №А41-49477/13, решение АС Московской области от 20.02.2015 г. №А41-77679/2014).

Проверка налоговой при ликвидации ООО: как всё происходит?

Один из этапов прекращения деятельности юрлица — прохождение налоговой проверки на предмет правильности расчета, своевременности уплаты налогов и других платежей, а также соблюдения действующего законодательства во время деятельности компании. Проводится проверка налоговой при ликвидации ООО в оговоренном в Налоговом кодексе порядке. Решение о ней контролирующий орган принимает после поступления от юрлица уведомления о начале ликвидации в форме Р15001.

Особенности назначения налоговой проверки

В связи с тем, что ликвидация ООО предполагает окончательное прекращение деятельности общества без передачи его обязанностей компаниям-правопреемникам, налоговые органы проводят проверочные мероприятия с целью выявить наличие задолженности по выплате налогов и взыскать их перед закрытием. Дополнительно проверяется, насколько тщательно компания соблюдала нормы закона. Если выявляются какие-либо нарушения, к виновным лицам применяются меры ответственности — вплоть до уголовной за уклонение от уплаты налогов.

[2]

Что касается назначения налоговой проверки, оно также подчиняется требованиям НК РФ и имеет такие особенности:

— проведение проверочных мероприятий не имеет обязательного характера, хотя чаще всего проверки все-таки назначаются. Закрыться без прохождения данного этапа удается ООО, которые не привлекались к ответственности за нарушение налоговых норм или прекращаются с нулевым балансом;

— как правило, при закрытии компании имеет место выездная проверка в порядке ст. 89 НК. Решение про ее назначение принимается руководителем налогового органа или его заместителем. Если инспекторы не предоставляют такое решение при прибытии на место проверки, представитель компании вправе не допускать их к проведению проверочных мероприятий;

— решение про проведение проверки принимается в промежутке от поступления информации о начале процедуры закрытия и до утверждения промежуточного ликвидационного баланса;

— назначается проверка налоговой при ликвидации ООО независимо от сроков и предмета проведения последних проверочных мероприятий. Она является последней в отношении налогоплательщика, поэтому даже если вы недавно уже подвергались выездной проверке, она может быть проведена снова при наличии соответствующего решения.

Этапы проверки налоговой при прекращении деятельности юрлица

Налоговая проверка, которая проводится при закрытии компании, предполагает осуществление контрольных мероприятий в отношении уплаты всех налогов и сборов, а не каких-либо отдельных платежей.

После принятия решения о назначении выездной проверки, она проходит в такие этапы:

1) проведение непосредственных проверочных мероприятий с анализом 3-х последних лет деятельности компании. Самый продолжительный этап, на который по общему правилу отводится 2 месяца с момента принятия решения о назначении проверки и допускается продление до 4-х и 6-ти месяцев при наличии предусмотренных законом оснований.

Стандартно выездная проверка налоговой при ликвидации ООО проводится по местонахождению налогоплательщика. Когда последний не может предоставить помещение для выездной комиссии, можно осуществить проверку в помещении налоговой.

При проведении контрольных мероприятий инспекторы вправе:

  • знакомиться с оригиналами документов по деятельности юрлица, бухгалтерскому и налоговому учету и снимать копии;
  • осматривать производственные, торговые, складские и другие помещения;
  • осуществлять инвентаризацию имущества;
  • вести фото- и видеосъемку;
  • производить выемку документов, если будут основания опасаться, что они могут быть уничтожены, скрыты или исправлены. Выемка оформляется отдельным протоколом;
  • назначать штрафные санкции при обнаружении нарушений налогового законодательства, задолженностей по уплате налогов и сборов;
  • инициировать уголовное разбирательство при выявлении признаков состава преступления.

2) составление справки про проведение налоговой проверки и вручение его налогоплательщику в последний день проверки. Если представитель компании отказывается от получения — справка направляется по почте;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3) обжалование результатов проведения налоговой проверки представителями ООО, если они не согласны с полученными итогами. Обжаловать результаты можно в вышестоящий налоговый орган и судебную инстанцию.

Следует обратить внимание на то, что до завершения всех процедур с налоговой инспекцией не удастся зарегистрировать ликвидацию общества с ограниченной ответственностью. Ускорить и упростить данную процедуру можно с использованием услуг профессиональных юристов.

Источники


  1. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.

  2. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.

  3. Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.
  4. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.
  5. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.
  6. Налоговая проверка при ликвидации юридического лица
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here