Содержание
- 1 При изменении вида разрешенного использования участка в течение налогового периода база по земельному налогу исчисляется с учетом кадастровой стоимости, соответствующей новому виду разрешенного использования
- 2 С 1 января 2020 года во всех регионах определять и оспаривать кадастровую стоимость будут согласно закону о государственной кадастровой оценке
- 3 Периодичность перерасчета кадастровой стоимости недвижимости
- 4 Как пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости земель?
- 5 Почему упала кадастровая стоимость земли в Подмосковье и Новой Москве?
При изменении вида разрешенного использования участка в течение налогового периода база по земельному налогу исчисляется с учетом кадастровой стоимости, соответствующей новому виду разрешенного использования
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 06.11.2012 N 7701/12 (далее — Постановление) указал, каким образом следует определять базу по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования участка в течение налогового периода. Он разъяснил, что в таком случае база по земельному налогу за текущий налоговый период исчисляется исходя из кадастровой стоимости, соответствующей новому виду использования. Земельный налог должен рассчитываться исходя из утвержденных на начало года в субъекте РФ средних удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования.
В середине налогового периода был изменен вид разрешенного использования принадлежащих обществу на праве собственности земельных участков, в связи с чем уменьшилась их кадастровая стоимость. При уплате земельного налога общество исчислило его с учетом кадастровой стоимости участка, соответствующей новому виду разрешенного использования. Инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации общества, по результатам которой приняла решение о доначислении суммы земельного налога, а также начислении пеней и штрафа. По мнению инспекции, общество неправомерно применило с середины налогового периода меньшую кадастровую стоимость для исчисления налога. Управление ФНС России поддержало решение инспекции.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать его недействительным. Суд первой инстанции требование удовлетворил. Он исходил из того, что отсутствие в Налоговом кодексе РФ установленного порядка определения базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков не означает, что налогоплательщик не вправе исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида использования участка.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, исходя из следующего. На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Соответственно, по мнению суда апелляционной инстанции, сумма земельного налога должна определяться без учета изменений кадастровой стоимости в течение налогового периода. Суд кассационной инстанции поддержал позицию суда апелляционной инстанции.
Отметим, что коллегия судей ВАС РФ в определении о передаче рассматриваемого дела в Президиум ВАС РФ указала, что налогообложение земельных участков на основании кадастровой стоимости, которая была изменена в установленном порядке на момент исчисления налога, не имеет экономического основания. Такое налогообложение, по мнению коллегии, противоречит основным началам налогового законодательства.
Позиция Президиума ВАС РФ
Президиум ВАС РФ заявление удовлетворил, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций отменил, указав следующее.
Кадастровая стоимость участка исчисляется путем умножения его площади на утвержденный в субъекте РФ средний удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале применительно к соответствующему виду разрешенного использования. Нормативным правовым актом субъекта РФ установлены конкретные средние удельные показатели кадастровой стоимости, исчисленные в рублях за 1 кв. м, по 15 видам разрешенного использования. Определяя кадастровую стоимость земельных участков после изменения вида разрешенного использования, общество применяло соответствующий данному измененному виду использования средний удельный показатель кадастровой стоимости. Следовательно, согласно позиции Президиума ВАС РФ оно своими действиями не нарушало п. 1 ст. 391 НК РФ.
В Постановлении указано, что отсутствие нормативно закрепленного порядка определения базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков не означает, что налогоплательщик не вправе исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, соответствующей измененному виду разрешенного использования.
В Постановлении содержится оговорка о том, что в связи с определением правовой позиции по рассмотренному вопросу вступившие в законную силу судебные акты по делам со схожими фактическими обстоятельствами могут быть пересмотрены, если для этого нет других препятствий.
Судебная практика по данному вопросу
В сложившейся в настоящий момент судебной практике широкое отражение нашла другая позиция, которую неоднократно высказывал ранее Минфин России [1]. В соответствии с ней влияющее на величину кадастровой стоимости изменение вида разрешенного использования земельного участка, произошедшее в течение налогового периода, не учитывается при определении налоговой базы в текущем налоговом периоде. Подобной позиции придерживается и ФНС России [2]. Также данная точка зрения поддержана, в частности, в Постановлении ФАС Московского округа от 06.03.2009 N А41-К2-21017/07.
[1] Письма Минфина России от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 (направлено нижестоящим налоговым органам и налогоплательщикам Письмом ФНС России от 22.09.2006 N ГВ-6-21/[email protected]), от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81, от 18.12.2008 N 03-05-05-02/91, от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05, от 18.08.2010 N 03-05-05-02/66.
С 1 января 2020 года во всех регионах определять и оспаривать кадастровую стоимость будут согласно закону о государственной кадастровой оценке
.shock / Depositphotos.com |
Кадастровая оценка и оспаривание кадастровой стоимости пока могут осуществляться согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ). Но с 1 января 2020 года во всех субъектах РФ эти вопросы должны будут регулироваться Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»(далее – Закон № 237-ФЗ). В течение переходного периода, который начался с 1 января 2017 года, государственная кадастровая оценка (ГКО) может проводиться в соответствии с обоими законами. При этом ГКО, начатая в соответствии с Законом № 135-ФЗ, должна быть завершена до 1 января 2020 года. Точная дата начала применения к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, исключительно Закона № 237-ФЗ определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта (ч. 1-3, ч. 5 ст. 24 Закона № 237-ФЗ).
Согласно «новому» порядку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО, а не оценочной организацией, отбираемой на основе конкурса (ч. 1 ст. 14 Закона № 237-ФЗ). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости – то есть вступления в силу соответствующего акта уполномоченного органа субъекта РФ, считается 1 января года, следующего за годом проведения ГКО. Но в любом случае акт вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (ч. 4 ст. 15 Закона № 237-ФЗ). Убытки, причиненные в результате нарушений при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения (ч. 4 ст. 7 Закона № 237-ФЗ).
На практике нередко кадастровая стоимость объектов оказывается завышенной. А правообладатели, конечно, заинтересованы в справедливой оценке, поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. Главный юрисконсульт ООО НКЦ «Эталон» Александр Попов на круглом столе «Кадастровая оценка и налогообложение объектов недвижимости. Вопросы, возникающие на стыке бизнеса и власти», состоявшемся в МТПП, обозначил ключевые шаги, которые следует, как правило, предпринять для оспаривания кадастровой стоимости: подготовка отчета об оценке рыночной стоимости, оспаривание кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), подготовка и подача соответствующего административного искового заявления (п. 15 ч. 1 ст. 20, глава 25 Кодекса административного судопроизводства), разбирательство в суде первой инстанции и затем в апелляции (чаще всего дело уходит в апелляционную инстанцию и на этом процесс завершается). Эксперт обратил внимание на то, что в отличие от порядка, предусмотренного ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, досудебная процедура оспаривания в комиссии для юрлиц согласно Закону № 237-ФЗ не является обязательной, можно сразу обращаться в суд (ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).
Ключевыми документами, которые необходимо представить в суд при обращении с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости являются:
- правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости;
- выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта;
- отчет о рыночной стоимости объекта (ч. 2 ст. 246 КАС РФ, ч. 9 ст. 22 Закона № 237-ФЗ, ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).
Может ли требование установления кадастровой стоимости в размере рыночной рассматриваться как оспаривание императивно установленного налогового платежа? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка« интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Александр Попов напомнил о том, что в случаях, когда удовлетворение требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя. Решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»). Между тем, правило, обозначенное ВС РФ, расходится с позицией по этому вопросу Конституционного Суда Российской Федерации, о нюансах котрой можно узнать из авторской колонки управляющего партнера правового бюро «Тимофеев и партнеры» Александра Тимофеева, подготовленной специально для ГАРАНТ.РУ.
Напомним также, что с 1 января 2019 года будет изменен порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости. Стоит отметить, что измененная после указанной даты кадастровая стоимость должна учитываться при налогообложении с даты начала применения изначальной стоимости.
Периодичность перерасчета кадастровой стоимости недвижимости
Одной из важнейших характеристик недвижимого имущества является его кадастровая цена. Однако эта величина не постоянна. То, как часто меняется кадастровая стоимость недвижимости, зависит от нескольких факторов. Каждому собственнику следует знать цену своего имущества и порядок ее определения, чтобы убедиться в правильности расчета налогов и государственной пошлины при заключении сделок с недвижимостью. Давайте выясним, что такое кадастровая цена, почему она не остается неизменной и как часто ее пересматривают.
Что собой представляет кадастровая стоимость объекта
Кадастровая стоимость (КС) недвижимого имущества – одна из главных характеристик объекта, являющаяся экономической единицей его учета и выражающая стоимостное значение.
Проанализировав стоимость объекта в разные периоды, можно заметить динамику роста КС. Основной причиной, почему меняется кадастровая стоимость объекта недвижимости, является переменчивость важных ценообразующих факторов, например, наличия инфраструктуры, перспектив развития и рыночных показателей.
Нужно знать, что кадастровая и рыночная цены недвижимости могут не совпадать, причем на практике это происходит довольно часто.
Стоимость строений и земельных участков определяется в соответствии с Федеральным Законом «Об оценочной деятельности» №135 от 29 июля 1998 года . Отдельно о том, что цена земли должна определяться в ходе оценки, говорится в ст. 66 Земельного кодекса РФ .
Оценку проводят инженеры-оценщики, прошедшие специальное обучение. Средний уровень КС объектов может определяться по решению местных органов исполнительной власти.
Владельцам недвижимого имущества стоит узнать больше о том, что собой представляет кадастровая стоимость недвижимости.
Как формируется КС
Чтобы понять, почему и как меняется кадастровая стоимость квартиры с годами, нужно учесть, какие факторы влияют на этот процесс. К ним относится:
Если собственник сомневается, может ли меняться кадастровая стоимость квартиры, следует внимательно проанализировать свое жилье с учетом перечисленных выше параметров. Некоторые из них, вроде площади и местонахождения, останутся неизменными. Другие же, например, перспективы развития и состояние инфраструктуры, могут измениться и в результате повысить или понизить цену объекта.
Нужно помнить, что цена недвижимого имущества периодически пересматривается. И если человек планирует продавать свою квартиру, то, возможно, с этим стоит подождать или, наоборот, поторопиться. Ведь каждая построенная рядом станция метро, дорога и больница повысят цену имущества. А закрытие школы или перенос автостанции уменьшат его стоимость.
Особенности изменения стоимости земельного участка
Существуют нюансы того, как меняется кадастровая стоимость земельного участка. Порядок и частоту проверки, на основании которой определяется цена земли, устанавливают местные органы власти. От того, насколько тщательно она будет осуществлена, зависит и частота проведения последующих оценок.
Минимальный срок – три года, но в среднем пересмотр КС земли производится один раз в пять лет. Нарушать регламент, установленный в регионе, нежелательно, поскольку это может повлечь необходимость в проведении оценочных мероприятий уже на федеральном уровне.
При наличии веских оснований в промежутке между переоценками возможен пересмотр цены в индивидуальном порядке.
Внеочередная проверка может проводиться в силу причин, значительно влияющих на ценность недвижимости, например, в связи с возведением нового инфраструктурного объекта или произошедшими техногенными или природными авариями.
Последнее изменение КС
Ответ на вопрос, меняется ли кадастровая стоимость квартиры ежегодно, установлен на уровне законодательства. Как упоминалось выше, очередная переоценка должна происходить не реже раза в пять лет. А вот насколько часто она делается, решает собственник, которым может быть и частное лицо, и предприятие, и орган власти.
Владелец имеет право инициировать пересмотр результатов оценки земли. Причем для этого не придется долго изобретать причины. По закону изменения рыночных показателей уже достаточно для того, чтобы вызывать инженеров для оценки. К тому же нигде точно не определено, что входит в эти «рыночные показатели».
Еще одна важная задача собственника – определить, когда изменилась кадастровая стоимость земли. Для этого инженер-оценщик предпринимает следующие действия:
- изучает документы относительно недвижимости;
- выезжает на объект и изучает его характеристики путем визуального осмотра;
- подготавливает акт, в котором описывает свойства недвижимости и указывает ее ценовое значение.
После этого изменившая информация вносится в реестр недвижимости. Однако именно дата составления акта и есть днем, когда меняется цена объекта.
В отношении земли существуют особые причины, почему меняется кадастровая стоимость земельного участка:
- Уменьшение или увеличение размеров и, соответственно, площади.
- Перенос участка в новую категорию.
- Изменение целевого назначения или введение нового вида пользования, разрешенного местными органами власти.
Подробнее о пересмотре КС домов, квартир и земельных участков читайте в статье «Изменение кадастровой стоимости недвижимости».
Причины переоценки недвижимости
Существует два основания для изменения цены недвижимого имущества. Пересчитывается кадастровая стоимость в случае переоценки объекта и при внесении правок в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Переоценка объекта происходит по инициативе:
- его владельца;
- лиц, которые планируют заключить сделку в отношении недвижимости;
- органа власти, если объект находится в его собственности.
Начать процедуру можно посредством обращения в специально созданные местными органами власти комиссии либо в судебные органы. Основаниями служат:
- недостоверные данные в документах;
- несоответствие полученного результата рыночной цене;
- применение недопустимых методик расчета.
При обращении нужно приложить документы, обосновывающие справедливость требований заявителя.
Правки вносятся в следующих случаях:
- во время постановки объекта на учет были поданы недостоверные данные;
- решение суда предписывает внесение правок в базу данных.
Как часто проводится оценка КС
Собственников земли и жилья должно интересовать, как часто пересматривается кадастровая стоимость объектов недвижимости. Зная этот порядок, они легко определят, является ли пересмотр цены плановым.
Порядок, сроки проведения и лиц, ответственных за проведение плановой оценки имущества, определяют органы местной власти. Периодичность оценочных мероприятий составляет 3-5 лет.
Внеплановая переоценка может осуществляться по инициативе собственника при наличии достаточных причин.
В соответствии с законом, переоценка не может проводиться реже одного раза в 5 лет. Поскольку предельное допустимое значение не устанавливается, допускается повторение процедуры по желанию собственников.
Однако, в соответствии со ст.24.12 ФЗ № 135, в общих случаях ее нельзя проводить чаще, чем один раз в три года. Следовательно, то, как часто может меняться стоимость недвижимости, зависит от решения органа исполнительной власти или законодательства конкретного субъекта Федерации.
Итак, оценка осуществляется не чаще раза в три года. Для городов федерального значения этот срок составляет один раз в два года.
Видео (кликните для воспроизведения). |
После утверждения результатов кадастровой оценки выводы инженера отправляются в территориальное подразделение Росреестра для внесения данных в ЕГРН.
Каждый собственник недвижимости должен следить за ценой имущества, поскольку власти некоторых субъектов Федерации могут каждый год изобретать поводы для увеличения налоговых поступлений путем поднятия ставки или увеличения КС нежвижимости в результате плановой оценки. А от достоверности данных зависит размер налоговых выплат.
Как рассчитать сумму налога при изменении КС объекта
За недвижимое имущество, которое находится в собственности, нужно платить налог. При определении его размера КС объекта является базовым основанием. Чтобы понять, как повлияет ее изменение на сумму, подлежащую уплате, нужно выяснить, как результат оценки в принципе сказывается на налогообложении.
Формула расчета налога проста:
Сн=Кс х Стн – Ап – Нв
В ней
- Сн – сумма налога;
- Кс – кадастровая стоимость объекта;
- Стн – налоговая ставка, которая составляет 0,1 % от стоимости имущества;
- Ап – уже внесенные авансовые платежи;
- Нв – налоговый вычет за объект площадью 20 м2.
Таким образом, цена недвижимости прямо влияет на размер налога, подлежащего уплате: чем она выше, тем больше сумма налога, и наоборот.
Как узнать КС недвижимости
Существует несколько способов узнать цену объекта. Для этого, например, можно посетить сайт Росреестра , с которого перейти на публичную карту . На ней нужно отыскать свой участок и нажать на него кнопкой мыши. После этого появится следующая информация:
- размеры и площадь надела;
- назначение;
- наличие обременений;
- кадастровый номер и стоимость.
Некоторые предпочитают обратиться в муниципалитет и попросить копию постановления с указанной КС 1 м2 недвижимости. Умножив эту цифру на площадь интересующего объекта, несложно получить нужные данные.
Третий способ – подача запроса в Роснедвижимость. В этом случае придется ожидать ответа в течение 30 дней. В случае отправки по почте он даже может потеряться по дороге. Как видно, этот вариант наиболее длительный и неудобный.
Также можно оформить запрос в Росреестре, МФЦ или на портале Госуслуги . Для частного лица выдача справки обойдется в 450, для предприятия – в 600 рублей. На это уйдет 3-5 5 дней.
Знание кадастровой цены недвижимости позволяет правильно рассчитывать налоги и госпошлину при заключении сделок. Оценкой имущества занимаются специалисты, уполномоченные на проведение таких работ. Периодичность оценки, порядок ее проведения и то, может ли измениться кадастровая стоимость объекта, определяют местные органы исполнительной власти.
Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.
Как пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости земель?
Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка — базы для определения размера платежа — один из популярных законных способов снижения земельного налога. Также нередко земли переводят из одной категории в другую. И в том, и в другом случае меняется их кадастровая стоимость. Соответственно, претерпевает изменения и база для исчисления земельного налога. О нюансах расчета и перечисления этого платежа рассказывают эксперты ГК «ГНК».
Кадастровая стоимость земельного участка — стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости в суде или комиссии, специально созданной для разбирательства подобных споров (ст. 3 ФЗ от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации»).
По общему правилу, для расчета земельного налога юридические лица используют кадастровую стоимость земельных участков, определенную на начало налогового периода, то есть на 1 января соответствующего года (п.1 ст.391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Для вновь созданных земельных участков используют кадастровую стоимость на дату постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет.
Исключения в отношении исчисления даты:
исправление технической ошибки кадастра (налог пересчитывается за все периоды, начиная с того, в котором возникла ошибка);
пересмотр кадастровой стоимости судом или комиссией Росреестра;
изменение кадастровой стоимости (нормативными правовыми актами местных властей, например).
Если с технической ошибкой все сравнительно ясно, то относительно расчета налога после изменения категории земель возникают вопросы: если, например, в текущем году земельный участок изменил категорию использования, в результате чего его кадастровая стоимость увеличилась или уменьшилась, с какого момента изменилась налоговая база? А если кадастровая стоимость изменилась по решению суда или комиссии?
Исчисление земельного налога при изменении стоимости земель при изменении категории использования
Еще несколько лет назад в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 марта 2013 г. N 03-05-04-02/7507 ведомство, ссылаясь на позицию Президиума ВАС (Постановление от 06.11.2012 N 7701/12), дало разъяснения относительно исчисления налога на земельные участки, у которых была изменена категория или вид разрешенного использования: “. полагаем, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 НК РФ» (коэффициент в данном случае — отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде).
Однако, в настоящее время позиция налоговых и судебных органов звучит так:
“В соответствии со ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Пример: 18 августа 2015 г. подмосковное ООО “Зарядье” изменило категорию принадлежащего ему земельного участка размером 20 га с “земель сельскохозяйственного назначения” на “земли населенных пунктов” с разрешенным использованием “под комплексное жилищное строительство”. Ставка налога не изменилась, оставшись на уровне 0,3%, однако кадастровая стоимость участка, согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности 1 , повысилась и была установлена в 3 млрд рублей вместо 560 тысяч рублей. Налог за 2015 год должен быть исчислен исходя из старой стоимости (полностью), а начиная с 2016 года — исходя из новой.
Исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости в случае ее оспаривания
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда земельный налог также можно пересчитать, — но уже на дату подачи заявления об оспаривании: согласно ст. 24.20 ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ» (новация введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).
Аналогичные данные содержатся и в п.1 ст. 391 НК РФ — “сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания”.
Таким образом, даже если заявление об оспаривании кадастровой стоимости подавалось налогоплательщиком в декабре 2016 года, и было удовлетворено в январе 2017 г, то земельный налог будет пересчитан, начиная уже с 1 января 2016 г.
Пример: то же ООО “Зарядье” имеет в собственности земельный участок в 20 га в Подмосковье, категория — земли поселений, разрешенное использование — под многоэтажную жилую застройку. Кадастровая стоимость участка составляет 3 млрд рублей.
12 декабря 2016 г. ООО подает заявление в Росреестр об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости, приложив к нему результаты независимой оценки организации-члена СРО и экспертизу этой оценки. Согласно данным оценки, рыночная стоимость участка снижается до 1 млрд рублей. 29 декабря проходит заседание комиссии, на котором заявление удовлетворяют, установив стоимость участка согласно рыночной. Соответственно, земельный налог за 2016 год, ранее составлявший 9 млн рублей по ставке 0,3% в отношении земельных участков, занятых под жилые дома многоэтажной застройки, снижается до 3 млн рублей в год.
Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?
1 При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН).
Почему упала кадастровая стоимость земли в Подмосковье и Новой Москве?
Массовое снижение кадастровой стоимости недвижимости в Подмосковье и Новой Москве вызвало беспокойство у жителей этих регионов.
Главный вопрос, которым задаются собственники в Подмосковье и Новой Москве: не связано ли снижение кадастровой стоимости их участков с планами властей по массовому изъятию частной собственности под застройку? «Откровенно говоря, мы тут живем на нервах после принятия закона об упрощенном порядке изъятия земель и строений для государственных и муниципальных нужд в ТиНАО, а также в связи с существенным расширением списка государственных органов, которые такое изъятие могут проводить, – поясняет один из владельцев дома и садового участка в Новой Москве. – Если власти хотят понизить налоговое бремя (с чего бы?), то могли бы изменить налоговую ставку – уменьшить ее любой регион может по своему усмотрению».
Как сообщает ТАСС, власти объясняют уменьшение кадастровой стоимости общим снижением рыночной стоимости земли. Участники рынка видят и другие причины для переоценки участков СНТ, ДНТ и ИЖС.
Директор по продажам RDI Валерий Кузнецов:
Неожиданным это событие стало только для собственников жилья. В действительности же 237-ФЗ, по которому рассчитана новая стоимость, принят еще в позапрошлом году. Он оставил дату перехода на новые стандарты на усмотрение местных властей. Правительство Москвы работает по новым правилам уже больше года, а власти северной столицы – с 1 ноября 2017-го. То есть переход состоялся еще в прошлом году.
Сумма оценки многих объектов изменилась из-за того, что при расчете кадастровой цены аналитики использовали новую федеральную методику. И нынешняя волна – это только вершина айсберга. В соответствии с законодательством, в ближайшие пять лет всю оставшуюся недвижимость переоценят по новой методике. И произойдет это не только в столице и ее окрестностях, а по всей стране.
Что касается разнообразных опасений, то людям вообще свойственно бояться неизвестного. Мало кто разбирался в том, как формировалась кадастровая стоимость и сколько ошибок и судебных разбирательств с ней было связаны. Поэтому рынок давно ждал, что в алгоритм расчета внесут поправки.
Что касается самих цифр, то цены на участки и недвижимость в Москве и области вблизи МКАДа остались практически без изменений, а более дальние районы подешевели. По данным правительства Москвы, земельные участки вдали от кольцевой подешевели на 27-40%. Это же произошло и с жилыми объектами.
Отвечая на последний вопрос, хочется сказать, что вряд ли у властей есть планы по понижению налогового бремени. Цель нового метода расчета – учесть недочеты «старого» варианта методики и уменьшить число судебных исков, единственная цель которых – оспаривание кадастровой цены, которая слишком оторвана от рыночной стоимости. На это же направлены и две другие возможности. Во-первых, собственник может узнать кадастровую стоимость до ее утверждения; в это же время ее можно изменить. Во-вторых, налогообложение частных лиц начнет применять новую оценку только в 2020-м. То есть власти дают россиянам больше года на то, чтобы оспорить оценку, если есть такая необходимость.
Руководитель юридического департамента семейства компаний Kaskad Family Рената Беляева:
Вопрос кадастровой оценки недвижимости в Московской области и по России в целом является широко обсуждаемым в последние годы, так как от кадастровой стоимости объектов недвижимости напрямую зависят суммы уплачиваемых гражданами РФ налогов. Тысячи заявлений поданы гражданами в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (при территориальных управлениях Росреестра) с целью устранения ошибок в ее исчислении.
Министерство имущественных отношений Московской области говорит, что их цель – «получить качественную и справедливую оценку объектов недвижимости».
14 сентября 2018 года на сайте ЦКО https://ckomo.ru опубликованы промежуточные отчетные документы о государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», замечания, связанные с определением кадастровой стоимости, к промежуточным отчетным документам представляются в течение пятидесяти дней со дня их опубликования, а именно до 2 ноября 2018 года любой гражданин РФ может предоставить замечание, которое наряду с изложением его сути должно содержать:
- фамилию, имя и отчество (последнее – при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, представившего замечание к промежуточным отчетным документам;
- кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости, в отношении определения кадастровой стоимости которого представляется замечание к промежуточным отчетным документам;
- указание на номера страниц промежуточных отчетных документов, к которым представляется замечание (по желанию).
На мой взгляд, не стоит опасаться изменения кадастровой оценки недвижимости, а следует сейчас ознакомиться с результатами проведенной оценки Центром кадастровой оценки и, если Вы не согласны с ее результатами, обратиться с соответствующими замечаниями.
Управляющий партнер Mitsan Consulting Дмитрий Желнин:
Что касается возможных планов по изъятию собственности, то кадастровая стоимость почти не связана с этим. При изъятии вопрос всегда решается в суде, и собственник вправе представить отчет о независимой рыночной оценке недвижимости. У властей есть желание максимально приблизить кадастровую стоимость к рыночной, но это еще не скоро произойдет, так как механизмы кадастровой оценки никогда не будут успевать за движениями рынка.
Говоря о налоговых ставках, отмечу, что власти, безусловно, имеют право варьировать их. При этом большинство региональных и местных органов власти стараются установить «потолок» ставок, предоставленный Налоговым кодексом, то есть стараются брать максимум. Вообще я убежден, что снижение налоговой ставки не носит глобального характера. Доля земельных налогов и налога на имущество в бюджете каждого региона не доходит и до 5%. Это малая часть. «Стоимость» владения земельными участками СНТ вообще мала. Какой там налог ежегодно с таких участков? До 1000 рублей? Это капля в море для любого бюджета. Государству интереснее получать налог с предприятий. Для сравнения: земельный налог с участка СНТ физлица – 0,3% от кадастровой стоимости, у предприятия с участка «промки» – 1,5%. Разница – в пять раз. Конечно же, интереснее получить 1,5% с нескольких гектар, чем 0,3% с нескольких соток. Кроме того, да, снижение может наблюдаться по некоторым участкам, но по некоторым есть и увеличение.
Отвечает адвокат МКА «Клишин и партнеры» Мария Хохлова:
После того, как начали взимать налоги на недвижимость, исходя из кадастровой стоимости имущества, очень многие собственники стали обращаться в суд с исками об оспаривании кадастровой стоимости из-за ее неправильной и необъективной оценки.
Ранее в одном округе могли установить кадастровую стоимость одинаковой для аналогичных между собой объектов недвижимости по документам, при этом часто не учитывая, что в разных районах округа нельзя продать объекты недвижимости по одинаковой рыночной стоимости, так как при формировании стоимости имеют значение многие факторы: наличие коммуникаций, экологическая обстановка, транспортная доступность и так далее. А ведь от размера кадастровой стоимости зависит размер налогов.
Новая федеральная методика оценки предполагает оценивать каждый объект недвижимости по фактическим критериям использования, а не документальным. Это позволит сократить количество исков по оспариванию кадастровой стоимости.
Отвечает директор «НДВ-Девелопмент» Андрей Стригалев:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Пересмотр кадастровой оценки не носит никакой цели, кроме приближения ее к объективной реальности. Завышение кадастровой стоимости в 1,5-2 раза – вполне распространенная ситуация. После установления зависимости ставки имущественного и земельного налога от кадастровой стоимости вместо инвентаризационной собственники земли и другой недвижимости в Подмосковье подавали на снижение кадастровой оценки целыми деревнями. Из-за стагнации рынка недвижимости в целом и рынка загородной недвижимости в частности разница между рыночной стоимостью и кадастровой увеличилась за последние три года – пять лет и вполне может составлять 100-200%.
Источники
Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.
Котенев А. А., Лекарев С. В. Современный энциклопедический словарь по безопасности. Секьюрити; Ягуар — М., 2013. — 504 c.- Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
- Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
Позвольте представиться. Мое имя Петр. Я уже более 20 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи.
Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.