Содержание
- 0.1 Статья 87. Налоговые проверки
- 0.2 Статья 87 НК РФ. Налоговые проверки
- 0.3 Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ
- 0.4 Налоговые проверки их виды и порядок проведения
- 0.5 Что собой представляют камеральные налоговые проверки
- 0.6 Сущность и методы выездной налоговой проверки
- 1 Виды налоговых проверок и их содержание
- 2 Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ?
Статья 87. Налоговые проверки
1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Комментарий к Ст. 87 НК РФ
В ст. 87 НК РФ законодатель определяет, что одной из форм налогового контроля является налоговая проверка. Проверки бывают камеральные и выездные.
Камеральная проверка — это проверка документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в самой инспекции без выезда в организацию.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по местонахождению фирмы. Впрочем, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая ревизия может проходить в налоговой инспекции.
У налогоплательщиков нередко возникают вопросы о том, могут ли в отношении них и камеральная, и выездная налоговая проверки быть проведены в одно время, по одному налогу и за один налоговый период.
Как указала ФНС России в Письме от 13 марта 2014 г. N ЕД-4-2/4529, законодательство РФ о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Так, ст. 89 НК РФ ограничивает лишь проведение 2 и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Пункт 1 ст. 89 НК РФ предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Камеральная налоговая проверка по смыслу п. 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В отличие от выездной налоговой проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.
Кроме того, поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, то невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.
В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, а также указываются размеры выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
Исходя из норм НК РФ решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, проводившим налоговую проверку, который не предусматривает подтверждения правильности исчисления налогов.
Таким образом, согласно выводам ФНС России, налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время, по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном ст. 139.1 НК РФ.
Статья 87 НК РФ. Налоговые проверки
Новая редакция Ст. 87 НК РФ
1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Комментарий к Статье 87 НК РФ
В ст. 87 НК РФ законодатель определяет, что одной из самостоятельных форм налогового контроля является налоговая проверка. Проверки бывают камеральные и выездные.
Камеральная проверка — это проверка документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в самой инспекции без выезда на предприятие.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по местонахождению фирмы. Впрочем, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая ревизия может проходить в налоговой инспекции.
Другой комментарий к Ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 87 Кодекса содержит общие положения о налоговых проверках, деля их на камеральные и выездные. В свою очередь положения о камеральных налоговых проверках содержатся в ст. 88 Кодекса, о выездных налоговых проверках — в ст. 89 Кодекса (см. комментарии к ст. 88 и 89 Кодекса).
Частью 1 ст. 87 Кодекса установлено, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Несложно заметить, что приведенное правило распространяется как на камеральные, так и на выездные налоговые проверки.
При толковании приведенной нормы ч. 1 ст. 87 Кодекса в п. 27 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 судам предписано исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.
Разрешая конкретное дело, Президиум ВАС России в Постановлении от 7 октября 2003 г. N 2203/03 указал, что из содержания нормы ч. 1 ст. 87 Кодекса видна взаимосвязь проверяемого трехлетнего срока деятельности налогоплательщика с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении. Согласно материалам дела выездная налоговая проверка осуществлялась инспекцией в 2002 г., в связи с чем Президиум ВАС России сделал вывод, что проверке могли быть подвергнуты предшествовавшие ей три года: 2001, 2000 и 1999.
Частью 2 ст. 87 Кодекса предусмотрена возможность проведения налоговыми органами встречных проверок, под которыми, как следует из комментируемой статьи, понимается истребование при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у лиц, чья деятельность связана с проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора), документов, относящихся к деятельности последнего.
В пункте 3 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» закреплено право налоговых органов получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. Там же установлено, что должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций.
Как видно, законодательное регулирование проведения налоговыми органами встречных проверок довольно скудно, но и из приведенных положений ст. 87 НК можно сделать некоторые выводы.
Прежде всего, проведение налоговыми органами встречных проверок осуществляется в рамках проведения камеральной или выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика (плательщика сбора). Соответственно, налоговый орган вправе истребовать документы только у лиц, имевших с проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора) значимые для налогообложения отношения, и только те документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора).
Следует также отметить, что встречная проверка проводится налоговым органом путем истребования у контрагентов проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора), т.е. в Кодексе не идет речь о том, что в рамках встречных проверок должностные лица налоговых органов вправе осуществлять те мероприятия, которые они проводят в рамках выездной налоговой проверки, — проводить осмотр, производить выемку документов и предметов и т.д.
Непредставление или ненадлежащее представление документов налоговому органу по его запросу в рамках встречной проверки влечет налоговую ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 Кодекса (см. комментарий к ст. 126 Кодекса).
В части 3 ст. 87 Кодекса установлен запрет проведения налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.
В пункте 8 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, приведен пример, когда при применении положений ст. 87 Кодекса, устанавливающих ограничения в отношении проведения повторных выездных налоговых проверок, суд не принял во внимание доводы налогового органа о том, что повторная выездная налоговая проверка носила тематический характер и касалась внешнеэкономической деятельности налогоплательщика.
В качестве исключения в комментируемой статье установлено, что повторная выездная налоговая проверка может проводиться:
в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора — организации);
вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Аналогичное правило закреплено ч. 3 ст. 89 Кодекса (см. комментарий к ст. 89 Кодекса).
Как установлено комментируемой статьей, повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований указанной статьи. О форме и требованиях к такому постановлению см. комментарий к ст. 89 Кодекса.
Согласно ст. 87 Кодекса особенности проведения налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» части второй Кодекса. В указанной главе Кодекса определены особенности проведения только выездных налоговых проверок при выполнении СРП (см. комментарий к ст. 89 Кодекса).
Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ
Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ
Похожие публикации
Все нюансы, касающиеся начисления и уплаты налогов, подлежат контролю со стороны налоговых органов. В руках сотрудников ФНС сосредоточено множество инструментов, позволяющих тщательно следить за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, опираясь при этом на разные формы налоговых проверок.
В связи с тем, что основным документом, регламентирующим действия налоговиков, является Налоговый кодекс РФ, рассмотрим, какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ.
Налоговые проверки их виды и порядок проведения
Налоговое право выделяет разные виды налоговых проверок. При этом каждый отдельный вид предполагает разные методы налоговых проверок.
В зависимости от того, является ли проверка запланированной налоговиками или осуществляется спонтанно, налоговые проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.
Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, утвержденным инспекцией ФНС. При этом у налоговиков отсутствует обязанность официально публиковать этот график и делать его данные общедоступными.
Внеплановые проверки осуществляются на основании решений суда, поручения уполномоченных органов, а также получения информации о нарушениях налогового законодательства.
Еще одним критерием, позволяющим определить, какие бывают налоговые проверки, является место их проведения. При этом видами налоговых проверок являются камеральные и выездные проверки.
Что собой представляют камеральные налоговые проверки
Камеральные налоговые проверки имеют своей целью контроль над соблюдением налогового законодательства и проводятся непосредственно на территории инспекции ФНС. Сущность этого метода контроля заключается в ревизии переданных деклараций и иных документов, подтверждающих исполнение обязанностей налогоплательщиков и/или налоговых агентов. Камеральная проверка в обязательном порядке проводится в отношении всех сданных в инспекцию деклараций.
На основании п. 1 1 ст. 88 НК РФ, если плательщик налогов взаимодействует с инспекцией ФНС посредством проведения налогового мониторинга, то в этот период проводить камеральные проверки запрещено, за исключением некоторых случаев:
- Прекращении налогового мониторинга досрочно;
- Подаче декларации по НДС на возмещение налога;
- Подаче «уточненки» с занижением налога к перечислению в бюджет;
- Если в проверяемый период договор на проведение мониторинга еще не был заключен.
Осуществление камеральной проверки документов компаний и предпринимателей проводится должностным лицом налоговой службы в течение трех месяцев со дня представления декларации в инспекцию. Для этого не требуется получение специальных разрешений со стороны вышестоящего руководства ФНС.
Если в ходе проведения ревизии выявлены ошибки или несоответствия между имеющимися в распоряжении налоговиков документами, они вправе потребовать налогоплательщика предоставить пояснение в письменной форме. Для того чтобы максимально быстро разрешить спорную ситуацию, бухгалтер может помимо пояснительной записки передать проверяющему регистры налогового и бухгалтерского учета, обосновывающие сведения, внесенные в налоговую декларацию.
В тех случаях, когда переданные налогоплательщиком пояснения инспектора не устроят, в соответствие со ст. 31 НК РФ, руководителя организации могут вызвать для личного разъяснения ситуации.
В случае выявления нарушений в отношении плательщика налогов и сборов должен быть составлен акт о результатах.
Сущность и методы выездной налоговой проверки
Наиболее сложными для бухгалтерии налогоплательщика является такие виды налоговых проверок, как выездные. В отличие от камеральной для проведения выездной проверки требуется разрешение руководителя инспекции ФНС или его заместителя. Период, подлежащий проверке, ограничен тремя годами и может затрагивать как один налог, так и несколько.
Выездная ревизия в общем случае не должна длиться более двух месяцев, однако при наличии обстоятельств срок может быть продлен до полугода.
Существуют такие методы проведения выездной налоговой проверки, как сплошная и выборочная выездная проверка. Сплошная проверка используется налоговиками чаще всего и предполагает анализ всей имеющейся документации компании за периоды, подлежащие проверке.
При проведении выборочной ревизии, исследуется только часть документов. В основном этот метод используется для выявления систематических нарушений в налоговом учете.
Выездная проверка может также затронуть инвентаризацию имущества налогоплательщика и осмотр складских и производственных помещений.
По итогам прошедшей выездной проверки уполномоченными сотрудниками составляется справка о результатах. Если итоги ревизии не устраивают руководителя организации, и он намерено отказывается от получения справки, сотрудники ФНС должны отравить итоговый документ заказным письмом.
Назначение и виды налоговых проверок определяются сотрудниками органов налогового контроля самостоятельно в каждой конкретной ситуации.
Виды налоговых проверок и их содержание
Среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 НК РФ, первыми названы налоговые проверки.
Налоговая проверка — это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов. Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы Расулов И.Г. Налоговые органы как субъекты налогового права // Финансовое право 2013. № 3..
Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 НК РФ. Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.
Камеральная проверка — это проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа. Она проводится на основании представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов и имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика. Камеральная проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Целью камеральной проверки является:
- — контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
- — выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
- — взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов;
- — взыскание налоговых санкций;
- — подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Налоговый Кодекс позволяет при проведении камеральных проверок осуществлять те же процессуальные действия, что и при проведении выездных проверок: вызвать свидетеля, осуществлять осмотр документов и предметов налогоплательщика, истребовать документы, привлечь специалиста.
Камеральная проверка предполагает:
- · формальную проверку;
- · арифметическую проверку;
- · нормативную проверку;
- · непосредственную камеральную проверку.
Формальная проверка включает в себя проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов. Проверяется также наличие и четкое заполнение всех предусмотренных правовыми актами обязательных реквизитов. В ходе формальной проверки проверяется также наличие подписи налогоплательщика и соответствии этих подписей имеющимся образцам.
Арифметическая проверка дает возможность оценить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли.
Нормативная проверка — это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующему законодательству. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции, неправильности применения ставок налогов и т.д.
Непосредственная камеральная проверка представляет собой логическую проверку цифровых данных, в соответствии с которыми налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую внесению в бюджет.
Если в результате проверки налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, руководителем налогового органа выносится решение, которое оформляется в виде постановления о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании вынесенного постановления налогоплательщику в десятидневный срок направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных правонарушений.
Выездная проверка — это проверка, которая проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В установленных случаев срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
В ряде случаев налоговый орган вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для истребования документов, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов и пр. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика. При необходимости в процессе проверки может быть проведена инвентаризация имущества налогоплательщика, а также произведен осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий. При наличии оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов.
Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки. Она может проводиться:
- 1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
- 2) налоговым органом — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Исключение составляют случаи, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.
3) налоговым органом — в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика.
Результат выездной налоговой проверки оформляется актом. В акте указываются все выявленные нарушения налогового законодательства и меры ответственности за их совершение. При камеральной проверке акт составляется в течение 10 дней после окончания проверки. В случае выездной проверки акт составляется в течение двух месяцев.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт налоговой проверки и представленные налогоплательщиком письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа. Налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение.
31 августа 2011г. инспекция ФНС приняла решение о проведении выездной налоговой проверки УФСИН России по С-кой области по транспортному налогу за 2007, 2008, 2009 и 2010 г.г., с которым и был ознакомлен налогоплательщик. УФСИН России по С-кой области отказало должностным лицам инспекции ФНС в предоставлении документов за 2007 г.
Правомерны ли действия налогоплательщика? Дайте ссылку на соответствующую норму права. Каковы могут быть действия УФСИН России по С-кой области в случае несогласия с привлечением его к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ?
В соответствии со ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Если решение о проведении проверки вынесли в 2010 году, то проверку можно провести за 2008-2010 годы. Отказ в предоставлении документов за 2007 год правомерен. Если решение принято в 2011 году, то вообще можно не предоставлять документов за период с 2007-2008 год.
Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ?
Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ – важнейший вопрос, ответ на который следует знать всем руководителям организаций. Рассмотрим, какие виды налоговых проверок могут проводиться сотрудниками ФНС, и разберем их отличия друг от друга.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
Виды налоговых проверок по НК РФ (камеральные и выездные налоговые проверки)
Перечень видов налоговых проверок предусмотрен ст. 87 НК РФ. Согласно данной норме, проверки осуществляются в двух формах:
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
- камеральной;
- выездной.
Во всех случаях проверочные мероприятия проводятся с целью обеспечения соблюдения правильности расчета и уплаты налогов. Между тем, они отличаются друг от друга порядком их осуществления.
Первый вид проверок (камеральные) проводится на территории налогового органа, без выезда к налогоплательщику. Проверяются исключительно сведения, которые отражаются в декларациях. О проведении проверки проверяемое юридическое лицо не извещается.
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
Второй вид проверок (выездные) проводится на территории налогоплательщика, с выездом должностных лиц налогового органа.
p, blockquote 5,0,1,0,0 —>
Какие налоговые проверки бывают в организациях, но прямо не предусмотрены НК РФ?
В теории права можно найти различные подходы к определению видов налоговых проверок. Существуют различные классификации, в зависимости от оснований для их проведения и действий, которые производят проверяющие.
p, blockquote 6,0,0,0,0 —>
В зависимости от предмета проверки, выездные проверочные мероприятия можно разделить на:
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
- комплексные;
- выборочные.
В первом случае предметом проверки является установление нарушений при уплате всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством. Выборочная проверка предполагает установление соблюдения законности при уплате организацией лишь одного налога, например, налога на имущество.
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
- плановые;
- внеплановые проверки.
В первом случае проверка производится по заранее разработанному и утвержденному плану. Во втором случае проверка осуществляется вне графика.
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Выделяют также тематические проверки, при проведении которых налоговый орган изучает сделки проверяемого с контрагентами и соблюдение обязанности по уплате налогов по результатам их заключения.
p, blockquote 11,1,0,0,0 —>
Может проводиться и контрольная проверка, которую также можно иначе именовать повторной. Например, такой вид проверочных мероприятий может проводиться при предоставлении налогоплательщиком уточненной декларации. Еще один пример – повторная проверка вышестоящей ФНС.
p, blockquote 12,0,0,0,0 —>
Возможно также проведение встречной проверки, которая предполагает запрос у контрагентов организации документов в порядке ст. 93.1 НК РФ.
p, blockquote 13,0,0,0,0 —>
Камеральная проверка организации
В силу п. 1, 2 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации производится камеральная проверка. Ее также называют документарной, поскольку ФНС проверяются исключительно отчетные документы, представляемые проверяемой организацией.
p, blockquote 14,0,0,0,0 —>
Первый шаг – автоматизированная проверка в программе АИС Налог. В данном программном комплексе производится проверка соблюдения сроков подачи декларации, сверка данных с ранее поданными отчетами. Если ошибок не обнаружено, на этом проверочные мероприятия завершаются, без вынесения какого-либо акта. Если ошибки выявлены, у налогоплательщика запрашиваются объяснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).
p, blockquote 15,0,0,0,0 —>
Возможно представить уточненную декларацию за проверяемый период. Данный документ станет предметом новой проверки. Если будут выявлены нарушения будет составлен итоговый акт, и в дальнейшем, организация может быть привлечена к налоговой ответственности.
p, blockquote 16,0,0,1,0 —>
Выездная налоговая проверка, как вид налоговой проверки по НК РФ
Выездные проверочные мероприятия производятся по месту нахождения организации, что следует из п. 2 ст. 89 НК РФ. Основание для проведения – решение, принимаемое начальником территориальной ФНС или его замом.
p, blockquote 17,0,0,0,0 —>
Период проверки не может превышать 3 лет (предшествующих дате вынесения решения о проверке). Срок проверочных действий – 2 месяца, однако возможно его продление, которое налоговый орган вправе осуществлять дважды (до 4 и до 6 месяцев соответственно). Кроме того, срок может приостанавливаться при наличии на то оснований, но не более чем на полгода.
p, blockquote 18,0,0,0,0 —>
В рамках проверочных действиях, сотрудники ФНС вправе:
p, blockquote 19,0,0,0,0 —>
- допрашивать свидетелей;
- назначать экспертизы;
- производить осмотр помещений и документов;
- проводить инвентаризацию имущества;
- осуществлять иные действия, предусмотренные ст. 89, 90-97 НК РФ.
Отличия камеральной и выездной налоговой проверки
Приведем основные отличия в таблице:
Видео (кликните для воспроизведения). |
p, blockquote 20,0,0,0,0 —>