Содержание
- 1 Проведение государственной кадастровой оценки на территории России урегулировано отдельным федеральным законом
- 2 Периодичность перерасчета кадастровой стоимости недвижимости
- 3 Как узнать кадастровую стоимость земельного участка: все варианты
- 4 Снижение кадастровой стоимости земельного участка путем смены вида разрешенного использования
- 5 Как часто меняется кадастровая стоимость земельного участка
- 6 Цех превратился в офис
Проведение государственной кадастровой оценки на территории России урегулировано отдельным федеральным законом
Кадастровая оценка представляет собой совокупность процедур, направленных на определение кадастровой стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения (и иных предусмотренных законодательством целей), в том числе, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта.
Кадастровая оценка проводится по решению уполномоченного регионального исполнительного органа государственной власти, который наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом РФ.
Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением внеочередной оценки. Перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке, формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении оценки. Оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта РФ.
Подготовка к проведению оценки осуществляется до 1 января года определения кадастровой стоимости. Сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, осуществляются бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Для сбора и обработки такой информации правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости.
Уполномоченный орган субъекта РФ в течение 20 рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в нем результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта, который вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Орган регистрации прав в течение 20 рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом ее определения, осуществляет внесение в ЕГРН таких сведений, в том числе о дне подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если они затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в специальной комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Закон вступает в силу с 1 января 2017 года, кроме отдельных положений. К отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.
Периодичность перерасчета кадастровой стоимости недвижимости
Одной из важнейших характеристик недвижимого имущества является его кадастровая цена. Однако эта величина не постоянна. То, как часто меняется кадастровая стоимость недвижимости, зависит от нескольких факторов. Каждому собственнику следует знать цену своего имущества и порядок ее определения, чтобы убедиться в правильности расчета налогов и государственной пошлины при заключении сделок с недвижимостью. Давайте выясним, что такое кадастровая цена, почему она не остается неизменной и как часто ее пересматривают.
Что собой представляет кадастровая стоимость объекта
Кадастровая стоимость (КС) недвижимого имущества – одна из главных характеристик объекта, являющаяся экономической единицей его учета и выражающая стоимостное значение.
Проанализировав стоимость объекта в разные периоды, можно заметить динамику роста КС. Основной причиной, почему меняется кадастровая стоимость объекта недвижимости, является переменчивость важных ценообразующих факторов, например, наличия инфраструктуры, перспектив развития и рыночных показателей.
Нужно знать, что кадастровая и рыночная цены недвижимости могут не совпадать, причем на практике это происходит довольно часто.
Стоимость строений и земельных участков определяется в соответствии с Федеральным Законом «Об оценочной деятельности» №135 от 29 июля 1998 года . Отдельно о том, что цена земли должна определяться в ходе оценки, говорится в ст. 66 Земельного кодекса РФ .
Оценку проводят инженеры-оценщики, прошедшие специальное обучение. Средний уровень КС объектов может определяться по решению местных органов исполнительной власти.
Владельцам недвижимого имущества стоит узнать больше о том, что собой представляет кадастровая стоимость недвижимости.
Как формируется КС
Чтобы понять, почему и как меняется кадастровая стоимость квартиры с годами, нужно учесть, какие факторы влияют на этот процесс. К ним относится:
Нужно помнить, что цена недвижимого имущества периодически пересматривается. И если человек планирует продавать свою квартиру, то, возможно, с этим стоит подождать или, наоборот, поторопиться. Ведь каждая построенная рядом станция метро, дорога и больница повысят цену имущества. А закрытие школы или перенос автостанции уменьшат его стоимость.
Особенности изменения стоимости земельного участка
Существуют нюансы того, как меняется кадастровая стоимость земельного участка. Порядок и частоту проверки, на основании которой определяется цена земли, устанавливают местные органы власти. От того, насколько тщательно она будет осуществлена, зависит и частота проведения последующих оценок.
Минимальный срок – три года, но в среднем пересмотр КС земли производится один раз в пять лет. Нарушать регламент, установленный в регионе, нежелательно, поскольку это может повлечь необходимость в проведении оценочных мероприятий уже на федеральном уровне.
При наличии веских оснований в промежутке между переоценками возможен пересмотр цены в индивидуальном порядке.
Внеочередная проверка может проводиться в силу причин, значительно влияющих на ценность недвижимости, например, в связи с возведением нового инфраструктурного объекта или произошедшими техногенными или природными авариями.
Последнее изменение КС
Ответ на вопрос, меняется ли кадастровая стоимость квартиры ежегодно, установлен на уровне законодательства. Как упоминалось выше, очередная переоценка должна происходить не реже раза в пять лет. А вот насколько часто она делается, решает собственник, которым может быть и частное лицо, и предприятие, и орган власти.
Владелец имеет право инициировать пересмотр результатов оценки земли. Причем для этого не придется долго изобретать причины. По закону изменения рыночных показателей уже достаточно для того, чтобы вызывать инженеров для оценки. К тому же нигде точно не определено, что входит в эти «рыночные показатели».
Еще одна важная задача собственника – определить, когда изменилась кадастровая стоимость земли. Для этого инженер-оценщик предпринимает следующие действия:
- изучает документы относительно недвижимости;
- выезжает на объект и изучает его характеристики путем визуального осмотра;
- подготавливает акт, в котором описывает свойства недвижимости и указывает ее ценовое значение.
После этого изменившая информация вносится в реестр недвижимости. Однако именно дата составления акта и есть днем, когда меняется цена объекта.
В отношении земли существуют особые причины, почему меняется кадастровая стоимость земельного участка:
- Уменьшение или увеличение размеров и, соответственно, площади.
- Перенос участка в новую категорию.
- Изменение целевого назначения или введение нового вида пользования, разрешенного местными органами власти.
Подробнее о пересмотре КС домов, квартир и земельных участков читайте в статье «Изменение кадастровой стоимости недвижимости».
Причины переоценки недвижимости
Существует два основания для изменения цены недвижимого имущества. Пересчитывается кадастровая стоимость в случае переоценки объекта и при внесении правок в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Переоценка объекта происходит по инициативе:
- его владельца;
- лиц, которые планируют заключить сделку в отношении недвижимости;
- органа власти, если объект находится в его собственности.
При обращении нужно приложить документы, обосновывающие справедливость требований заявителя.
Правки вносятся в следующих случаях:
- во время постановки объекта на учет были поданы недостоверные данные;
- решение суда предписывает внесение правок в базу данных.
Как часто проводится оценка КС
Собственников земли и жилья должно интересовать, как часто пересматривается кадастровая стоимость объектов недвижимости. Зная этот порядок, они легко определят, является ли пересмотр цены плановым.
Порядок, сроки проведения и лиц, ответственных за проведение плановой оценки имущества, определяют органы местной власти. Периодичность оценочных мероприятий составляет 3-5 лет.
Внеплановая переоценка может осуществляться по инициативе собственника при наличии достаточных причин.
В соответствии с законом, переоценка не может проводиться реже одного раза в 5 лет. Поскольку предельное допустимое значение не устанавливается, допускается повторение процедуры по желанию собственников.
Однако, в соответствии со ст.24.12 ФЗ № 135, в общих случаях ее нельзя проводить чаще, чем один раз в три года. Следовательно, то, как часто может меняться стоимость недвижимости, зависит от решения органа исполнительной власти или законодательства конкретного субъекта Федерации.
Итак, оценка осуществляется не чаще раза в три года. Для городов федерального значения этот срок составляет один раз в два года.
После утверждения результатов кадастровой оценки выводы инженера отправляются в территориальное подразделение Росреестра для внесения данных в ЕГРН.
Каждый собственник недвижимости должен следить за ценой имущества, поскольку власти некоторых субъектов Федерации могут каждый год изобретать поводы для увеличения налоговых поступлений путем поднятия ставки или увеличения КС нежвижимости в результате плановой оценки. А от достоверности данных зависит размер налоговых выплат.
Как рассчитать сумму налога при изменении КС объекта
За недвижимое имущество, которое находится в собственности, нужно платить налог. При определении его размера КС объекта является базовым основанием. Чтобы понять, как повлияет ее изменение на сумму, подлежащую уплате, нужно выяснить, как результат оценки в принципе сказывается на налогообложении.
Формула расчета налога проста:
Сн=Кс х Стн – Ап – Нв
В ней
- Сн – сумма налога;
- Кс – кадастровая стоимость объекта;
- Стн – налоговая ставка, которая составляет 0,1 % от стоимости имущества;
- Ап – уже внесенные авансовые платежи;
- Нв – налоговый вычет за объект площадью 20 м2.
Таким образом, цена недвижимости прямо влияет на размер налога, подлежащего уплате: чем она выше, тем больше сумма налога, и наоборот.
Как узнать КС недвижимости
Существует несколько способов узнать цену объекта. Для этого, например, можно посетить сайт Росреестра , с которого перейти на публичную карту . На ней нужно отыскать свой участок и нажать на него кнопкой мыши. После этого появится следующая информация:
- размеры и площадь надела;
- назначение;
- наличие обременений;
- кадастровый номер и стоимость.
Некоторые предпочитают обратиться в муниципалитет и попросить копию постановления с указанной КС 1 м2 недвижимости. Умножив эту цифру на площадь интересующего объекта, несложно получить нужные данные.
Третий способ – подача запроса в Роснедвижимость. В этом случае придется ожидать ответа в течение 30 дней. В случае отправки по почте он даже может потеряться по дороге. Как видно, этот вариант наиболее длительный и неудобный.
Также можно оформить запрос в Росреестре, МФЦ или на портале Госуслуги . Для частного лица выдача справки обойдется в 450, для предприятия – в 600 рублей. На это уйдет 3-5 5 дней.
Знание кадастровой цены недвижимости позволяет правильно рассчитывать налоги и госпошлину при заключении сделок. Оценкой имущества занимаются специалисты, уполномоченные на проведение таких работ. Периодичность оценки, порядок ее проведения и то, может ли измениться кадастровая стоимость объекта, определяют местные органы исполнительной власти.
Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.
Как узнать кадастровую стоимость земельного участка: все варианты
Кадастровая стоимость (КС) земли – это цена надела, утвержденная государственными органами (Росреестром).Как правило, КС отличается от рыночной стоимости, так как при ее определении не учитывается спрос на землю в регионе, не учитывается общее экономическое состояние страны и т.д.
Кадастровая стоимость определяется, исходя из качества земли на участке, из его местоположения, наличия рядом объектов инфраструктуры и т.д.
По сути, кадастровая стоимость – это определение уровня качества земельного участка в денежном эквиваленте.
С 2016 года кадастровая стоимость используется государством для исчисления земельного налога и налога на прибыль с продажи недвижимости.
Также, если собственником земли является государство, на основе кадастровой стоимости определяется величина платы за пользование наделом в аренде и рыночная стоимость участка. Чтобы иметь представление о каждом из указанных платежей необходимо знать КС земли.
Где и как можно получить информацию?
Чтобы узнать кадастровую стоимость земельного участка, необходимо знать либо адрес его местонахождения, либо кадастровый номер.
И в том и в другом случае интересующую информацию можно получить:
- Через электронный сервис на сайте Росреестра;
- Через специальную кадастровую карту;
- В одном из отделений Росреестра или МФЦ.
Проверка по номеру
Чтобы проверить и узнать кадастровую стоимость, необходимо.
Перейти на сайт Росреестра.
Выбрать раздел «Электронные сервисы».
Выбрать одну из вкладок: «Получение информации онлайн» или «Кадастровая карта».
Если выбрана карта, необходимо нажать иконку поиска (в левом верхнем углу), ввести номер и нажать «Найти».
Система тут же покажет надел на экране и выведет всю имеющуюся информацию по нему.
Если выбрана вкладка получения справочной информации, в отведенную строку нужно ввести номер надела и нажать «Сформировать запрос».
Система выполнит поиск и отобразит все найденные участки по указанному номеру.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если нужно получить официальный документ с указанием кадастровой информации, необходимо обращаться в одно из отделений Росреестра или в МФЦ. При этом с собой иметь гражданский паспорт.
Росреестр выдает справку в течение 3 дней без учета выходных и праздничных.
Как найти с помощью адреса надела
Если гражданин знает адрес участка, но не знает его кадастрового номера, ему необходимо.
Перейти на сайт Росреестра и выбрать раздел «Электронные сервисы».
Выбрать одну из вкладок: «Получение справочной информации» или «Кадастровая карта».
Если выбран первый вариант, необходимо заполнить форму «Адрес», где указать точное местоположение участка и нажать «Сформировать запрос».
Система выполнит поиск и выведет нужную информацию на экран.
Если выбран второй вариант, можно выполнить поиск участка, постепенно приближая карту к нужной точке (приблизить можно двойным щелчком левой кнопки мыши, колесиком мыши, или специальным ползунком на самой карте).
В ином случае, нужно выбрать иконку поиска (слева сверху), ввести туда интересующий адрес и нажать «Найти».
Для получения официальной выписки с указанием кадастровой информации, гражданину необходимо обратиться в отделение Росреестра или МФЦ, написать заявление с указанием точного адреса и предоставить общегражданский паспорт.
Как часто меняется показатель?
Согласно статье 24.12 ФЗ № 135 от 1998 года кадастровая оценка может производиться не чаще, чем 1 раз в 3 года.
В то же время, новая кадастровая стоимость назначается не реже, чем 1 раз в 5 лет. Для Москвы и Санкт-Петербурга кадастровая оценка может производиться не чаще, чем 1 раз в 2 года и не реже, чем 1 раз в 5 лет.
Помимо переоценки стоимости земельных участков, КС может быть изменена в следующих случаях:
- При уменьшении (увеличении) земельного надела;
- При смене или при добавлении нового вида разрешенного использования;
- При смене категории земель.
Как узнать изменилась ли стоимость надела?
3 пункт статьи 66 Земельного кодекса определил, что КС не может быть выше рыночной стоимости.
В ином случае владелец участка будет платить земельный налог не соответствующий реальной цене его надела. В то же время необходимо учитывать, что переоценка кадастровой стоимости производится не чаще, чем 1 раз в 3 года.
Оспорить результаты кадастровой оценки можно только в том случае, если на момент совершения оценки рыночная стоимость земли была ниже, чем установленная КС.
Для этого гражданину необходимо знать дату проведения кадастровой оценки, то есть когда изменилась цена надела. Но данной информации нет в свободном доступе, получить ее можно только с помощью адвокатского или судебного запроса, а также запроса от юридических лиц.
Полезное видео
Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано о способах проверки кадастровой стоимости земельного участка онлайн и с помощью публичной кадастровой карты.
Заключение
При наличии интернета у пользователя не возникнет проблем с тем, чтобы узнать кадастровую стоимость любого земельного участка. Для этого ему нужно знать номер надела или его точный адрес.
При необходимости получить официальную выписку из Росреестра, гражданин всегда может обратиться в МФЦ или сам Росреестр. Срок изготовления документа – 3 рабочих дня.
Снижение кадастровой стоимости земельного участка путем смены вида разрешенного использования
специально для ГАРАНТ.РУ
Кадастровая стоимость земли является важной составляющей, которая влияет на расчет налога на имущество юридических лиц. Во многих случаях кадастровую стоимость можно снизить путем оспаривания в специальной комиссии или в суде. Порой это позволяет уменьшить платежи по налогу на имущество в несколько раз.
Одним из важнейших факторов, которые определяют размер кадастровой стоимости участка земли, является вид его разрешенного использования (далее – ВРИ). Также непосредственно от ВРИ зависят возможности использования, находящегося в собственности или аренде участка. Например, какую хозяйственную деятельность можно вести, какие здание и постройки разрешено возводить на его территории.
Основные положения, касающиеся разрешенного использования земельных участков, содержатся в п. 2 ст. 7 Земельного кодекса.Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Эта норма соответствует одному из принципов земельного законодательства, закрепленному в подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ о делении земель по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.Смысл данного принципа заключается в следующем: целевое назначение земель определяется их принадлежностью к той или иной категории, а разрешенное использование – дополнительный элемент, из которого складывается правовой режим земельного участка.
- ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне;
- изменение одного ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Поэтому разрешенное использование может быть установлено или изменено только в соответствии с установленными правилами землепользования и застройки функциональной зоны.
В настоящее время порядок проведения зонирования территорий определяет Градостроительный кодекс. Для каждой территории устанавливается градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков и всего, что находится над и под их поверхностью и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки – п. 9 ст. 1, п. 2, п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ.
Связь разрешенного использования с кадастровой стоимостью
Базовым документом, устанавливающим связь между разрешенным использованием и кадастровой стоимостью, являются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Данные Методические указания устанавливают 17 видов разрешенного использования земельных участков. Величина кадастровой стоимости земельного участка зависит от значений удельных показателей, которые определяются для каждого из видов разрешенного использования.
Во время проведения государственной кадастровой оценки земельные участки разделяют на административно-территориальные единицы. Исходя из размеров и специфики в данных территориальных единицах выделяются кадастровые кварталы.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется умножением удельного показателя кадастровой стоимости (утвержденный для данного ВРИ, применительно к кадастровому кварталу, где расположен участок) на его площадь. Если для участка установлено несколько ВРИ, то в расчете кадастровой стоимости используется удельный показатель с наибольшим значением.
Таким образом, кадастровая стоимость участка складывается из трех составляющих:
- вида разрешенного использования земельного участка (по данным Росреестра);
- удельного показателя кадастровой стоимости, применительно к кадастровому кварталу;
- площади участка.
ВРИ земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления и подчинено определенным правилам. В случаях, когда на земельном участке расположены законно возведенные объекты недвижимости, ВРИ должно соответствовать их функциональному назначению. Оно определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию. Пример: в техпаспорте находящегося на земельном участке здания в качестве назначения указывается «офис», то его будут относить к группе № 7 – «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». Если же на нем расположены одновременно офисные и производственные помещения, то участку может быть присвоено сразу два ВРИ: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» и «для размещения производственных и административных зданий».
В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.
Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ч. 1 ст. 12.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве»). Решение об изменении ВРИ земельного участка принимается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы на основании градостроительного плана земельного участка в течение 45 рабочих дней со дня поступления заявления собственника земельного участка.
Имеет ли смысл изменять ВРИ для целей снижения кадастровой стоимости?
Логика проведения государственной кадастровой оценки и определения удельных показателей кадастровой стоимости свидетельствует о том, что наибольшие удельные показатели устанавливаются для земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства коммерческого назначения. Снизить кадастровую стоимость подобных участков возможно только изменив ВРИ. А для его смены необходимо переменить функциональное назначение находящихся на участке зданий.
Часто подобные мероприятия проводятся для выявления таких видов недвижимого имущества, как торговые, деловые центры и просто нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются таким образом (пункт 1.3 Порядка).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающих размещение объектов, указанных в п. 1.3 Порядка, признается использование не менее 20% общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка).
В качестве иллюстрации влияния снижения ВРИ на величину кадастровой стоимости можно привести следующий пример. При рассмотрении одного из дел возник спор о величине кадастровой стоимости в разрезе ВРИ земельного участка, который был предоставлен юридическому лицу под размещение автостоянки автомобильного транспорта. При проведении государственной кадастровой оценки указанный земельный участок был отнесен к виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», поскольку владельцем земельного участка оказывались услуги по платному размещению на нем автомобильного транспорта. Предоставление суду аргументированной позиции о том, что содержание разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» в части «личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» применимо только к автотранспортным средствам, а не к самому земельному участку позволило более чем в два раза снизить кадастровую стоимость.
Как часто меняется кадастровая стоимость земельного участка
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В публичной кадастровой карте кадастровая стоимость земельного участка (Московская область), принадлежащего предприятию на праве собственности, изменилась по сравнению с 2018 годом. Дата внесения стоимости в базу — 15.01.2019.
С какого момента новая кадастровая стоимость земельного участка используется для расчета налоговой базы по земельному налогу?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Новая кадастровая стоимость земельного участка должна применяться в целях исчисления земельного налога с 01.01.2019.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
23 апреля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Цех превратился в офис
Сегодня вопрос обоснованности процедур государственной кадастровой оценки вызывает очень много нареканий не только со стороны собственников земельных участков, но и со стороны госорганов, так как является едва ли не главным источником наполнения казны. «От кадастровой стоимости земельного участка зависит не только плата за изменение вида разрешенного использования и арендная плата, но и земельный налог, — отмечает эксперт по налогообложению и правовым вопросам АКГ «Градиент Альфа» Роман Самилло. — Зачастую кадастровая оценка не соответствует рыночному уровню и вызывает большое количество споров».
Сейчас во многих регионах проводится, как правило, ежегодная переоценка кадастровой стоимости, что практически не позволяет собственникам оспаривать ее в суде. Известен такой случай, когда земельный участок одного бизнесмена, расположенный под строящимся комплексом санатория, за три года три раза переоценивался как в большую, так и в меньшую сторону. Предприниматель, не зная об этом, платил аренду по зафиксированной в договоре ставке. Местная администрация направила в суд иск о взыскании недоплаченной арендной платы, исходя из новой кадастровой цены. Что в конечном итоге чуть не привело к расторжению договора аренды и потере «бизнес-проекта».
Законопроект устанавливает возможность оспаривать результаты кадастра с даты внесения в него новой стоимости, определенной по результатам очередной кадастровой оценки, но не позднее пяти лет с даты внесения оспариваемых результатов. Для юрлиц законопроект вводит обязательный досудебный порядок рассмотрения споров в комиссии. Для физлиц он будет добровольным. Практика показывает, что большинству компаний удается только через суд оспорить кадастровую оценку. Но проблема заключается в том, что, даже выиграв суд, налог и арендная плата не пересчитываются. Как пояснили эксперты, рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться только с момента вступления в законную силу решения суда. Соответственно, и во всех правонарушениях, где используется кадастровая стоимость, ее новый размер применяется только с этого момента.
Между тем в Москве еще в прошлом году были введены новые правила расчета стоимости земельных участков. «С одной стороны, это повышает прозрачность взаимодействия города и бизнеса, позволяет инвестору просчитывать свои затраты, — рассказал Роман Самилло. — С другой стороны, эта плата не всегда адекватна, так как привязана к кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, не всегда отражает реальную рыночную цену земли». Введение изменений в налогообложение недвижимого имущества юридических лиц существенно изменило ситуацию с платежами, уверен партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Тимофей Ермак.
Между тем, по мнению экспертов, финансовая нагрузка после нового порядка расчета стоимости участка для большинства застройщиков не снизится. Различные выплаты могут достигать 80% новой кадастровой стоимости, подсчитал Роман Самилло. Однако он уверен, что новый порядок расчета стоимости земельных участков прозрачен, создает более конкурентные условия для малоэтажной застройки, да и инвестору легче спрогнозировать предполагаемые затраты по проекту.
Одним из недостатков законопроекта эксперты называют отсутствие льгот для собственников, проводящих реконструкцию. Это ставит в неравное положение собственников и арендаторов земельных участков. «Есть опасения, что увеличение платежей заставит нерентабельные предприятия избавляться от участков и объектов, не вовлеченных в бизнес-процессы, то есть в городе со временем исчезнут заброшенные земельные участки и полупустые цеха, которые владельцы придерживают до лучших времен», — полагает Роман Самилло.
В действительности от вида разрешенного использования земельного участка зависит не только размер арендной платы, которую уплачивают предприниматели при аренде муниципальных земель, но и размер кадастровой стоимости. Между тем очень часто встречаются ситуации, когда реальное использование земель бизнесом не соответствует тому, что указано «на бумаге». Вследствие чего государство несет налоговые потери, а предприниматель вынужден вести свою деятельность на полулегальном положении.
Тимофей Ермак привел пример из практики: предприниматель приобретает старое промышленное предприятие в центре столицы вместе с правами на земельный участок, занимаемый этим производством. Как часто бывает, производственные помещения после реконструкции превращаются в комфортабельные офисы и используются для продажи или сдачи в аренду коммерческим организациям. Но земля, на которой возникают новые офисные площади (имеющие принципиально другое, не производственное назначение), по-прежнему по всем документам и данным государственного кадастра недвижимости (ГКН) числится как земельный участок, предназначенный для размещения и эксплуатации производственных помещений.
«Законодательно установленные коэффициенты, используемые для расчета аренды муниципальной земли и размера кадастровой стоимости в целях налогообложения, учитывают исключительно данные ГКН, — говорит Тимофей Ермак. — Естественно, что правообладатель таких наделов невольно получает существенную экономию на своих расходах. Ведь стоимость аренды земли промышленного назначения многократно ниже стоимости аренды земли под размещение офисных зданий. Отсюда вытекают колоссальные потери государства в виде недополученных налогов, которые получил бы бюджет в случае реального отражения данных в ГКН».
Эксперты уверены, что большинство правообладателей такой земли не торопятся изменять вид разрешенного использования, делая это только в случае самой крайней необходимости. Известны случаи, когда предприниматели после строительства офисных зданий (или реконструкции заводов в бизнес-центры) при оформлении земельных отношений или при затребовании дополнительного выделения земель сознательно умалчивают о более прибыльном использовании земельного участка или прямо указывают в документах, что земля будет использоваться в «технологических целях производства».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Согласно законодательству, при оформлении земельных правоотношений новым собственником производственных строений фактическое использование объектов никто не проверяет. Собственник вправе использовать свое имущество любым незапрещенным законом способом, а правовой статус помещений и земли (несмотря на то, что это неразрывно связанные объекты) учитывается и фиксируется по-разному. Изменение статуса строений не влечет автоматического изменения статуса земель. «Более того, все расходы по изменению вида разрешенного использования и по организации всех процедур ложатся на плечи предпринимателя, — считает Тимофей Ермак. — Но это только полбеды. Нельзя забывать о сложной и многоэтапной процедуре изменения статуса земли, закрепленной в градостроительных нормах. В большинстве случаев этот процесс невозможно осуществить без проведения публичных слушаний, что усугубляется тем, что организацией таких слушаний должны заниматься соответствующие чиновники из органов муниципальной власти. При этом может появиться еще один барьер — коррупционный. Привычка чиновников «зарабатывать» на проблемах бизнеса всегда была сильна.
Источники
Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2014. — 480 c.
Прыкин, Б.В. Компактэкономика. Курс лекций; М.: Academia, 2011. — 500 c.- Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
- Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
Позвольте представиться. Мое имя Петр. Я уже более 20 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи.
Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.