Содержание
- 1 Постановление правительства Российской Федерации № 491 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме
- 2 Постановление 491 с последними изменениями 2019 года
- 3 Содержание общего имущества многоквартирного дома
- 4 Государственное казенное учреждение Центр координации ГУ ИС Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы
- 5 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 15.12.2018)Об утв. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения ..
- 6 Постановление 491 с последними изменениями
- 7 Постановление правительства Российской Федерации № 491 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме
- 8 Как рассчитать платеж за общее имущество дома
Постановление правительства Российской Федерации № 491 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме
III. Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества
28. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
29. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
30. Содержание общего имущества обеспечивается:
31. При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и условия расположения многоквартирного дома.
32. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.
33. Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
34. В случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и — органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
35. Указанные в пунктах 31 — 34 настоящих Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
36. В случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
37. При принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
38. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации несут расходы на содержание и ремонт общего имущества с учетом внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Если размер вносимой нанимателями таких жилых помещений платы меньше, чем размер платы, установленной в договоре управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем указанных жилых помещений в согласованном с управляющей организацией порядке.
Постановление 491 с последними изменениями 2019 года
Постановление 491 с последними изменениями 2019 о коммунальных услугах является основополагающим узконаправленным актом, фиксирующим два комплекса норм: по содержанию общего имущества многоквартирных домов и по порядку установления цены услуг управляющих компаний в этой сфере. Все, кто намерен выяснять отношения с этими учреждениями по поводу стоимости их обслуживания и ненадлежащего качества работы должны ознакомиться с данным документом.
Цель принятия, что регулирует
Многоквартирные дома (далее по тексту МКД) являются наиболее распространенной формой жилья со своей спецификой, обусловленной тесным сосуществованием большого количества жильцов.
В таком объекте есть своя инфраструктура, коммуникации (лифт, подвалы, крыши, кабельные шахты, лестничные марши, подъезды счетчики и пр.). То есть, кроме частных владений в этих комплексах есть и общая собственность, обеспечивающая удобства жильцам.
Уход за домом и обеспечение функционирования всех его структур и элементов (лифты, подача воды, электроэнергии) осуществляют управляющие компании, которые пришли на смену ЖЭКам. За это граждане платят им определенные суммы денег указанные в договорах обслуживания
Для регулирования правоотношений, связанных с указанными выше вопросами, а также для урегулирования споров по поводу качества работ и платы за них существует целая отрасль в Жилищном праве, а главным актом в ней является рассматриваемый нами документ.
Зачастую требуется использование комплекса правовых норм по МКД, поэтому укажем рассматриваемый акт среди документов тесно с ним связанных:
- Постановление № 491;
- Жилищный кодекс (Гл. 30, а также отдельные статьи, например, ст. 30);
- Правила предоставления коммунальных услуг;
- Инструкция по эксплуатации МКД.
Все вышеперечисленное исчерпывающе регулирует правоотношения собственников жилых объектов и организаций, оказывающих коммунальные услуги.
Рассматриваемый документ являет собой два комплекса правил: по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и по изменению размеров тарифов за содержание жилого помещения.
Постановление принято в 2006 г., последние изменения в него внесли 27.03.2018 г., оно состоит из таких разделов:
Раздел | Что регулирует, статьи |
Постановление | Утверждает основной текст (правила), очерчивает сферу применения, нормы по вступлению в силу. |
Правила содержания общего имущества в МКД | · состав общих владений; |
· нормы по определению объектов совместного использования в нескольких МКД;
· условия содержания строений и участков, на которых они арсположены;
· общие затраты владельцев на указанные цели;
· полномочия по контролю в процессе содержания дома.
Содержание в общих чертах
Согласно ст. 30 ЖК владельцам жилья (квартир) в МКД вменяются обязанности содержать общее имущество в нем, которым они пользуются по праву общего долевого владения. Для этого они нанимают управляющие компании, которые занимаются ремонтом и обслуживанием домов.
Рассматриваемый нами акт конкретизирует эти положения, он содержит нормы, касающиеся следующего:
- процедур общих собраний жильцов и их полномочия;
- состава общего имущества, процедур его определения;
- осмотров, проверок состояния объекта;
- процесса утверждения списка работ по содержанию;
- ответственности за невыполнения работ и неосуществление услуг;
- графика и регулярности периодических мер по ремонтам (капитальным и текущим), по замене элементов коммуникаций и инфраструктуры;
- что должны содержать технические документы;
- определения платы, затрат и цены на содержание, а также графика и процедуры внесения средств;
- объема полномочий владельцев по проверке и контролю качества оказываемого обслуживания;
- документ конкретизирует нормы ЖК, касающиеся МКД, а также им конкретизируются принципы формирования тарифов по ремонту, коммуслугам и по управлению общими ресурсами дома и ее снижения, если обнаружились недостатки или ненадлежащее качество обслуживания;
- порядка определения ненадлежащего качества работ и периода оказания услуг с недостатками — это необходимо, чтобы установить сумму компенсации и снижение оплаты;
- ответственности потребителей и исполнителей;
- порядка изменения стоимости;
- средних значений нормативов потребления.
Полномочия по управлению
На имущество МКД, связанное с обеспечением работы всех систем объекта (кроме частного, то есть квартир и приватизированных помещений), распространяется собственность особой разновидности — общая долевая. Это значить, что все вопросы по нему решаются посредством общих совещаний (собраний) жильцов (владельцев).
На практике указанные собрания проводят крайне редко, так как эти полномочия делегируются организациям по обслуживанию. Но даже если есть УК, жильцы вправе собираться на свое усмотрение когда угодно.
То есть, граждане управляют МКД и непосредственно, но конечно же, у них отсутствуют навыки по техническому обслуживанию, кроме того, это требует значительных затрат времени и усилий, поэтому они нанимают специальные организации (УК) или создают объединения граждан (ТСЖ).
Оформив соглашение или Устав, указанные учреждения берут на себя ответственность по содержанию и уходу за общей недвижимостью. Это не отнимает у жильцов права проводить осмотры и проверять состояние строения, следить за ним и контролировать выполнение ремонта. Они взаимодействуют с УК или ТСЖ.
Какого имущества касается
Правила, перечисленные в документе, касаются следующего:
- помещений общего использования. А именно, площадей, за границами квартир и предназначенных для функционирования всего строения или его частей: лестниц, подъездных площадок, сборников мусора, лифтов, коридоров, подвалов, крыш, чердаков;
- конструкций ограждающего характера, несущего предназначения (стен, перекрывающих панелей);
- ограждающих ненесущих элементов для больше чем одного этажа;
- вспомогательных элементов для инвалидов;
- земельных участков строений в границах по кадастру;
- объектов благоустройства;
- общих механизмов и инструментов учета;
- внутридомовых водообеспечения (от стояков до начальных соединений), газоснабжения (от источников до конечных точек), систем отопления, электроснабжения (от внешних границ до учетных механизмов);
- иного имущества совместного пользования, или такого, что предусмотрено проектной документацией.
В 2019-ом внесены следующие изменения в постановление 491:
Пункт (Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) | Изменения |
13.1 | Виды осмотров: текущие, сезонные, внеочередные. |
14 | Результаты осмотра заносят в книги учета техсостояния (журналы осмотра). |
24 пп. «в» | Техническая документация теперь включает акты осмотра. |
31 (самое важное изменение) | Конкретизирован порядок формирования цен и оплаты в домах, где нет ТСЖ или жилищного кооператива, то есть, для большинства МКД. |
Установлены обязанности по информированию и предложениям по цене для жильцов от управляющих компаний, а также утверждения правил оплаты.
Видео: История вопроса
Перерасчет
Потребитель имеет право подавать письменное требование провести перерасчет выставленных ему счетов в управляющую компанию или иную организацию, занимающуюся обслуживанием дома. В частности это возможно в таких ситуациях:
- если собственник или зарегистрированный в жилье на протяжении длительного периода не пользуется им. В этом случае необходимо предоставить письменные доказательства такого обстоятельства (справку из органов местного самоуправления иных регионов, из места работы, если оно расположено в отдаленных местностях и подобное);
- если помещение не оснащено индивидуальными учетными и контролирующими приборами. При этом технические возможности для их установки должны отсутствовать, то есть, если ситуация такая, что их нельзя смонтировать по независящим от гражданина обстоятельствам;
- при обнаружении некачественности услуг, проведенного ремонта, брака или недостатков в смонтированном оборудовании.
Порядок снижение платы за коммунальные услуги
Размер оплаты снижается в пропорциональной зависимости полных календарных дней нарушения от цены некачественно выполненной работы или услуги (п. 10 Правил изменения размера платы … ).
Величина снижения определяется по формуле: стоимость услуги делят на календарные дни в мес. и умножают на количество календарных дней на протяжении, которых оказывалась услуга.
Интересующимся законодательством в описываемой сфере следует учесть, что с принятием новой редакции постановления № 491 утратили силу нормативные акты, которые были основным по вопросам тарифов и цен, а именно постановления №№ 89 и 392. Теперь рассмотренный нами документ заменил их и является основным по этой теме.
Содержание общего имущества многоквартирного дома
Содержание общего имущества многоквартирного дома
Содержание общего имущества многоквартирного жилого дома (далее – МКД) непрерывное и постоянное выполнение комплекса работ (услуг), включающих в себя план работ, перечень работ (услуг), в том числе дополнительные виды работ и услуг.
Требования к содержанию общего имущества утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в МКД и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Правила №491).
Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается в зависимости от способа управления МКД (п. 16 Правил N 491):
а) собственниками помещений:
— путем заключения договора управления МКД с УК;
б) ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным СПК (при управлении МКД):
— путем членства собственников в указанных организациях;
— путем заключения собственниками, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества.
В договоре управления, заключенном с УК должен содержаться перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, порядок изменения такого перечня, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок внесения такой платы (ч. 2,3 ст. 162 ЖК РФ).
В состав общего имущества включаются:
— помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом МКД (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в МКД оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
— ограждающие несущие конструкции МКД (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
— ограждающие ненесущие конструкции МКД, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
— механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в МКД за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
— земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
— иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного МКД, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен МКД.
В состав работ и услуг по содержанию общего имущества не входят (п. 15 Правил №491):
— содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, которое не является помещением общего пользования;
— утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, которые не являются помещениями общего пользования;
— уборка и очистка земельных участков, которые не входят в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Надлежащее содержание систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем МКД должно осуществляться специализированными организациями.
— получать от исполнителя информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ не позднее 5 рабочих дней с даты обращения (в договоре этот срок может быть уменьшен);
— проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в т.ч. путем проведения необходимой экспертизы);
— требовать от исполнителя устранения выявленных дефектов и проверять их полноту и своевременность устранения.
В случае оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества ненадлежащего качества потребитель вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы в письменной или устной форме в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения.
В течение 2 рабочих дней с даты получения заявления, исполнитель должен направить потребителю извещение о дате его получения, присвоенный регистрационный номер и последующее его удовлетворение (либо отказ с указанием таких причин).
В целях выявления факта нарушения проводится проверка, по результатам которой составляется акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В случае отказа в удовлетворении требований в добровольном порядке обратиться в суд исковым заявлением.
Невыполнение исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, кооперативом) обязанности по осуществлению содержания и ремонта общего имущества в МКД влечёт административную ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ. В целях привлечения исполнителя к административной ответственности по указанной статье, гражданину рекомендуется обратиться с письменным заявлением в Государственную жилищную инспекцию Калининградской области.
Государственное казенное учреждение Центр координации ГУ ИС Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 августа 2006 г. N 491
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ
И ПРАВИЛ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛОГО
ПОМЕЩЕНИЯ В СЛУЧАЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
ПО УПРАВЛЕНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА
И (ИЛИ) С ПЕРЕРЫВАМИ, ПРЕВЫШАЮЩИМИ
Список изменяющих документов
Видео (кликните для воспроизведения). |
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 N 354,
от 03.04.2013 N 290, от 14.05.2013 N 410, от 26.03.2014 N 230,
от 25.12.2015 N 1434, от 30.05.2016 N 480, от 09.07.2016 N 649,
от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232, от 09.09.2017 N 1091,
от 27.03.2018 N 331, от 13.09.2018 N 1090, от 12.10.2018 N 1221,
от 15.12.2018 N 1572)
В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме;
Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
2. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 8, ст. 671);
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3339).
3. Министерству регионального развития Российской Федерации утвердить до 1 октября 2006 г. положение о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома и внесении в нее необходимых изменений, форму указанной инструкции, а также методические рекомендации по ее разработке и применению.
4. Министерству юстиции Российской Федерации представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», касающихся порядка внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о правах на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
5. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации утвердить до 1 октября 2006 г. порядок определения состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и форму документа технического учета такого имущества.
7. Установить, что:
границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также границы зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества устанавливаются органами местного самоуправления до 1 июля 2007 г.;
границы кварталов, микрорайонов, земли публичного пользования определяются красными линиями в соответствии с градостроительным, земельным и жилищным законодательством Российской Федерации, а также обеспечивается государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, без взимания платы с собственников помещений в многоквартирном доме до 1 июля 2008 г.
8. Установить, что разъяснения о применении правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014 N 230)
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 15.12.2018)Об утв. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения ..
Категория документа:
(c) Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Республике Мордовия, 2006-2015 г.
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта
Адрес: 430030, г. Саранск, ул. Дальняя, д. 7
Постановление 491 с последними изменениями
Правила содержания общего имущества в МКД, утвержденные ПП РФ 491
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (по состоянию на 01.05.19 ) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» — Постановление 491 с последними изменениями.
Утвержденные Правила 491 регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество).
В состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее — оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Правила 491. Оглавление:
Постановление 491 с последними изменениями
1. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме
I. Определение состава общего имущества
I(1). Требования, в соответствии с которыми определяется перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах
II. Требования к содержанию общего имущества
III. Несение собственниками помещений общих расходов на содержание общего имущества
IV. Контроль за содержанием общего имущества
2. Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность
Постановление правительства Российской Федерации № 491 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме
I. Определение состава общего имущества
1. Состав общего имущества определяется:
2. В состав общего имущества включаются:
3. При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
4. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.
6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
8. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
9. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Как рассчитать платеж за общее имущество дома
Проживая в многоквартирном доме (МКД), жильцы владеют единолично лишь тем жилым помещением, в котором проживают, то есть какой-то долей МКД. БОльшая часть имущества МКД (крыша, несущие стены, подвал, технический этаж, вспомогательные помещения, земельный участок, территория двора) находятся в общей собственности и предназначены для общего пользования. Отсюда вытекает и название — общее имущество (ОИ). ОИ необходимо поддерживать в порядке и оплачивать его использование. Для этого были разработаны и утверждены постановлением правительства РФ № 491 правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и платы за содержание общего имущества.
Правила содержания ОИ в МКД: постановление № 491 (с изменениями и дополнениями от 15.12. 2018 г.)
Состав ОИ определяется государственными органами власти, ОМСУ и самими собственниками МКД.
Что входит в состав общего имущества МКД
В ОИ МКД входят:
Внешние границы систем отопления, водоснабжения и водоотведения, информационных сетей и телекоммуникаций проходят по внешней стороне стен дома. Внешняя граница СГС — соединение первого запорного клапана с ГРУ или резервуаром с сжиженным газом.
Соединение общедомовых приборов учета (при их наличии) с входными инженерными коммуникациями — это граница ответственности:
- за эксплуатацию систем до приборов учета ответственность несут ресурсоснабжающие организации;
- все, что находится от общедомового КПУ (или отключающего вентиля) до ответвления в квартиру, находится под ответственностью управляющих компаний, кооперативов, товариществ.
Общее имущество товариществ собственников жилья
На основании правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, раздел I(1), к ОИ нескольких домов, которым управляют ТСЖ, относится:
- благоустроенный земельный участок с зелеными насаждениями;
- вся дворовая инфраструктура (гаражи, площадки и пр.);
- ОИ, допускающее по строительному проекту совместное использование (например, участок инженерных коммуникаций, последовательно соединяющих системы нескольких МКД).
Требования к содержанию ОИ МКД
Основные требования содержания общего имущества:
Осмотры общего имущества МКД
Осмотры общего имущества могут быть:
- текущими (проводятся в сроки, рекомендуемые по правилам эксплуатации);
- сезонными (проводятся дважды в год — в начале и в конце отопительного периода);
- внеочередными (вследствие аварийной ситуации).
Проводиться осмотры могут:
- самими собственниками (на основе договоров с управляющими организациями или специалистами, осуществляющими ремонт и техобслуживание);
- ТСЖ или ЖСК;
- застройщиком (в отношение ОИ, которое еще не передано по договору).
Результаты осмотра документируются в акте, в котором указывается:
- степень соответствия ОИ требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- меры, которые нужно принять для устранения обнаруженных дефектов.
Осмотру и ремонту не подлежат двери и окна, балконы помещений, не предназначенных для общего пользования.
Текущие и капитальные ремонты в МКД
Решение о текущем или капитальном ремонте принимается на общем собрании собственников:
- Текущий ремонт предназначен для поддержания ОИ в нормальном техническом состоянии и предотвращении износа, а также устранения дефектов отдельных составных частей (замена несущих конструкций и лифтов не проводится).
- Капитальный ремонт необходим, когда износ достигает предельно допустимых значений, что ставит под угрозу надежность конструкций, безопасность жильцов. Может потребоваться замена оборудования, несущих/ограждающих конструкций, лифтов и т.д.
Техническая документация на дом
О состоянии общего жилого имущества можно судить по технической документации МКД, включающей:
- сведения о текущем состоянии ОИ;
- документы об установке, замене, контрольных проверках приборов учета;
- акты о проведенных осмотрах и ремонтах;
- документы о проверке рабочего состояния и испытаниях инженерных систем, устанавливаемого оборудования;
- акт о подготовке к отопительному сезону;
- инструкция с правилами эксплуатации, разработанная фед. исполнительным органом, с рекомендациями от застройщика;
- другие документы (копия кадастрового плана, выписка из реестра, копия градостроительного плана, копия проектной документации, реестр собственников и др.)
Полный список требований к содержанию ОИ МКД — в разделе II постановления № 491.
Плата за содержание общего имущества
На основании ч. 28 раздела III, собственники оплачивают содержание общего имущества в виде в виде платы или взносов за содержание ЖП (жилого помещения).
Собственники могут также заключить энергосервисный договор с управляющей компанией цель которого — экономия коммунальных ресурсов на общедомовые нужды.
Подробнее — ч. 38(2) — 38(5) раздела III правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Контроль за содержанием ОИ
- Контроль за общим имуществом МКД производится фед. исполнительными органами и органами субъектов РФ.
- Ответственность за ненадлежащее содержание ОИ несут УО, ЖСК. ТСЖ, а также лица, оказывающие услуги по содержанию общедомового им-ва на основании договоров.
- Собственники вправе требовать от ответственных лиц:
- отчетов о состоянии ОИ МКД;
- устранения всех выявленных дефектов;
- отчетов о проведенных работах по устранению недостатков и их стоимости (раздел IV Правил).
Правила перерасчета платы за содержание общего имущества
Если управление МКД осуществляется недобросовестным образом или с большими перерывами, то платежи за содержание жилого помещения должны быть пересчитаны в сторону снижения управляющими органами организаций МКД.
Формула для перерасчета ежемесячных платежей используется следующая:
S изм. = Sу х Nd/Nm, где
Sy за отдельную услугу берется из сметы, составленной управляющей организацией, в которой находится полный перечень всех оказываемых услуг с указанием их стоимости.
Читать полностью правила перерасчета платы за содержание общего имущества.
Заключение
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме:
- конкретизируют виды общего имущества в многоквартирных домах;
- устанавливают правила содержания общего имущества в МКД с разной формой управления;
- позволяют определить, как рассчитываются платежи на содержание жилого помещения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Практическая польза правил № 491 еще в том, что они помогают произвести перерасчет платы за ОИ при некачественном обслуживании жилых домов.
Источники
Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.
CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.
Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.- Давыденко, Дмитрий Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах / Дмитрий Давыденко. — М.: Секрет фирмы, 2014. — 168 c.
- Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
Позвольте представиться. Мое имя Петр. Я уже более 20 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи.
Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.