Дополнительный налог помимо официальных сборов

Самое важное на тему: "Дополнительный налог помимо официальных сборов" с комментариями профессионалов. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному консультанту.

Налоги и сборы в Российской Федерации

Налоги и сборы — это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги являются безвозмездными платежами. Сборы, в отличие от налогов, подразумевают возмездное совершение государственными или муниципальными органами юридически значимых действий, таких как предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоговым Кодексом Российской Федерации определены виды федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальные налоговые режимы. Все перечисленные ниже налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и могут быть им отменены.

Федеральные налоги и сборы

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Отдельные виды федеральных налогов могут быть отменены при использовании специальных налоговых режимов.

Региональные налоги

Региональные налоги устанавливаются (а также вводятся и прекращают свое действие) законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Как и федеральные, отдельные виды региональных налогов могут отменяться специальными налоговыми режимами.

Органы государственной власти субъектов РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Местные налоги

Местные налоги устанавливаются (а равно вводятся в действие и прекращают действие) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Специальные налоговые режимы могут отменять отдельные виды местных налогов.

Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Что такое двойное налогообложение

Двойное налогообложение (ДН) – специфический способ обложения активов налогами. При этом плательщику приходится платить налоги два раза. Этот вариант является крайне нежелательным. Для избегания двойного налогообложения были приняты различные международные соглашения.

Что собой представляет двойное налогообложение

Двойное налогообложение – это обложение активов налогом два раза. Удвоение возникает вследствие того, что налоги взыскиваются двумя государствами в одно и то же время. Такая ситуация бывает, как правило, если компания получает доходы как в одном, так и в другом государстве. В рассматриваемом случае очень сложно определить налогооблагаемую базу. Для избегания ДН организации делятся на резидентов и ЮЛ, не являвшихся резидентами.

Существует ФЗ «О налогообложении». Согласно его пунктам, доход, приобретенный в других государствах, входит в состав налогооблагаемой базы в родной стране. Зарубежные средства засчитываются в объеме, который используется при расчете налогов. При этом нужно придерживаться некоторых правил. В частности, суммы, которые учитываются при налогообложении, не должны превышать сумму обязательного налога, перечисляемого в РФ.

Почему ДН настолько нежелательно? По сути, оно дискриминирует плательщика. Компании приходится уплачивать налог в удвоенном размере. Это препятствует нормальному ведению деятельности.

В каких случаях возникает двойное налогообложение

ДН возникает в следующих случаях:

  1. Компания выплачивает налоги в двух государствах. Выходом из положения является или следование конвенциям, по которым налог взимается только в одном государстве, или следование национальным законам.
  2. Компании приходится выплачивать налог в различных местах. Рассматриваемый порядок является смешанным.
  3. Налогом облагается только часть прибыли компании. В данном случае также происходит двойное налогообложение: сначала при начислении налога на доход, а затем на начислении его на дивиденды. В рассматриваемом случае, как правило, используются различные ставки на распределяемый и нераспределяемый доход.

Методы предотвращения двойного налогообложения зафиксированы в нормативных актах.

Разновидности двойного налогообложения

Существует два вида двойного налогообложения:

  1. Внутреннее. Активы облагаются налогом внутри страны. Сбор налога осуществляется на различных административных уровнях. Подобная форма налогообложения может быть вертикальной. В данном случае сбор осуществляется на местном и государственном уровне. Вертикальная форма актуальная для Швеции. Существует также горизонтальная форма. При этом сбор налога осуществляется на одном уровне. Такая форма актуальна для США. В одних штатах облагаются только доходы, полученные там же, в других – доходы в других штатах.
  2. Внешнее. Внешнее двойное налогообложение возникает из-за сложности установления или налогоплательщика, или налогооблагаемой базы.

ВАЖНО! Внешняя форма предполагает налогообложение за пределами государства.

По каким причинам образуется двойное налогообложение?

Двойное налогообложение наблюдается в следующих случаях:

  1. Компания имеет двойное резидентство. То есть она признается резидентом в двух странах.
  2. Один и тот же доход является налогооблагаемой базой в двух государствах. К примеру, в одной стране доход признается налогооблагаемой базой из-за наличия резидентства у компании, а во второй – на основании нормы об источнике дохода.
  3. Траты фирмы по-разному засчитываются в разных государствах.
  4. Источник дохода находится в несколько государствах.

Основная причина образования двойного налогообложения – различные нормативные акты в разных государствах, различное регулирование налогооблагаемой базы. Кроме того, нормативный акт можно истолковывать несколькими путями.

Рассмотрим пример. В США неточности в декларации могут привести к штрафам в размере 10 000 долларов. В Швейцарии же к неверной информации в декларации, если нарушения незначительны, относятся более лояльно. Неточности нарушениями считаться не будут. В данном случае необходимо международное соглашение. Оно требуется для согласования интерпретаций нормативных актов.

Инструменты для устранения двойного налогообложения

Для устранения ДН пользуются двумя способами:

  1. Односторонним. Предполагает меры со стороны одного государства. При этом изменяются нормативные акты, касающиеся налогов, в одной стране. Первым методом одностороннего устранения ДН является налоговый кредит. Предполагает зачет налогов, выплаченных в другой стране, в счет обязательств плательщика внутри государства. Второй метод – налоговая скидка. Предполагает вычет из суммы налогов внутри государства сумму налогов, выплаченных в другой стране.
  2. Многосторонним. Предполагает заключение международных соглашений и конвенций. То есть для реализации этого способа нужны усилия двух государств. Наиболее актуальный метод – распределительный. При этом активы в одном государстве перестают облагаться налогом в пользу другой страны.
Читайте так же:  Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, для устранения двойного налогообложения применяются оба этих метода.

Межгосударственные соглашения

Первое межгосударственное соглашение было подписано между Францией и Бельгией в 1843 году. На данное время существует более 400 подобных соглашений. Однако практически все эти нормативные акты базируются на принципах оптимума Парето. Основной критерий: оптимальным вариантом является тот, который несет пользу одной стороне, но при этом не причиняет вред другой стороне. На основании этого можно сказать, что межгосударственные соглашения не должны ухудшать положение страны-участницы. Именно на основании соглашения устанавливается налоговая юрисдикция.

На основании различных международных конвенций выделяются эти методы устранения двойного налогообложения:

  • Формирование точных понятий, которые используются в рамках нормативных актов. Интерпретация терминов.
  • Разработка схемы ликвидации ДН, при котором каждая страна выбирает отдельную налогооблагаемую базу. Налог взимается с конкретного дохода.
  • Формирование механизма ликвидации ДН в случаях, когда оба государства облагают налогами все доходы.
  • Ликвидация обложения налогами, которое дискриминирует плательщика, в другой стране.
  • Обмен актуальными сведениями, для того чтобы не допустить уклонения от обязательных плат или злоупотребления законом.
  • Установление оптимальных способов ликвидации ДН в отношении доходов резидентов.

Государства должны содействовать друг другу при налогообложении.

Особенности определения максимальной суммы платежей

Максимальная сумма зачета рассчитывается следующим образом:

  1. Определяется, подлежат ли налоги, которые уплачены в другой стране, зачету при выплате налога внутри страны.
  2. Устанавливается максимальная сумма зачета. При этом осуществляется расчет ограничения зачета.
  3. Находится меньший размер из суммы налогов, уплаченных в другом государстве и подлежащих зачету, и из максимальной суммы зачета. Если компания уплачивает налог в размере, большем установленного размера максимальной суммы, он не будет принят для иностранного зачета.

Двойное налогообложение – большая проблема, однако она решается за счет целого ряда инструментов. Использовать их может как отдельная страна, так и два государства. Взаимодействие государств друг с другом считается более эффективным.

А. Пограничные налоги и сборы

НАЛОГОВЫЕ (ПАРАТАРИФНЫЕ) МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Налоговые, или паратарифные, методы— это все виды платежей при таможенном оформлении сделки помимо таможенных пошлин (которые в сумме по отдельным товарам могут превышать размер пошлины). Они делятся на 2 группы: пограничные и внутренние налоги и сборы .

Это — дополнительный экономический инструмент регулирования внешней торговли, позволяющий уравнивать конкурентные условия на внутреннем рынке для иностранных и отечественных товаров и финансировать расходы государства, в том числе связанные с развитием внешней торговли.

Пограничные налоги и сборы взимаются таможенными органами. Основными налогами и сборами являются следующие:

1. Уравнительные налоги и сборы, имеющие наибольшее значение. Они соответствуют косвенным налогам, которыми в стране импорта облагаются отечественные товары в интересах создания одинакового налогового режима для одних и тех же импортных и отечественных товаров. Особенно распространен пограничный уравнительный налог, эквивалентный налогу на добавленную стоимость ( в странах ЕС установлена усредненная его ставка на большинство товаров в размере 15%). В некоторых странах этот налог включается в таможенный тариф отдельной колонкой.

В РФ налог на добавленную стоимость взимается в размере 20% с импортируемых на территорию РФ товаров. Не облагается НДС товарный вклад в уставный фонд предприятия с инос­транными инвестициями, а также безвозмездная и гумани­тарная помощь. По экспорту НДС облагаются посредничес­кие операции (фирм, не производящих данные товары). НДС начисляется на сумму таможенной стоимости, пошлины и акциза (если товар подакцизный).

Кроме того , в России с 1 января 1994г по 31 декабря 1995г временно взимался специальный налог по ставке 3% (с 1 апреля 1995г – 1,5%) для помощи сельскому хозяйству и угольной промышленности

2. Сборы, связанные с перемещением товара через границу: за таможенное оформление груза( в России, например, 0,15% от таможенной стоимости товара -0,1% в рублях и 0,05% в валюте контракта), за хранение товара на таможенном складе, за выдачу лицензии, консульский сбор, портовый, статистический, муниципальный, сборы на развитие экспорта, а иногда и на различные благотворительные цели.

3. Компенсационные сборы. Взимаются в странах ЕС для ограничения ввоза сельскохозяйственных товаров, когда потребности в них могут быть удовлетворены за счет внутреннего производства. Размер этих взносов не фиксирован и изменяется в зависимости от меняющегося соотношения мировых цен и единых цен ЕС.

В. ВНУТРЕННИЕ НАЛОГИ И СБОРЫ взимаются с определенных товаров во многих странах уже после пересечения границы : в момент реализации или вскоре после продажи.

К ним относятся:

акцизные сборы (, установленные в фискальных целях обычно со спиртных напитков, табачных изделий, кофе, нефтепродуктов),

Акцизы — как форма государственного налога взимаются с импортных товаров, перечень которых устанавливается в за­конодательном порядке (около 40 товаров): алкогольные, табачные, ювелирные изделия, автомобили и др. Ставки ак­цизов сравнительно высокие, дифференцированы по товарам и устанавливаются в процентах от фактурной стоимости (10—70%) или в ЕВРО. Подакцизными является также часть экспортных товаров.

ИМПОРТНЫЕ ДЕПОЗИТЫ — беспроцентный налог, вносимый импортером в банк перед закупкой товара за рубежом, в размере части или полной стоимости импортируемого товара ( или в зависимости от ставки таможенной пошлины) на срок в несколько месяцев. Внесение депозита увеличивает издержки импортера, изымает денежные средства из обращения и сокращает платежеспособный спрос.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8871 —

| 7561 — или читать все.
Читайте так же:  Трудовой договор между ип и водителем образец

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Отличие налога от сбора

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денег в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

А сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

  • либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

А вот дальше начинаются отличия.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги – прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, не обязательно все (п. 3 ст. 17 НК РФ). Эти элементы определяются в зависимости от характера самого сбора (п. 2 Определения КС РФ от 08.02.2001 N 14-О ).

Таким образом, можно подытожить, что налоги и сборы имеют как общие, так и отличительные черты. И тот, и другой являются обязательными платежами, но исполняют разные функции, что влечет за собой и иные отличия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАЛОГИ

При установлении дополнительного налога, как правило, не устанавливаются никакие другие специальные нормы и правила налогообложения за исключением норм и правил, регламентирующих предоставление права на налоговые льготы отдельным категориям лиц. В отличие от установления самостоятельного регионального (или местного) налога с тем же объектом налогообложения, что и для уже действующего федерального налога, установление дополнительного налога не приводит к двойному налогообложению внутри страны, хотя и увеличивает бремя налогоплательщика.

На дополнительные налоги, как правило, распространяются соглашения об избежании двойного налогообложения, в то время как самостоятельные виды региональных и местных налогов могут не включаться в число налогов, на которые распространяются соглашения.

Кроме того, могут взиматься общегосударственные дополнительные налоги, являющиеся надбавкой к основным общегосударственным налогам (например, дополнительный подоходный налог в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, штатные надбавки к федеральному корпорационному налогу в США, специальный налог, взимавшийся в РФ в 90-е гг.).

Понятие и отличия налога, пошлины, сбора

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина – денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины.

Отличия налога от сбора:

налог исчисляется в процентном отношении к какой-либо базовой единице, а сбор является фиксированным размером платы за услугу

налог удерживается со всех субъектов налогообложения без учета их желаний, тогда как сбор является свободным волеизъявлением плательщика

налог уплачивается на безвозмездной основе, а сбор подразумевает получение от государственных органов какой-либо информации или услуги

налог имеет определенную периодичность оплаты, в то время как сбор является разовым платежом

неуплата налога влечет ответственность, неуплата сбора – отказ госоргана в совершении юридически значимых действий

налог выступает только в виде денежного платежа, сбор м/б внесен разными способами

Отличия налога от пошлины и от сбора:

федеральный, региональный, местный

федеральный, региональный, местный

Существенные элементы закона о налоге

Существенные элементы закона о налоге — те элементы закона о налоге, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными.

К ним относятся:

налогоплательщик (субъект налога)

метод учета налоговой базы

налоговая ставка (норма налогового обложения) и метод налогообложения

порядок исчисления налога

сроки уплаты налога

способы и порядок уплаты налог

Субъектами налогообложения (налогоплательщиками и плательщиками сборов) — организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ, объектом налогообложения являются:

реализация товаров (работ, услуг)

или иное обстоятельство,

имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Предмет налога — материальные и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Различают следующие основные предметы налогообложения:

Читайте так же:  Как продается залоговая квартира

доход (прибыль) на данный момент

имущество (земля, недвижимость, автомобили, накопленный доход и другое имущество)

права на получение дохода (долговые обязательства в форме облигаций, векселей и т.п.).

Масштаб налога — вспомогательный элемент, характеризующий определенную законом меру измерения (стоимостную, количествен­ную или физическую характеристику) объекта налогообложения. При использовании в качестве меры измерения:

стоимостной характеристики масштабом налога являются денежные единицы

количественной характеристики это могут быть, например, мощность или объем двигателя, площадь земельного участка, объем воды, и т.д.

физической характеристики — крепость напитков, характеристика бензина.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Налогооблагаемая база – количественное выражение объекта налога. Это основа для исчисления суммы налога и определяется по формуле: NB = единица налога умноженное на число единиц.

Метод учета – 1. кассовый метод, 2. накопительный.

Кассовый – при этом методе учитывают реальный момент получения дохода или наличия имущества.

Накопительный – не реально полученные денежные средства, а момент возникновения имущественных прав или обязанностей.

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Единица налогообложения — единица измерения объекта, с помощью которой определяется налоговая база (1 рубль, МРОТ, 1 кв. м земли).

Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Виды ставок: процентные, в твердой денежной сумме, в определенном размере кратности к МРОТ, смешанные (денежная + процентная), прогрессивные.

Порядок исчисления налога — процессуальное действие, согласно которому исчисляется сумма налога, подлежащая уплате за отчетный период. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, которая подлежит уплате за налоговый период, исходя из сложившейся по данным учета налоговой базы, существующей налоговой ставки и имеющихся налоговых льгот.

Отчетный период – промежуток времени, определенный законодательно, в течение которого имели место определенный юридические факты, имеющие значение для налогового обложения.

Помимо обязанности исчислить налог, налогоплательщик обязан правильно и в установленный срок уплатить этот налог. Если говорить о сроках уплаты налогов, то эти сроки устанавливаются применительно к каждому налогу. Например: согласно ч. 4 ст. 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость за истекший налоговый период производится равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Порядок уплаты — способ, форма и сроки уплаты налога. Сроки уплаты определяются календарной датой, периодом времени, исчисляемого годами, месяцами, декадами, неделями, днями, а также указанием на событие или действие, которое должно наступить или произойти.

Формы уплаты налога: внесение платежей частями (в том числе авансовых) в течение налогооблагаемого периода в установленные сроки с окончательным расчетом и уплатой суммы налога по окончанию периода; разовая уплата всей суммы налога; в наличной форме или путем безналичных расчетов; в валюте РФ, если иное не предусмотрено правовым актом.

Способы уплаты налога:

Кадастровый способ заключается в уплате налога на основании данных соответствующего реестра объектов налогообложения. Как правило, применяется для налогов, объектом которых является имущество, а исчисление размера налога не связано с оценкой доходности объекта налогообложения.

Уплата налога «у источника» применяется в отношении тех налогов, которые удерживаются из начисленного дохода. Этот способ означает необходимость исчисления и перечисления налоговых платежей лицом, выплачивающим налогооблагаемые доходы налогоплательщику. Налогоплательщик получает налогооблагаемый доход уже с вычтенной из него суммы налогового платежа.

Уплата налога по декларации состоит в предоставлении налогоплательщиком в налоговые органы информации о полученных им за прошедший налоговый период объектах налогообложения и расчет суммы налогового платежа. Указанная информация заносится налогоплательщиком в бланк налоговой декларации, который передается в налоговый орган.

Уплата налога по уведомлению применяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти, не являющиеся налоговыми агентами. Эти органы направляют налогоплательщику налоговое уведомление.

3.Понятие налога и сбора в налоговой системе рф

Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

4.Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;

налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

5.Виды налогов и сборов в России

В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

Читайте так же:  Как правильно оформить перепланировку квартиры

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

[2]

Федеральные налоги и сборы

Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

налог на добавленную стоимость;

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес;

Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы

Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСНХ);

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик – получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т.п.); налог с наследства и дарения, имущественный налог и т.п. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь: налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет. Отличительная особенность данного налога – относительно сложный расчет его суммы.

Прямые налоги – налог на прибыль; ЕСН; налог на имущество; налог на доходы физического лица.

Налог на прибыль – облагается налогом прибыль, полученная налогоплательщиком. ЕСН – с 1/01/2001г.- объект налогообложения- выплаты и иные вознаграждения

Налог на имущество организаций— облагается налогом движимое, недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС. Налоговый период – календарный год. Налог на доходы физических лиц – объектом налогообложения являются доходы, полученные от всех источников.

Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть по существу он является сборщиком, а покупатель — плательщиком косвенного налога.

В РФ эти налоги преобладают.

Основные виды косвенных налогов:

Акциз — вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги;

[3]

Налог на добавленную стоимость — вид косвенного налога; форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации;

[1]

Таможенная пошлина — вид косвенного налога, в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета;

Экологический налог — вид косвенного налога, связанный с охраной окружающей среды.

4.2. Налоги сборы, взимаемые с импортера в связи с таможенным оформлением и перемещением товара через границу

К импортным товарам, пересекающим границу, применяются также дополнительные налоги и сборы.

Дополнительные сборы — это платежи, которые взимаются с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем они не имеют внутреннего аналога.

Они предназначены для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей, и имеют целевой характер. В число налогов и сборов, связанных с оформлением грузов на таможне, входят:

сборы в связи с таможенным оформлением грузов (налог на таможенную очистку товара);

портовый сбор (сбор на развитие портового хозяйства);

сбор на развитие экспорта;

налог на переводы иностранной валюты;

сбор за импортную лицензию;

налог на транспортные средства;

сбор на благотворительные цели.

Сборы в связи с таможенным оформлением грузов направляются на развитие таможенной службы. Формально такого рода налоги взимаются для покрытия расходов, связанных с таможенной очисткой товара, у них нет эквивалента среди внутренних налогов, поэтому они носят вполне определенный протекционистский характер. В США, например, сбор за таможенное оформление товара составляет 0,17% его стоимости (но не менее 21 и не более 400 долл.)

Перечисленные сборы и налоги уплачиваются лицом, подписывающим таможенную декларацию, в момент импорта. Величина этих сборов относительно невелика и не превышает, как правило, 1-2% от стоимости товара.

Читайте так же:  Кворум для проведения общего собрания участников ооо

4.3. Таможенные доплаты

Наряду с пограничными уравнительными налогами, а также традиционными налогами, имеющими прежде всего фискальный и компенсирующий характер, в некоторых странах используются специальные меры налогового характера, которые направлены на регулирование отдельных товарных рынков, так называемые таможенные доплаты (дополнительные платежи).

Таможенные доплаты — это дополнительные налоги, добавочные пошлины, которые вводятся в торгово-политических целях, для пополнения бюджета или защиты национального производства.

Дополнительным платежом (налогом или сбором) облагаются только иностранные товары и по своему экономическому и торгово-политическому значению он мало чем отличается от таможенной пошлины, поэтому его можно лишь условно отнести к мерам скрытого протекционизма. Основные черты этих налоговых инструментов — соединение функций регулирования внутренних цен, протекционизма и субсидирования отдельных отраслей или секторов экономики.

Наиболее часто эти средства используются для регулирования рынков сельскохозяйственных товаров, которые в наибольшей степени являются объектом внутренней поддержки и субсидирования. С их помощью осуществляется защита внутреннего производства сельскохозяйственных товаров, поддерживается высокий уровень цен на сельскохозяйственные продукты.

Так, в рамках ЕС проводится Единая аграрная политика, направленная на планомерное регулирование европейского рынка сельскохозяйственной продукции. В целях сохранения социального равновесия ЕС признает необходимым поддержание на определенном уровне цен на продукцию, производимую европейскими фермерами. Чтобы обеспечить повышение цен на импортную продукцию (более дешевую, чем европейская), применяются скользящие импортные налоги (сборы).

Скользящие импортные налоги (сборы) — налоги (сборы) с нефиксированной ставкой, взимаемые при импорте товаров, призванные поддерживать на постоянной уровне внутренние цены.

Как и пошлины, они взимаются при импорте товаров и прямо воздействуют на цену товара. Однако скользящие импортные сборы существенно отличаются от таможенных пошлин в том отношении, что их ставка не фиксирована: она меняется в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на товары. Скользящие сборы поддерживают на постоянном уровне внутренние цены. Их ставка повышается, когда мировые цены падают, и снижается при росте цен. Другими словами, применение скользящих импортных сборов позволяет всегда сохранять установленную степень защиты внутреннего рынка.

Система скользящих импортных сборов обладает гораздо более высокой степенью гибкости, чем таможенные пошлины. Их размеры могут меняться ежедневно. Они практически могут полностью изолировать движение цен на том или ином рынке от движения мировых цен, резко повысить конкурентоспособность товаров, производимых национальными отраслями экономики, и фактически закрыть дорогу ввозимой продукции. Существует мнение, что система скользящих сборов носит более запретительный характер, чем контингентирование, поскольку контингенты устанавливают определенный уровень импорта, а постоянно меняющиеся размеры скользящих сборов приводят к тому, что величина импорта непредсказуема.

Есть еще одна важная особенность, характеризующая скользящие импортные налоги. Скользящие сборы, не являясь таможенной пошлиной, не могут быть таким же объектом в торговых переговорах, как таможенные пошлины.

В ЕС в зависимости от продукта сбор взимается вместо таможенной пошлины или вместе с ней. В дополнении к импортному сбору с некоторых товаров, отмеченных в интегрированном тарифе ЕС, взимается сельскохозяйственный сбор. Он взимается по специфическим ставкам, которые устанавливаются Комиссией европейских сообществ (правительством ЕС).

Еще один вид дополнительных платежей, связанных с импортом аграрной продукции, — компенсационный сбор.

Компенсационный сбор — разновидность скользящих налогов, которые покрывают (компенсируют) разницу между мировыми ценами и внутренними ценами на сельскохозяйственные товары.

Компенсационные сборы являются составным элементом системы, действующей в интересах аграрно-промышленных комплексов, сложившихся в странах ЕС. Она защищает позиции аграриев ЕС на рынке сообщества, содействует повышению цен на сельскохозяйственную продукцию на рынках ЕС и росту прибылей аграриев.

На виды продукции, к которым применяются компенсационные сборы, в начале каждого хозяйственного года устанавливаются справочные (контрольные) цены на основе цен производителей ЕС. Импортная цена, исчисляемая как цена продажи импортных товаров на рынке ЕС минус таможенные сборы, не должна падать ниже справочной. Если импортная цена на определенный продукт, ввозимый из определенной страны, держится на более низком уровне в течение двух дней подряд, то вводится компенсационный сбор, равный разнице между справочной и фактической ценой с поправками на транспортные расходы и качество товара. Комиссия европейских сообществ ежедневно публикует размеры компенсационных сборов.

В числе паратарифных мер выделяют также декретированную таможенную оценку, представляющую собой практику административного установления таможенной стоимости (стоимости ввоза товара на рынок) для исчисления таможенных пошлин и сборов. Она будет рассмотрена в параграфе 8 данной темы — «Таможенные процедуры».

В настоящее время в Российской Федерации применяются следующие паратарифные платежи [10; 409]:

сборы за таможенное оформление, за хранение и за таможенное сопровождение товаров;

внутренние налоги, взимаемые с импортных товаров (НДС и акцизы);

декретированная таможенная стоимость (применяется в РФ в отношении подакцизных товаров);

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

паратарифный сбор в отношении транзитных товаров.

Источники


  1. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.

  2. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.

  3. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
  4. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.
  5. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
  6. Дополнительный налог помимо официальных сборов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here