Содержание
- 1 Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления (ст.ст. 294 — 300)
- 2 Что значит оперативное управление имуществом
- 3 Право оперативного управления имуществом.
- 4 Что такое оперативное управление имуществом
- 5 Право оперативного управления имуществом
- 6 Оперативное управление: определение, порядок оформления
Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления (ст.ст. 294 — 300)
Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления
> Право хозяйственного ведения |
Содержание Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Что значит оперативное управление имуществом
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
За бюджетным учреждением (школа) на праве оперативного управления закреплено здание. Часть этого здания передана по договору безвозмездного пользования другому государственному бюджетному учреждению (детский сад) того же уровня собственности. Правомерна ли данная ситуация, или часть здания может передаваться от одного бюджетного учреждения второму только на праве оперативного управления?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача бюджетным учреждением части помещений в безвозмездное пользование другому бюджетному учреждению не противоречит закону.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Бюджетное учреждение хочет передать в аренду помещения (часть здания), находящиеся у него в оперативном управлении. Неизвестны общая площадь помещений, планируемых к передаче в аренду, а также общая площадь здания, в котором они находятся. Арендатором, предположительно, будет лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (коммерческая организация или ИП). Будет ли являться передача помещений в аренду основанием для изъятия имущества собственником как излишнего и неиспользуемого? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2017 г.);
— Энциклопедия решений. Учет при безвозмездном пользовании по стандарту «Аренда» у ссудодателя (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Передача имущества в безвозмездное пользование (для госсектора).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
21 марта 2019 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Право оперативного управления имуществом.
Право оперативного управления – это особая разновидность вещных прав наряду с правом собственности, с правом хозяйственного ведения и в сравнении с ними право оперативного управления уступает по объему правомочий.
В соответствии с гражданским законодательством РФ право оперативного управления – это право учреждений и казенных предприятий владеть, пользоваться закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями их деятельности, назначением такого имущества и, если иное не установлено законодательством, распоряжаться таким имуществом с согласия его собственника.
Собственник имущества при этом вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, которые были выделены ему собственником на приобретение этого имущества. Изъятым у учреждения или казенного предприятия имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.
Рассмотрим подробнее права, а также ограничения прав учреждений и казенных предприятий в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления в следующих разделах.
Имущество казенного предприятия
Казенное предприятие субъекта РФ — только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Муниципальное казенное предприятие — только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.
Казенное предприятие вправе отчуждать или другим способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом лишь с согласия его собственника и только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.
В уставе казенного предприятия могут быть предусмотрены виды сделок и (или) их размер, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества казенного предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено действующим законодательством.
Казенное предприятие осуществляет деятельность в соответствии со сметой доходов и расходов, которая утверждается собственником имущества такого предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено российским законодательством.
Казенное предприятие, взяв в аренду земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, не вправе:
- сдавать его в субаренду;
- передавать свои права и обязанности по договору аренды третьим лицам;
- отдавать арендные права в залог;
- вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ либо в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
Имущество общественного учреждения
Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления таким имуществом.
Общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на праве оперативного управления, могут быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими другими законными способами имущества.
При переходе права собственности на имущество, которое закреплено за общественным учреждением, к другому лицу данное общественное учреждение сохраняет право оперативного управления таким имуществом.
Без письменного разрешения собственника общественные учреждения не вправе отчуждать либо другим способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом, а также приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете.
Если учредительными документами общественному учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественного учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Общественные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам общественного учреждения несет собственник соответствующего имущества.
Имущество автономного учреждения
1. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.
Остальным имуществом (в том числе недвижимым) автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение при этом составляет имущество, указанное в пункте 5 настоящего раздела.
Особо ценное движимое имущество
Для более полного и правильного восприятия законодателем дано определение понятия «особо ценное движимое имущество» – это движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу устанавливается Правительством РФ.
3. Решение об отнесении имущества к особо ценному движимому имуществу принимается учредителем одновременно с принятием решения о закреплении такого имущества за автономным учреждением либо о выделении средств на его приобретение.
4. Недвижимое имущество, которое закреплено за автономным учреждением (приобретено за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества), а также особо ценное движимое имущество, которое находится у автономного учреждения, подлежит обособленному учету в установленном порядке.
5. С согласия своего учредителя автономное учреждение вправе вносить имущество, которое указано в пункте 4 настоящего раздела в уставный (складочный) капитал других юридических лиц либо иным образом передавать такое имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.
Исключение при этом составляют:
— объекты культурного наследия народов Российской Федерации;
— предметы и документы, которые входят в состав Музейного фонда и Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда.
6. Земельный участок, который необходим автономному учреждению для выполнения своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
7. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям (при условии: такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах). Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
Имущество частного учреждения
Частное учреждение не вправе отчуждать, а также другим способом распоряжаться имуществом, которое закреплено за ним собственником или приобретено этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено его учредительным документом. При этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.
Имущество бюджетного учреждения
Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за ним собственником или приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на такое приобретение, а также недвижимым имуществом.
Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством:
1. Крупную сделку бюджетное учреждение может совершить только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
При этом законодателем дается определение понятия «крупная сделка» — это сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением другого имущества (которым в соответствии с законодательством бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование либо в залог при определенном условии.
Условие заключается в том, что цена такой сделки или стоимость отчуждаемого (передаваемого) имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если в уставе бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением вышеуказанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения либо его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала (должна была знать) об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.
Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, которые были причинены бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением вышеуказанных требований, независимо от того, была ли такая сделка признана недействительной.
2. Бюджетное учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
3. В случае, когда заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является либо намеревается быть бюджетное учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и бюджетного учреждения в отношении существующей (предполагаемой) сделки:
— оно обязано сообщить о своей заинтересованности соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения до момента принятия решения о заключении сделки;
— и такая сделка должна быть одобрена соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, только если такая деятельность предусмотрена его учредительными документами.
Видео (кликните для воспроизведения). |
При этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Имущество казенного учреждения
Казенное учреждение не вправе отчуждать или другим способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, которые были получены от такой деятельности, поступают в соответствующий бюджет российской бюджетной системы.
Получить консультацию и заказать необходимую услугу Вы можете у юристов нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.
Что такое оперативное управление имуществом
Оперативное управление имуществом – это узкоотраслевое вещное право, его регламентирует ГК РФ, его ст. 269. Такой объект имущества находиться во владении государства либо муниципалитета, распоряжение им возможно только с разрешения владельца. Процедура подобного управления должна быть зарегистрирована, согласно закона. Что интересно такое понятие, как и схема ведения дел используется только странах постсоветского пространства.
Понятие и виды прав
Прежде чем разбираться в этом понятии, следует понять, что вообще такое вещные права. Согласно закона у каждого человека существуют вещные и обязательственные права. В этом аспекте следует рассмотреть особенные черты интересующих нас прав, среди них:
- Это абсолютное право. То есть имеется в виду, что человек, который владеет чем-либо, в противоставление другим людям, которые не являются истинным владельцем подобного имущества. По закону это огромное количество людей не имеет права нарушать полномочия истинного владельца.
- Оно может признаваться только в том случае, когда это прописано в нормах закона и предусмотрено ним.
- Объектом может выступать только одна единственная вещь, ее параметры и применение в этом случае не имеет значения.
Теперь можно рассматривать оперативное управление, как ограниченное вещное право, оно отличается объемом полномочий, который имеется у владельца. В этом случае что-либо находиться в собственности одного лица и при этом во владении другого лица оно также есть, но при этом возможности управления ограничены.
Важно! Подобные права могут возникать вне воли владельца, в следствии действия права следования, когда права идут за вещью.
Обозначение
Оперативное управление – это право ведения хозяйства, является производным от права владения. Пользоваться им может исключительно юрлицо. Если сказать проще, то суть в том, что собственность, находящаяся во владении муниципалитета, госучреждения может быть применена по необходимости, то есть право на подобные действия передаются другому лицу, хотя они и ограничены.
Собственник он же руководитель предприятия имеет следующие права:
- Создание задач и установление сроков их выполнения.
- Внесение изменений в организационную структуру.
- Контроль организационных процессов.
- Контроль над правильностью и законностью использования имущества.
- Назначение руководящего состава, он же может быть контролирующим органом от государства.
Есть также четкие ограничения подобного формата управления госимуществом, среди них:
- Операции по продаже, в том числе отдельных объектов.
- Сдача в аренду.
- Использование в качестве залога при кредитовании.
Важно! Если получить разрешение от первичного владельца, то есть государства, даже подобные действия могут быть разрешенными.
Среди других особенностей, следует выделить такие:
- Субъекты не могут делиться на части и паи, он передаются управляющему только единым целым.
- Отвечает за вверенное имущество управляющий, помимо того оно находиться на балансе его предприятия.
- Лицо, осуществляющее рассматриваемое управление все равно находиться в подчинении первичного собственника.
Ограниченное право
Именно так можно сказать об оперативном управлении, среди самых важных черт можно выделить такие:
- Управляться подобным образом могут исключительно казенные и чаще всего производственные предприятия, имущество находиться в собственности государства непосредственно или через муниципалитет.
- Оперативный управленец распоряжается имуществом, но только в той области, где функционирует предприятие. Иногда корректировка тех или иных действий происходит за счет указаний собственника.
- Распоряжаться ввереным без согласия государства нельзя. Единственное что возможно – это продавать произведенную продукцию.
Функции и задачи управляющего
Тот, кто стоит у руля оперативного управления имеет определенные функциональные задачи, которые становясь владельцем, обязан выполнять. Также перед ним ставятся конкретные задачи, ответственность за который он несет.
Среди них такие:
- Координация работы всех структурных подразделений. Если рассмотреть производственное предприятие полного цикла, то тут в круг функций управляющего входит обработка заказов, связь с производственными мощностями, реализация готового товара.
- Работа с документооборотом. В этом случае отвечает оперативный управляющий, а не конечный собственник, то есть все необходимые бумаги, в частности отчеты должны быть готовы своевременно, иначе ответственности по закону не миновать.
- Планирование. Управляющие контролирует сроки выполнения поставленных задач. Кроме того, собственнику обязательно предоставляется отчет.
- Управление производством, в том числе контроль качества изготовленных товаров.
- Учет издержек, которые невозможно исключить, адекватное их обоснование.
- Техническая составляющая для выполнения производственных задач, то есть оснащение всем необходимыми агрегатами, учет, сохранность и отправка произведенных товаров.
- Учет запасов и своевременная закупка сырья.
Задачи, которые ставятся перед оперативным собственником многочисленны, но основная – это сделать производство прибыльным. Среди ключевых задач, которые этому способствуют:
- Определение объемов производимых товаров, которые возможно производить на имеющихся мощностях.
- Выбор места размещения производства, опираясь на параметр цена-качество.
- Координация заказов, которые поступают на предприятие.
- Выдача заданий для работы.
- Установление адекватных сроков для выполнения.
- Контроль над соблюдением правил, сроков.
- Обеспечение наибольшей эффективности работы.
Как взять в аренду имущество под подобным управлением?
Далеко не каждое имущество, находящееся под оперативным управлением взять в аренду сложно, но существует процедура, позволяющая это сделать. Полномочия собственника делегированные, поэтому по своему усмотрению он не может распоряжаться тем, чем управляет и отдавать его в аренду или продавать.
Важно! Обсуждать возможность сдачи в аренду подобной собственности необходимо обсуждать с государственными органами, то есть фактическими владельцами.
- Прошение на имя собственника (государства) о возможности получит имущества в аренду. Причем в кругу интересов могут быть только не задействованные в данный момент активы.
- К подобному прошению следует прикрепить пояснительную записку, в ней указывается: характеристика здания, помещения, которое заинтересовало, обоснованная целесообразность аренды и влияние ее на работу предприятия.
Если доводы устроили государство/муниципалитет, то подписывается договор аренды. Финансы, вырученные от сдачи в аренду, направляются предприятию в качестве вспомогательного бюджетного финансирования.
Передача имущества под оперативное управление
Для того чтобы факт передачи имущества под оперативное управление был зафиксирован, необходимо произвести следующие манипуляции:
- Составление акта приема-передачи, согласно с требованиями закона.
- Заверение акта. Это делают обе стороны, после этого бланки регистрируют.
- Только после этого помещения/здание переходят на баланс оперативного управляющего.
Хотя оперативное управление на данный момент активно используется в нашей стране, нормативы, которые на данный момент прописаны в законе устаревшие. Возможности управления ограничены, но именно благодаря передаче в управление юридическому лицу, госимущество (предприятия) могут работать и приносить доход.
Право оперативного управления имуществом
Довольно распространена практика владения имуществом на правах оперативного управления. Это способ пользования собственностью, который используют различные компании. Для этого им необходимо произвести передачу недвижимости и зарегистрировать права на них. О целях и особенностях оформления таких прав и поговорим далее.
Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования
Это два разных вида использования имущества. Главное отличие касается объёма прав по распоряжению имуществом. В случае оперативного управления, организация, получившая такое право, может вести коммерческую деятельность с помощью полученного имущества, передавать его в аренду и получать за это плату.
При безвозмездном пользовании, имущество можно использовать только в личных целях. Все дополнительные формы использования данных объектов собственности нужно согласовывать с их владельцем, если они не прописаны в договоре. Также безвозмездное пользование не даёт права на ведение коммерческой деятельности.
Особенности оперативного управления
Как у любого вида управленческой деятельности, у оперативного управления есть несколько особенностей:
- Непрерывность для достижения результатов;
- Последствия управления могут наступить не только во время его осуществления, но и после окончания действия договора;
- Связано с достижением конкретной цели, измеренной в объективных показателях (финансовых или иных результатах труда);
- Лежит в основе долгосрочных планов.
Глобальная особенность в том, что оперативное управление должно привести к росту эффективности использования данной собственности.
Задачи и цели управления
Основная цель управления заключается в выполнении программы по использованию имущества, переданного управляющей компании.
Задачи представляют собой более детальное уточнение цели. Это могут быть:
Все цели формулируются в зависимости от типа деятельности организации и вида собственности, которую она получила на правах оперативного управления.
Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости
Законодательные нормы, регулирующие владение объектами недвижимости, и другие права на них описаны в Гражданском кодексе РФ. Помимо общей или частной собственности на имущество, закон допускает его передачу в оперативное управление. Эта возможность указана в 296 статье ГК. Вид имущества, движимое или недвижимое, при этом роли не играет.
Важно зарегистрировать такое управление собственностью. Эти требования прописаны в 131 статье ГК и законе «О государственной регистрации недвижимости».
Что такое регистрация оперативного управления
На праве оперативного управления имущество закрепляется для безвозмездного использования и осуществления собственной деятельности. В частности, таким образом государственное имущество передаётся бюджетным организациям – детским садам, школам и т.п.
Но только лишь передачи собственности недостаточно. Нужно зарегистрировать сами права, то есть подтвердить их переход. Закон №218 определяет регистрацию как внесение соответствующих данных в Единый государственный реестр недвижимости.
Для чего и кому нужна регистрация?
Несмотря на законодательное предписание регистрировать закрепление на праве оперативного управления недвижимого имущества, многие люди задаются вопросом об обязательности этой процедуры. Поскольку она требует определённых денежных трат, а также сбора ряда документов, то неудивительно, что люди хотят обойтись без неё.
Однако, получив собственность и начав пользоваться ею, без регистрации учреждение не получает права на эту собственность, что чревато сложностями в случае спорных ситуаций.
Согласно 218-му закону регистрация является единственным достоверным подтверждением такого права. После её прохождения оспорить права оперативного управления можно только в суде.
Порядок регистрации прав
Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает на основании передачи имущества собственником компании, которая будет им управлять. Для проведения регистрации нужно подать в Росреестр перечень документов. Подаёт их и заявление о регистрации компания, которой такое право передаётся. Подать заявление можно лично, либо по почте. Кроме этого есть возможность подавать на регистрацию в МФЦ или через портал Госуслуги. Госпошлиной этот вид регистрации не облагается. Сама процедура сводится к проверке поданных документов и внесению необходимой информации в реестр.
Документы требуемые для регистрации
Регистрация аренды имущества на праве оперативного управления требует подачи следующих документов:
- Учредительных документов предприятия;
- Личных документов заявителя, подтверждающих его полномочия;
- Документа о закреплении объекта;
- Документы о факте передачи собственности.
Дополнительную документацию, а именно выписку из ЕГРЮЛ, реестра госсобственности и кадастровый паспорт подавать не обязательно. Они считаются дополнительными документами, и подаются по желанию.
Если документы подаёт представитель организации, у него должна быть действующая доверенность с соответствующими правами.
Процедура передачи имущества
Оформление права оперативного управления недвижимым имуществом предполагает прохождение процедуры передачи самой собственности. Владельцы имущества закрепляют объекты за учреждениями, получившими его в управление.
Часто речь идёт именно о передаче государственного имущества. В таком случае, решение о его передаче должен принимать орган, обладающий такими полномочиями.
Кроме регистрации права управления, нужно оформлять акт приёма-передачи собственности. В некоторых муниципальных учреждениях принимают свои акты о порядке передачи имущества.
Оперативное управление: определение, порядок оформления
Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника либо же доверенного лица/организации. Указанные лица либо учреждения могут распоряжаться им в соответствии с производственной необходимостью на основании правил эксплуатации.
Суть оперативного управления
Оперативное управление — это деятельность управляющего субъекта, которая направлена на то, чтобы воздействовать на объект имущества для достижения поставленных компанией целей. Фактически, это реализация производственного плана, а также непрерывный контроль за полнотой и своевременностью его выполнения. Этот экономический механизм позволяет получать прибыль от неиспользуемого оборудования путем передачи его третьим лицам на определенных условиях.
Особенности оперативного управления
- осуществляется непрерывно на всех этапах производственного процесса с целью достижения запланированных результатов;
- последствия наступают не только в конкретный момент осуществления управления, но также и в последующие периоды (причем это может также касаться того времени, когда срок действия договора на оперативное управление истек);
- имеет конкретную цель, без которой любые управленческие мероприятия и действия не несут никакого смысла (может выражаться как в денежных единицах, так и в показателях, касающихся производительности труда);
- является основой тактических и стратегических планов, представляя собой главный механизм претворения их в реальность.
Процесс оперативного управления
Процесс оперативного управления включает в себя ряд обязательных мероприятий, среди которых стоит выделить:
- установление точных координат, а также временных рамок, в соответствии с которыми будет производится эксплуатация объектов;
- ведение непрерывного учета всех процессов и операций, которые осуществляются на протяжении всего периода оперативного управления;
- постоянный мониторинг текущего состояния дел с целью сравнения его с плановыми показателями;
- оперативное реагирование на отклонения в производственном процессе с целью внедрения корректирующих мероприятий.
Право оперативного управления
Распоряжение тем или имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но также и регулируется законодательными актами. Право оперативного управления предоставляется либо непосредственному собственнику объектов, либо же организации, которой он делегировал определенные обязанности. Можно сказать, что предприятие обладает весьма ограниченными полномочиями, ведь фактический владелец может в любое время поступить с имуществом по своему усмотрению.
Говоря о материальных объектах, которые находятся в ведении муниципальных структур, или же были переданы им в собственность, следует заметить, что процесс оперативного управления в данном случае регулируется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. При этом ценности, переданные в ведение государственного или любого другого объекта, должны быть немедленно зарегистрированы в налоговом реестре.
Обязательным условием передачи имущества в оперативное управление является то, что оно должно использоваться строго по назначению и в соответствии с целями, указанными в уставных документах организации. В случае нарушения данного условия собственник имеет полное право изъять материальные ценности. Нецелевое использование имущества должно подтверждаться актом, который будет составлен по итогам проведения специальной проверки.
Функции оперативного управления
- управление движением материальных средств, а также отражение данных процессов в бухгалтерской и налоговой отчетности;
- непрерывный контроль за состоянием и исправностью переданных в ведение фондов (это важно с той точки зрения, чтобы определить сферу ответственности собственника и доверенного лица);
- определение цен и тарифов на товары и услуги, произведенные при помощи материальных ценностей, переданных в управление (должны быть соблюдены интересы всех сторон договора);
- осуществление налоговых отчислений;
- формирование производственного бюджета, а также пристальный контроль за его выполнением;
- оформление юридических документов, которые регулируют правила и условия управления полученным имуществом;
- налаживание отношений с поставщиками и клиентами, а также организация работы персонала.
Управление и ведение
Оперативное ведение и оперативное управление — это разновидности прав, определяющих степень собственности и полномочий касательно распоряжения теми или иными объектами. Эти категории определяют взаимоотношения собственников, доверенных лиц, а также персонала, который непосредственно имеет дело с имуществом, переданным организации в управление.
Оперативное ведение и оперативное управление — неравноправные понятия. Так, субъектами первого могут быть только юридические лица, оформленные как предприятия конкретных видов. Говоря об оперативном управлении, стоит сказать, что в данных отношениях могут принимать участие как производственные, так и некоммерческие организации и общества, а также лица-предприниматели.
Хозяйственное и оперативное управление различаются также объемами полномочий, предоставленных сторонам. Первое является более широким, поскольку такое право может предоставляться непосредственно коммерческому предприятию. Что касается второй категории, то здесь речь может идти о казенных организациях или же об учреждениях, не имеющих своей целью получение прибыли.
Управление предприятием
Оперативное управление предприятием включает в себя несколько составляющих. Так, первая из них представляет собой комплекс действий относительно производственных и непроизводственных затрат, а именно:
- определение структуры, а также систематизация различных видов издержек с целью их оптимизации и минимизации;
- регулярное ведение учета и составление отчетности как для внутреннего пользования, так и для предоставления собственнику;
- определение себестоимости производимой продукции, а также факторов, на нее влияющих;
- установление принципов зависимости между себестоимостью и размером чистой прибыли;
- формирование ценовой политики, которая бы позволяла получить максимальный результат в денежном выражении;
- составление планов затрат и издержек, а также постоянный контроль за их исполнением;
- проведение анализа отчетных показателей с целью усовершенствования механизмов работы.
Также стоит отдельно выделить управление запасами, которое подразумевает:
- ведение учета товарно-материальных ценностей в складских помещениях с целью постоянного их пополнения и рационального использования;
- определение оптимальной системы размещения производственных запасов в границах предприятия (с точки зрения логистики);
- непрерывный контроль качества и сроков годности сырья и готовой продукции во избежание непроизводственных потерь;
- организация контроля за работой персонала, задействованного в складском хозяйстве.
Оперативное управление денежными средствами
Деньги в различных формах — это неотъемлемый элемент и даже необходимое условие существования организации. Оперативное управление данным элементом включает в себя ряд мероприятий:
- контроль движения денег как в наличной, так и в безналичной форме (на банковских счетах);
- анализ операций с использованием иностранной валюты;
- ведение налоговой отчетности для своевременной подачи документов в специализированные органы и осуществление соответствующих платежей;
- аудит финансовой документации как собственными силами, так и путем привлечения профессиональных экспертов со стороны;
- оценка финансового состояния предприятия на основе расчета и анализа специальных коэффициентов;
- ведение и анализ бухгалтерской документации.
Система управления
Система оперативного управления включает в себя следующие составляющие:
- управление затратами на производственные и непроизводственные мероприятия;
- управление деньгами, которые содержатся как в наличной форме, так и на банковских счетах;
- управление запасами и ресурсами, которые задействованы в процессе производства;
- управление закупками и поставками;
- управление производственными активами;
- определение эффекта от проведенных мероприятий и сопоставление его с запланированным.
Неотъемлемой частью данной системы является четкий и спланированный документооборот. Каждая из операций, касающихся оперативного управления, должна быть зафиксирована и оформлена должным образом, кроме того, должна быть составлена система отчетности.
Процедура регистрации
В некоторых случаях может возникнуть необходимость передать третьим лицам и организациям свою собственность. Оперативное управление — это один из лучших вариантов. Процедура регистрации подобного рода отношений подразумевает следующие действия:
- экспертиза подлинности и правильности составления документов, которые поданы как собственником, так и доверенным лицом;
- запрос в государственные органы с целью получения разрешения на регистрацию оперативного управления;
- проведение экспертизы и технической инвентаризации объектов собственности, касательно которых будут заключены договорные отношения;
- регистрация оперативного управления в специализированных государственных органах и получение соответствующих документов.
Документы для оформления
Для того чтобы официально оформить оперативное управление организацией, необходимо предоставить в регистрационные органы следующий перечень документов:
- оригиналы, а также нотариально заверенные копии учредительных документов предприятия;
- кадастровый паспорт или же план производственных и непроизводственных помещений;
- договор, в котором содержатся сведения о передаче прав и полномочий, касающихся оперативного управления;
- документ, в котором содержится информация об имуществе, передаваемом третьему лицу или организации;
- акт, фиксирующий прием имущества доверенным лицом.
Объекты управления
Объект оперативного управления может представлять собой движимое и недвижимое имущество, производственное оборудование или же организацию в целом. При этом придется решить ряд задач и ответить на некоторые вопросы, а именно:
- определение целей оперативного управление, а также разработка плана тактических мероприятий, направленных на достижение желаемого эффекта;
- определение путей, а также изыскание средств для организации результативной эксплуатации переданных в оперативное управление объектов собственности;
- организация поставок материальных и сырьевых ресурсов для бесперебойного функционирования производственного процесса;
- непрерывный контроль за достижением плановых показателей;
- периодический анализ отчетности для выявления отклонений с целью принятия управленческих решений касательно совершенствования процесса производства.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Оперативное управление — это эффективный инструмент, который позволяет достичь высокого экономического эффекта путем передачи имущества в ведение третьим лицам или организациям.
Источники
Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.
Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.- Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.
- Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.
Позвольте представиться. Мое имя Петр. Я уже более 20 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи.
Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.